Хуциев — главный режиссер эпохи оттепели
Сегодня на 94-м году жизни скончался Марлен Хуциев — классик советского и российского кино, один из главных режиссеров эпохи оттепели. Его дебютный фильм «Весна на Заречной улице (1956) в свое время покорил сердца миллионов советских зрителей. Прощание с Хуциевым пройдет в Доме кино 21 марта.
Марлен Хуциев был госпитализирован в Боткинскую больницу еще в конце прошлого года. В тот момент его беспокоило и здоровье супруги Ирины Соловьевой. И Хуциев потребовал ее также поместить в больницу, чтобы была под присмотром. Но 4 января супруги не стало. Хуциев не смог перенести такую утрату и через два с половиной месяца ушел из жизни сам.
В знаменитом фильме Хуциева «Весна на заречной улице» рассказывалось о любви учительницы и сталевара. Простой, незамысловатый сюжет из жизни того времени никого не оставил равнодушным. Картина стала любимой миллионами. А песню из нее «Когда весна придет, не знаю...» распевала вся страна.
Удалась, к счастью, и вторая картина Хуциева. Задумывая фильм «Два Федора», он старался выбирать неординарных, хотя и малоизвестных пока актеров. Так в его фильме свою первую большую роль довелось сыграть Василию Шукшину. Уже в этих первых «кинопробах», по мнению критиков, проявлялись характерные для творческой манеры Хуциева лирические нотки, элементы утонченного юмора и внимание к деталям жизни. Это-то и сделало его, по мнению многих, фактически наследником итальянского неореализма, что резко отличалось от «монументальности и глобальности в советском кинематографе той поры.
Марлен Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе в семье крупного военачальника. Отца у Марлена не стало в 12-летнем возрасте — попал под репрессии 37-го года. Поэтому по жизни Хуциев пошел самостоятельно, без чьей-либо поддержки.
В первый послевоенный год Марлену Хуциеву удалось поступить, но далеко не с первой попытки, во ВГИК на режиссерское отделение. Повезло ему в том, что конкурс там был поменьше — война унесла миллионы жизней молодых талантливых людей.
Первые творческие открытия Хуциев сделал для себя как «шестидесятник», сняв фильм «Застава Ильича», с невиданной силой передавший дух той эпохи. Хуциев включил в фильм документальные кадры из Политехнического музея с выступлениями Евтушенко, Окуджавы и Ахмадулиной. Хрущеву это, конечно, не понравилось. И полный вариант картины был показан только в конце 80-х годов прошлого века.
Очень тепло сегодня сказала об ушедшем Марлене Хуциеве актриса Елена Проклова, отметившая, что он был совестью того времени, лицом эпохи. По ее словам, он был главным режиссером, приоткрывавшим все новые рамки жизни того времени. Он делал фильмы о любви, о порядочности человека, высокой нравственности. По утверждению актрисы, Хуциев делал свое кино, когда делать это было особенно трудно. И в этом он был примером для более молодого поколения в киноискусстве.
В знаменитом фильме Хуциева «Весна на заречной улице» рассказывалось о любви учительницы и сталевара. Простой, незамысловатый сюжет из жизни того времени никого не оставил равнодушным. Картина стала любимой миллионами. А песню из нее «Когда весна придет, не знаю...» распевала вся страна.
Удалась, к счастью, и вторая картина Хуциева. Задумывая фильм «Два Федора», он старался выбирать неординарных, хотя и малоизвестных пока актеров. Так в его фильме свою первую большую роль довелось сыграть Василию Шукшину. Уже в этих первых «кинопробах», по мнению критиков, проявлялись характерные для творческой манеры Хуциева лирические нотки, элементы утонченного юмора и внимание к деталям жизни. Это-то и сделало его, по мнению многих, фактически наследником итальянского неореализма, что резко отличалось от «монументальности и глобальности в советском кинематографе той поры.
Марлен Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе в семье крупного военачальника. Отца у Марлена не стало в 12-летнем возрасте — попал под репрессии 37-го года. Поэтому по жизни Хуциев пошел самостоятельно, без чьей-либо поддержки.
В первый послевоенный год Марлену Хуциеву удалось поступить, но далеко не с первой попытки, во ВГИК на режиссерское отделение. Повезло ему в том, что конкурс там был поменьше — война унесла миллионы жизней молодых талантливых людей.
Первые творческие открытия Хуциев сделал для себя как «шестидесятник», сняв фильм «Застава Ильича», с невиданной силой передавший дух той эпохи. Хуциев включил в фильм документальные кадры из Политехнического музея с выступлениями Евтушенко, Окуджавы и Ахмадулиной. Хрущеву это, конечно, не понравилось. И полный вариант картины был показан только в конце 80-х годов прошлого века.
Очень тепло сегодня сказала об ушедшем Марлене Хуциеве актриса Елена Проклова, отметившая, что он был совестью того времени, лицом эпохи. По ее словам, он был главным режиссером, приоткрывавшим все новые рамки жизни того времени. Он делал фильмы о любви, о порядочности человека, высокой нравственности. По утверждению актрисы, Хуциев делал свое кино, когда делать это было особенно трудно. И в этом он был примером для более молодого поколения в киноискусстве.