Выход из тени прямиком на нары
Все уже привыкли к тому, что разборки «по понятиям» ушли в далекое прошлое. Корпоративные споры в России давно решаются в судах цивилизованными методами. Промышленные гиганты стараются не выносить сор из избы и действовать в правовом поле.
Но отголоски 90-х дают о себе знать и сегодня – грязными пиар-кампаниями, голословными обвинениями на грани фола и даже стрельбой, как в случае с одним из акционеров ОАО «Соликамский магниевый завод» (СМЗ) Игорем Пестриковым. Тот в последнее время предпринимает максимальные усилия, чтобы отстранить от управления стратегическим предприятием (единственный в России производитель редкоземельных металлов) группу собственников во главе с Петром Кондрашевым. Похоже, Пестрикову мало одного уголовного дела – об угрозе оружием, по которому он в настоящий момент находится под подпиской о невыезде.
Хронический должник
Это не первый случай, когда Игорь Пестриков публично использовал оружие. В прошлом году, в сильном подпитии, он устроил стрельбу в центре Москвы. Но в тот раз, видимо, ограничился предупреждением. До того о Пестрикове было практически ничего не известно. Он считался «теневым» бизнесменом с большими связями. Сейчас совладелец СМЗ начал демонстрировать поведение на грани адекватности, что люди из его окружения связывают с наличием у него серьезных финансовых проблем.
Количество исков к компаниям Пестрикова множится как снежный ком. В частности, с принадлежащим ему «Бизнес Инвест Запад» несколько лет судится департамент Городского имущества города Москвы. Бизнесмен взял у города в долгосрочную аренду помещение на улице Алексея Свиридова, но оплачивать его, как видно, не в состоянии, поскольку регулярно задерживает платежи. Общая сумма претензий департамента уже составила 4,5 млн рублей. И если задолженность и набежавшие пени более чем в миллион рублей за период с июля 2018 года по март 2019-го Пестриков успел оплатить до вынесения вердикта арбитража, то в 2020 году суд удовлетворил иск департамента к «Бизнес Инвест Западу» на 884 тыс. рублей. В апреле 2021 года сумма, которая была взыскана с компании, выросла уже до 1,47 млн рублей. Еще один иск к этой организации в настоящее время находится на стадии рассмотрения.
О том, что Игорь Пестриков – крайне ненадежный арендатор, хорошо осведомлена и собственник помещения по адресу ул. Знаменка, д. 9, стр. 1 Людмила Рукавишникова, полная тезка близкой родственницы главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова. В марте 2021 года она подавала к еще одной структуре Пестрикова «Союзинвест» иск на 5,4 млн рублей из-за неисполнения договора по аренде. Как и «Бизнес Инвест Запад», эта компания специализируется на операциях с недвижимостью и снискала дурную славу. Судя по отзывам в интернете, компанию обвиняют в обмане с зарплатами, необоснованных увольнениях, несоблюдении Трудового кодекса, а лично Пестрикова – в унижении сотрудников. Большие претензии к бизнесмену и у контрагентов. В настоящее время в московский арбитраж к его структурам поданы несколько исков о взыскании задолженностей.
Финансовый кризис Пестрикова усугубляет роскошная жизнь, которую ведет он сам и его семья. Его жена - «Мисс Украина-Вселенная» Инна Цимбалюк живет фактически на две страны, постоянно курсируя между Россией и Францией. В 2015 году у пары в Европе родилась дочь. А в последние годы Цимбалюк начала развивать собственный модный бренд.
Обман в квадрате
В 2016 году у Пестрикова начался конфликт с партнерами по редкоземельному бизнесу, прежде всего с Петром Кондрашевым, которого, по версии последнего, Пестриков обманул дважды. Первый раз – взяв в долг и не вернув 9 млн долларов. В залог Пестриков передал принадлежащие ему 25% акций «Соликамского магниевого завода». А спустя время Кондрашев, решивший внести в реестр акций запись о залоге, обнаружил, что его должник перезаложил свою долю в «Абсолют банке», где получил кредит. В марте этого года Кондрашев подал иск в арбитражный суд с требованием обратить взыскание на ценные бумаги в его пользу, в обеспечение которого на пакет был наложен арест.
