Все больше россиян следит за экономикой и начинает экономить
Очередной соцопрос, на этот раз проведенный компанией Nielsen, проиллюстрировал настроения россиян – с конфликта на Украине они переключили внимание на состояние экономики РФ.
В ходе проведенного опроса, результаты которого привел «Коммерсант», в компании Nielsen сравнили данные третьего и четвертого кварталов прошедшего года. Как оказалось, с 42% до 60% увеличилось число респондентов, считающих, что экономика России находится в рецессии. При этом 34% опрошенных полагают, что кризис в стране продлится как минимум до конца этого года. В результате этого граждане вынуждены экономить: 50% на развлечениях вне дома, 49% на покупке одежды, 46% на коротких отпусках. В целом экономить стали уже 78% опрошенных, треть стала приобретать меньше товаров повседневного спроса, почти столько же полагают, что их качество ухудшится, а ассортимент сократится. Аналогичные настроения компания фиксировала в кризисные 2008-2009 гг.
С 6% до каждого десятого увеличилось число тех, кто обеспокоен ростом цен на продовольствие, 60% полагают, что он продолжится. В отчете компании отмечается, что российские потребители переключились на магазины-дискаунтеры и магазины у дома, поскольку вынуждены экономить, и пытаются оградить себя от соблазнов. Такая тенденция возникла еще в ноябре. Кроме того, потребителей привела в шок ситуация на внутреннем валютном рынке, когда в декабре рост курсов валют побил исторические максимумы, и это подорвало их уверенность в будущем. К примеру, представитель Auchan Мария Курносова сообщила изданию, что в торговой сети отметили смену потребительских настроений – они переключились на более дешевые товары. На волне слухов граждане подвергались панике и скупали товары длительного хранения, но по большей мере они были лишь «всплесками», отметили в «Дикси».
И если напряжение в экономической и политической сферах практически не находило отражения на настроениях россиян, то с ноября ситуация изменилась, утверждают в Nielsen. Так, вдвое – с 10% до 20% – возросло число тех, кто обозначил в качестве основной причины для беспокойства национальную экономику. При этом число тех, кого волновали вооруженные действия на территории Украины, наоборот, сократилось – с 22% до 12%.
С 6% до каждого десятого увеличилось число тех, кто обеспокоен ростом цен на продовольствие, 60% полагают, что он продолжится. В отчете компании отмечается, что российские потребители переключились на магазины-дискаунтеры и магазины у дома, поскольку вынуждены экономить, и пытаются оградить себя от соблазнов. Такая тенденция возникла еще в ноябре. Кроме того, потребителей привела в шок ситуация на внутреннем валютном рынке, когда в декабре рост курсов валют побил исторические максимумы, и это подорвало их уверенность в будущем. К примеру, представитель Auchan Мария Курносова сообщила изданию, что в торговой сети отметили смену потребительских настроений – они переключились на более дешевые товары. На волне слухов граждане подвергались панике и скупали товары длительного хранения, но по большей мере они были лишь «всплесками», отметили в «Дикси».
И если напряжение в экономической и политической сферах практически не находило отражения на настроениях россиян, то с ноября ситуация изменилась, утверждают в Nielsen. Так, вдвое – с 10% до 20% – возросло число тех, кто обозначил в качестве основной причины для беспокойства национальную экономику. При этом число тех, кого волновали вооруженные действия на территории Украины, наоборот, сократилось – с 22% до 12%.