Выше финграмотность — меньше жалоб на МФО
Сектор МФО давно стал притчей во языцех из-за сомнительных практик предоставления займов и работы с должниками. Тем не менее, как отмечают структуры, имеющие в поле зрения деятельность микрофинансистов, последние стали исправляться.
В частности, в Приволжском федеральном округе Банк России на сегодняшний день зарегистрировал 370 микрокредитных организаций, из которых ТОП-6: 46 — в Башкортостане, 43 — в Пермском крае, 42 — в Татарстане, 40 — в Самарской области, 39 — в Удмуртии, 34 — в Нижегородской области. Заместитель начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ПФО Елена Назарычева напоминает, что сектор МФО относится к повышенной группе риска использования в схемах легализации преступных доходов по причине относительной простоты регистрации МФО и возможности легально привлекать средства юридических лиц, перераспределяя их между физическими лицами. В связи с чем сектор с 2014 года попал под действие антиотмывочного законодательства.
В ПФО 97% организаций зарегистрировали свои личные кабинеты, а у 3% пока нет личного кабинета в силу того, что они начали действовать недавно (2018–2019 гг.). 94% из активных МФО используют и передают данные в ведомство. 5% из тех, у кого есть личные кабинеты, не направляют отчеты о своих клиентах. Там, где большее сосредоточение МФО, и нарушений больше, отмечает Назарычева. Тем не менее, объемы сведений о подозрительных операциях клиентов МФО значительно снижаются - если в 2017 году их было 214, то в 2019 году всего 36.
Дмитрий Суконкин, начальник отдела поведенческого надзора Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе, напротив, сообщил, что у регулятора снижения жалоб не наблюдается, их количество, наоборот, растет: за первое полугодие 2019 года поступило 14 тыс. жалоб, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Половина подобных заявлений касается действий, направленных на возврат задолженности по договору микрозайма. Кроме того, выросло количество жалоб на превышение предельного размера начисленных процентов по договору займа, сюда же относятся жалобы по оказанию возмездных услуг. Это порядка 20% из всех, что поступают.
В основе лежат причины экономические и социологические, считает Суконкин. Банк России предпринимает действия, направленные на ограничение предельной долговой нагрузки на заемщика, а рынок изыскивает возможность получения непроцентных доходов. Среди нарушений Суконкин отметил требования некоторых микрофинансистов оплаты за возможность получения услуги, которая должна быть бесплатной. За такое поведение будет выдано предписание, предупредил Суконкин.
Меры, принятые в отношении МФО, КПК и ломбардов, вылились в 309 предписаний об устранении/недопущении нарушений и в 164 протокола об административном правонарушении, указано в презентации.
Людмила Катина, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора в Нижегородской области, считает необходимым развивать финграмотность населения: «Чем больше информировано население, тем меньше жалоб в Роспотребнадзор». С 2016 года наблюдается снижение доли обращений по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг в общем объеме жалоб. По итогам 9 месяцев 2019 года этот показатель составил 4,1%, что на 1,7 процентных пункта ниже показателя 2018 года. В 2019 году в Управление поступило 237 обращений от потребителей финансовых услуг, среди них только 7% — это жалобы на МФО.
С 2017 года количество обращений на МФО показывает отрицательную динамику. За последние два года этот показатель снизился более чем в три раза. Так, в 2016 году поступило 75 жалоб, в 2018 году — 28 жалоб, а за 9 месяцев 2019 года — 12 жалоб.
В основном население жалуется на не предоставление информации от МФО до заключения договора и невозможность полностью ознакомиться с его условиями.
В ПФО 97% организаций зарегистрировали свои личные кабинеты, а у 3% пока нет личного кабинета в силу того, что они начали действовать недавно (2018–2019 гг.). 94% из активных МФО используют и передают данные в ведомство. 5% из тех, у кого есть личные кабинеты, не направляют отчеты о своих клиентах. Там, где большее сосредоточение МФО, и нарушений больше, отмечает Назарычева. Тем не менее, объемы сведений о подозрительных операциях клиентов МФО значительно снижаются - если в 2017 году их было 214, то в 2019 году всего 36.
Дмитрий Суконкин, начальник отдела поведенческого надзора Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе, напротив, сообщил, что у регулятора снижения жалоб не наблюдается, их количество, наоборот, растет: за первое полугодие 2019 года поступило 14 тыс. жалоб, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Половина подобных заявлений касается действий, направленных на возврат задолженности по договору микрозайма. Кроме того, выросло количество жалоб на превышение предельного размера начисленных процентов по договору займа, сюда же относятся жалобы по оказанию возмездных услуг. Это порядка 20% из всех, что поступают.
В основе лежат причины экономические и социологические, считает Суконкин. Банк России предпринимает действия, направленные на ограничение предельной долговой нагрузки на заемщика, а рынок изыскивает возможность получения непроцентных доходов. Среди нарушений Суконкин отметил требования некоторых микрофинансистов оплаты за возможность получения услуги, которая должна быть бесплатной. За такое поведение будет выдано предписание, предупредил Суконкин.
Меры, принятые в отношении МФО, КПК и ломбардов, вылились в 309 предписаний об устранении/недопущении нарушений и в 164 протокола об административном правонарушении, указано в презентации.
Людмила Катина, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора в Нижегородской области, считает необходимым развивать финграмотность населения: «Чем больше информировано население, тем меньше жалоб в Роспотребнадзор». С 2016 года наблюдается снижение доли обращений по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг в общем объеме жалоб. По итогам 9 месяцев 2019 года этот показатель составил 4,1%, что на 1,7 процентных пункта ниже показателя 2018 года. В 2019 году в Управление поступило 237 обращений от потребителей финансовых услуг, среди них только 7% — это жалобы на МФО.
С 2017 года количество обращений на МФО показывает отрицательную динамику. За последние два года этот показатель снизился более чем в три раза. Так, в 2016 году поступило 75 жалоб, в 2018 году — 28 жалоб, а за 9 месяцев 2019 года — 12 жалоб.
В основном население жалуется на не предоставление информации от МФО до заключения договора и невозможность полностью ознакомиться с его условиями.