Выставка: Богородице Дево, радуйся
В российской государственной библиотеке по искусству с 1 по 23 марта 2007 года проходит выставка Богородице Дево, радуйся: православная иконография образа Божьей Матери. В экспозиции демонстрируются книги и альбомы из фондов РГБИ, а также иконы из частных коллекций.
Почитание икон для России одна из фундаментальных основ традиционной культуры, одна из составляющих русского самосознания. Русь приняла почитание Богоматери из Византии. По церковному преданию первым изобразил образ Божьей Матери святой евангелист Лука. Греческими изографами была подробно разработана образная богословская символика. Неудивительно, что поначалу древнерусские иконы были в лучшем случае хорошими копиями греческих образцов. Но по мере того, как христианство овладевало внутренним миром наших прадедов, русское церковное искусство приобретало всё более яркие черты самостоятельности и оригинальности, сохраняя при этом верность канонам православного творчества.
Русская церковная живопись предстала перед миром как уникальное явление, имеющее огромное художественное значение. Иконописец, избранная душа, не стремился к простому копированию раз и навсегда данных образцов. При помощи тщательно выверенных средств он старался зримо передать ежечасное присутствие и деятельное участие Божьей Матери в жизни каждого русского человека. Богородица символизирует всю Церковь Христову. В лице Девы Марии, ласкающей Младенца, отражена вся полнота любви между Богом и человеком. На русских иконах Богоматерь всегда изображается в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако она всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Лиричность, просветленность и отрешенность вот главные черты Богородицы в русских иконах. Особенное значение в развитии церковной иконографии в России имели чудотворные иконы.
С конца XVII века, а особенно с началом петровского периода молитвенный, поклонный образ под влиянием западноевропейского искусства начинает все более напоминать светский портрет. Старинные образы художники записывают живописью в новой манере.
Только XX век снова пробудил интерес к почти забытому искусству старинной иконописи. В советский период радость встречи с истинной красотой православного церковного творчества сменилась длительным периодом тщательного искусствоведческого анализа, научного изучения истории древнерусского искусства. Именно в это время определилась тенденция видеть в иконе в лучшем случае художественный шедевр, а чаще престижный, модный предмет. В то же время сохранить русскую икону от забвения и уничтожения помогли опыт и деятельность реставраторов и сотрудников музеев.
* * *
Выставка работает с 12 до 18 час, ежедневно (кроме воскресений) по адресу: Большая Дмитровка, 8/1 (проезд: м. Театральная, Охотный ряд). Вход свободный! Выставка будет работать до 23 марта.
Русская церковная живопись предстала перед миром как уникальное явление, имеющее огромное художественное значение. Иконописец, избранная душа, не стремился к простому копированию раз и навсегда данных образцов. При помощи тщательно выверенных средств он старался зримо передать ежечасное присутствие и деятельное участие Божьей Матери в жизни каждого русского человека. Богородица символизирует всю Церковь Христову. В лице Девы Марии, ласкающей Младенца, отражена вся полнота любви между Богом и человеком. На русских иконах Богоматерь всегда изображается в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако она всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Лиричность, просветленность и отрешенность вот главные черты Богородицы в русских иконах. Особенное значение в развитии церковной иконографии в России имели чудотворные иконы.
С конца XVII века, а особенно с началом петровского периода молитвенный, поклонный образ под влиянием западноевропейского искусства начинает все более напоминать светский портрет. Старинные образы художники записывают живописью в новой манере.
Только XX век снова пробудил интерес к почти забытому искусству старинной иконописи. В советский период радость встречи с истинной красотой православного церковного творчества сменилась длительным периодом тщательного искусствоведческого анализа, научного изучения истории древнерусского искусства. Именно в это время определилась тенденция видеть в иконе в лучшем случае художественный шедевр, а чаще престижный, модный предмет. В то же время сохранить русскую икону от забвения и уничтожения помогли опыт и деятельность реставраторов и сотрудников музеев.
* * *
Выставка работает с 12 до 18 час, ежедневно (кроме воскресений) по адресу: Большая Дмитровка, 8/1 (проезд: м. Театральная, Охотный ряд). Вход свободный! Выставка будет работать до 23 марта.