Власть и бизнес несовместимы?
Эксперты Центра развития ГЧП совместно с ИнСоР провели исследование нынешнего состояния частно-государственного партнерства. К эффективному сотрудничеству власти и бизнеса руководители государства призывают уже не первый год.
Казалось бы, в условиях кризиса, когда региональные бюджеты вынуждены экономить, самое время последовать этому призыву. Но практика показывает – эффективного взаимодействия не получается. На днях Центр развития государственно-частного партнерства (ГЧП) и президентский Институт современного развития (ИнСоР) обнародовали результаты исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах Центрального федерального округа: инвестиции и инфраструктура», которое проводилось в течение последних пяти месяцев.
Выводы экспертов неутешительны: ни власть, ни бизнес в регионах пока не понимают, как им применять механизмы государственно-частного партнерства, что это такое вообще и какую выгоду должно им принести. Проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства, должны реализовываться на основе бюджетного и внебюджетного финансирования с четким распределением рисков между участниками, где властные органы выступают не столько регуляторами, сколько равноправными для частного инвестора партнерами. Основными сферами, где они могут реализовываться, должны были стать модернизация транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
На 18 обследованных регионов таких проектов нашлось всего шесть. В основном это проекты по жилищному строительству и в сфере жилищно-коммунальных услуг. На практике бюджетное участие в подобных проектах ограничивается предоставлением льгот, субсидий и дотаций бизнесу. Специалисты Центра развития ГЧП ввели для такой ситуации понятие «квази-ГЧП-проекты».
«Почти все реализуемые региональные проекты являются таковыми», – объясняет термин председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России и председатель генерального совета ЦРГЧП Андрей Спиридонов. Собственно ничего нового в подобной практике нет. Она неоднократно применялась и раньше, но была хороша в «тучные» годы и там, где бизнес готов был рисковать своими средствами при минимальной поддержке бюджета. Сейчас и экономическая ситуация изменилась, да и проекты, где планируется применять государственно-частное партнерство, оказались более рискованными для бизнеса.
Как отметил в одном из своих выступлений Владимир Путин: «Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь подставить плечо там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки». Но если на федеральном уровне государство определилось с правилами игры, то на региональном - таких правил фактически не существует. Ни у одного субъекта ЦФО нет регионального закона о ГЧП, хотя еще год назад Экспертный совет при комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал модельный закон «Об участии субъекта в государственно-частном партнерстве». Соответственно в регионах отсутствуют и примерные формы договоров, заключаемых с инвестором, и ни власть, ни бизнес здесь так и не смогли прийти к единому мнению о том, в каком именно виде должно проходить их взаимодействие друг с другом.
«С одной стороны, региональные и муниципальные власти понимают необходимость поиска внебюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов. С другой – отсутствуют понятные схемы эффективного взаимодействия власти и бизнеса, которые формировали бы интересные для обеих сторон проекты», – отмечается в материалах исследования. К проблемам, стоящим на пути развития ГЧП, эксперты относят также отсутствие квалифицированных инвестиционных компаний, а, кроме того, готовых проектов, к участию в которых региональные власти могли бы пригласить бизнес. Даже имея привлекательные сферы и объекты, регионы не умеют ни грамотно подготовить обоснование и документацию проекта, ни прорекламировать его, чтобы привлечь партнеров к его реализации.
Исправить ситуацию, по мнению Павла Селезнева, председателя правления Центра развития ГЧП, можно за счет создания специализированных координационных центров по развитию государственно-частного партнерства в каждом регионе, но вне региональных администраций. В качестве самостоятельных экспертных структур, участвующих в исследовании местной экономики, такие центры могли бы объединить ресурсы власти и частного сектора, создать площадку, где представители региональных администраций и предприниматели смогут вырабатывать общие правила игры.
Выводы экспертов неутешительны: ни власть, ни бизнес в регионах пока не понимают, как им применять механизмы государственно-частного партнерства, что это такое вообще и какую выгоду должно им принести. Проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства, должны реализовываться на основе бюджетного и внебюджетного финансирования с четким распределением рисков между участниками, где властные органы выступают не столько регуляторами, сколько равноправными для частного инвестора партнерами. Основными сферами, где они могут реализовываться, должны были стать модернизация транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
На 18 обследованных регионов таких проектов нашлось всего шесть. В основном это проекты по жилищному строительству и в сфере жилищно-коммунальных услуг. На практике бюджетное участие в подобных проектах ограничивается предоставлением льгот, субсидий и дотаций бизнесу. Специалисты Центра развития ГЧП ввели для такой ситуации понятие «квази-ГЧП-проекты».
«Почти все реализуемые региональные проекты являются таковыми», – объясняет термин председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России и председатель генерального совета ЦРГЧП Андрей Спиридонов. Собственно ничего нового в подобной практике нет. Она неоднократно применялась и раньше, но была хороша в «тучные» годы и там, где бизнес готов был рисковать своими средствами при минимальной поддержке бюджета. Сейчас и экономическая ситуация изменилась, да и проекты, где планируется применять государственно-частное партнерство, оказались более рискованными для бизнеса.
Как отметил в одном из своих выступлений Владимир Путин: «Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь подставить плечо там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки». Но если на федеральном уровне государство определилось с правилами игры, то на региональном - таких правил фактически не существует. Ни у одного субъекта ЦФО нет регионального закона о ГЧП, хотя еще год назад Экспертный совет при комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал модельный закон «Об участии субъекта в государственно-частном партнерстве». Соответственно в регионах отсутствуют и примерные формы договоров, заключаемых с инвестором, и ни власть, ни бизнес здесь так и не смогли прийти к единому мнению о том, в каком именно виде должно проходить их взаимодействие друг с другом.
«С одной стороны, региональные и муниципальные власти понимают необходимость поиска внебюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов. С другой – отсутствуют понятные схемы эффективного взаимодействия власти и бизнеса, которые формировали бы интересные для обеих сторон проекты», – отмечается в материалах исследования. К проблемам, стоящим на пути развития ГЧП, эксперты относят также отсутствие квалифицированных инвестиционных компаний, а, кроме того, готовых проектов, к участию в которых региональные власти могли бы пригласить бизнес. Даже имея привлекательные сферы и объекты, регионы не умеют ни грамотно подготовить обоснование и документацию проекта, ни прорекламировать его, чтобы привлечь партнеров к его реализации.
Исправить ситуацию, по мнению Павла Селезнева, председателя правления Центра развития ГЧП, можно за счет создания специализированных координационных центров по развитию государственно-частного партнерства в каждом регионе, но вне региональных администраций. В качестве самостоятельных экспертных структур, участвующих в исследовании местной экономики, такие центры могли бы объединить ресурсы власти и частного сектора, создать площадку, где представители региональных администраций и предприниматели смогут вырабатывать общие правила игры.