Помимо ареста акций, Игорю Пестрикову судом запрещено голосовать на общих собраниях акционеров СМЗ. Любопытно, что и другим собственникам компании, в том числе самому Петру Кондрашеву, как владельцу 24% акций, а также считающимся близкими к нему Тимуру Старостину (25%) и Сергею Кирпичеву (на начало 2020 года – свыше 15,4%) тоже запрещено принимать участие в управлении предприятием. Обеспечение наложено в рамках дела, рассматриваемого по иску ФАС. Антимонопольное ведомство добивается признания недействительными сделок по купле-продаже крупных пакетов акций российского предприятия иностранным офшорам, поскольку они не получили одобрения правительственной комиссии.
Намерения Игоря Пестрикова понятны – он хочет отстранить от управления предприятием команду Кондрашева. Параллельно Пестриков инициировал внеочередное собрание совета директоров СМЗ, на котором планирует добиться досрочного прекращения полномочий его членов и ревизионной комиссии. Логика проста: СМЗ – лакомое предприятие с ежегодной миллиардной выручкой. Однако методы, какими достигаются цели, больше похожи на рейдерский захват, нежели на цивилизованный корпоративный спор, и могут привлечь внимание правоохранительных органов.
Капиталоемкая Мисс Вселенная
При углубленном изучении деятельности Пестрикова непременно всплывут детали, которые могут аукнуться ему новыми уголовными делами. До сих пор бизнесмена считали эдаким зиц-председателем, номинальным держателем акций СМЗ. Другие принадлежащие ему структуры фактически представляют собой технические конторы для вывода средств. Причем Пестриков действует по схеме, когда аффилированные с ним офшоры подают иски к принадлежащим ему же или его партнерам российским структурам, таким как «Трансглобалтелеком» и «Центурион Групп». Так, сейшельская компания Eliodis Business Corp. подала к «Трансглобалтелеком» иск, который на данный момент находится на стадии рассмотрения. Та же иностранная фирма привлечена в качестве третьего лица по иску, поданному панамской компанией Costers Holdings Incorporated к «Центурион Парк». Последней владеет бизнес-партнер Пестрикова по «Трансглобалтелеком» Виталий Смагин, хорошо известный по конфликту с экс-депутатом Госдумы беглым олигархом Ашотом Егиазаряном. Также на стадии рассмотрения находятся перекрестные иски между компаниями Пестрикова и Смагина. В начале июня сообщалось, что последний был признан по суду банкротом. При этом он имеет задолженность почти на 1 млрд рублей лично перед Пестриковым.
Все эти события указывают на то, что мужу Инны Цимбалюк жизненно необходимо взять под контроль самые ликвидные активы – СМЗ и входящий с ним в одну производственную цепочку Ловозерский ГОК. Однако в корпоративный спор могут вмешаться обстоятельства, спутав планы Игоря Пестрикова по перехвату управления на обоих предприятиях. Дело в том, что владельцем 15 акций СМЗ с недавних пор является Михаил Дворкович, брат экс-вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича, который не исключает, что будет наращивать пакет. Есть все основания предполагать, что таким образом предпринимаются попытки установить контроль над стратегическими предприятиями, чтобы предотвратить вывод активов за рубеж. Михаил Дворкович уже давал ряд нелицеприятных комментариев по поводу «эффективности» управления СМЗ, отметив, что о заводе и акционерах нужно снимать «сюжеты криминальной хроники на центральных телеканалах страны». Он также обратил внимание на тот факт, что продукция предприятия сбывается «американским компаниям, которые являются поставщиками оборонно-промышленного комплекса стран НАТО», и это «уже может угрожать обороноспособности и безопасности нашего государства».
Если у партнеров Пестрикова достаточно ресурсов и влияния, чтобы выйти из ситуации наименее болезненно для себя, то он сам рискует остаться ни с чем. Выход «теневого» бизнесмена в публичное поле – с пьянками, беспорядочной стрельбой и размахиванием автоматом, что привело в итоге к уголовному делу – сделал Игоря Пестрикова уязвимым для правосудия. Пусть выводы о будущем СМЗ и Ловозерского ГОКа делать еще рано, но судьба их акционера Игоря Пестрикова выглядит незавидной. Если раньше его репутация определялась ореолом таинственности и наличием известной жены-модели, то сегодня ему больше подошло бы реноме неуравновешенного беспредельщика, поскольку по факту все, что он умеет – это использовать различные мошеннические схемы, да и то уже кем-то изобретенные, и палить из оружия посреди подмосковных коттеджных поселков.