Точка поставлена окончательная, и менеджменту обеих компаний остается только подчиниться, хотя в кулуарах обоих фирм наверняка еще долго будет слышаться глухое ворчание. История с объединением Совкомфлота и Новошипа, стартовавшая в начале года, с самого начала была похожа на династический брак – это когда жениха и невесту тащат к алтарю едва ли не силком, а главной целью мероприятия становятся не счастье молодых супругов, а достижение неких имперских интересов. За всеми разговорами о пользе такого слияния так и осталось неясным – в какую именно сумму государство оценивает 50,34% акций Новошипа, и на сколько вырастет уставной фонд Совкомфлота, а самое главное – кто именно будет распоряжаться этими деньгами? И если ответ на последний вопрос очевиден (разумеется, право «рулить финансами» будет предоставлено отдельным топ-менеджерам, имена которых будут одобрены правительством), то никто не спешит отвечать на самый главный – как и кто станет этих менеджеров контролировать?
Впрочем, протестующие голоса если и были слышны, то только в самом начале. История с поспешной отставкой главного фрондера – экс-главы Новошипа Тагира Измайлова, который настаивал, что без слияния с Совкомфлотом его компания будет управляться намного эффективнее (что вполне соотвествовало истине - у "Новошипа" выручка и EBITDA за 2006 г. составила $561 млн и $312 млн, а у “Совкомфлота” — $511 млн и $283 млн) надолго отбила у противников объединения охоту возражать что-нибудь по существу. А после того, как в конце июля совет директоров ОАО «Совкомфлот» избрал своим председателем помощника президента РФ Игоря Шувалова, стало окончательно ясно, что объединения не избежать. С первых минут своего назначения Шувалов заговорил о «неукоснительном соблюдении» определенного Указом президента России 6-месячного срока реализации всех необходимых мероприятий по внесению находящихся в федеральной собственности 50,34% акций ОАО «Новошип» в качестве вклада РФ в уставный капитал ОАО «Совкомфлот». Объединенная компания будет создана до конца года и войдет в перечень стратегических предприятий страны. В дальнейшем, как заявил идеолог и идейный вдохновитель этого объединения, гендиректор Севкомфлота и бывший министра транспорта Сергей Франк, на базе обоих пароходств будет построен холдинг с капитализацией не меньше $5 млрд.
Некоторые аналитики усмотрели за слиянием Новошипа и Совкомфлота интересы именно Сергея Франка, который еще полтора года назад предлагал объединить под одной крышей не только эти компании, но также и Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) - одно из крупнейших транспортных предприятий России, осуществляющее грузовые перевозки между портами Дальнего Востока, Чукотки, Сахалина и Камчатки, а также Южной Кореи, Японии, Китая, Тайваня, Вьетнама, Австралии, Новой Зеландии и США. Не исключено, что этот час уже пробил. «Совкомфлот» готов к новым поглощениям», - заявляет Франк. По сведениям информируемых источников, в настоящее время активировались переговоры между Франком и самым крупным держателем акций ДВМП, бизнесменом Сергеем Генераловым (ему принадлежит 64%). Предмет переговоров держится втайне, но мало кто сомневается, что речь на самом идет о возможных схемах поглощения и «отступных» «контрольному» акционеру. При этом никого не должно смущать, что дальневосточное пароходство представляет собой компанию, намного превосходящую Совкомфлот по возможностям и масштабам: как показывает история слияния последней с Новошипом, мелкая компания вполне может поглотить крупную (до консолидации Совкомфлот эксплуатировал 39 танкеров, «Новошип» – 47) А топ-менеджер уровня Сергея Франка не может не понимать, что поглощение транспортным холдингом такой компании, как ДВМП, могло бы звучать победным аккордом в деле создания еще одной государственной монополии. Возможно, что и само слияние Совкомфлота с Новошипом было своего рода «обкаткой» перед триумфальным поглощением ДВМП.