Я не я и блокада не моя
Официальный Киев отстраняется от ситуации с «коммерческими комбатами», которые 25 января начали железнодорожную блокаду самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.
25 января группа лиц в камуфляже перекрыла железную дорогу на участке Горское - Золотое, не пропустив грузовой состав, идущий на территорию ЛНР. Народный депутат Семен Семенченко (именует себя бывшим командиром батальона «Донбасс») заявил о начале нового этапа по блокаде территорий ЛНР и ДНР.
Глашатаи блокады
Зачинщики объявили о своих планах еще в конце декабря прошлого года. Сначала бывший командир батальона «Донбасс» Анатолий Виноградский и бывший и. о. начальника штаба батальона «Айдар» Валентин Лихолит заявили, что начинают блокаду ДНР и ЛНР. 26 декабря о блокаде написал на своей странице в Facebook народный депутат Семен Семенченко: «Ветераны начинают действия по блокаде торговли с оккупированными территориями, на которых наживают миллионы как главари так называемых ДНР/ЛНР, так и «украинские» олигархи и чиновники».
Формально глашатаи блокады придрались к тому, что власти ДНР и ЛНР якобы не выполнили условия их ультиматума и не отпустили украинских пленных. На самом деле это - манипуляция, потому что обменом пленными в рамках работы переговорной группы в Минске занимается такой переговорщик, как Виктор Медведчук. А вот отставные комбаты никогда никакого отношения к этому вопросу не имели.
Что касается целей блокады, то Лихолит озвучил такие мишени: металл, уголь, лес, табак и алкоголь, а также электро- и водоснабжение ДНР и ЛНР.
Стоит прояснить, что представляют собой глашатаи блокады. Бывший и. о. начальника штаба «Айдара» Валентин Лихолит в июле 2016 года оказался в СИЗО, так как в качестве обвиняемого проходил по ряду дел о мародерстве и насилии в отношении мирного населения в Донбассе. 1 июля 2016 года военная прокуратура задержала Лихолита по обвинению в грабеже, руководстве бандой, краже автомобилей и угрозе убийства правоохранителей. Но суд по избранию меры пресечения с самого начала проходил под давлением радикалов – участники батальонов угрожали судье и пытались срывать судебные заседания.
«Отмазывать» обвиняемого приехал сам генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. В итоге уже 2 июля 2016 года суд отпустил Лихолита на поруки народных депутатов Украины, в том числе и Семена Семенченко (фракция «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового). Правда, на выходе из суда на автомобиль, в котором перевозили Лихолита, напали другие «айдаровцы», которые обвиняют его в гибели бойцов своего батальона.
А народный депутат Семен Семенченко (настоящее имя – Константин Гришин, уроженец Севастополя) за 3 года, прошедшие после событий на Майдане, заработал себе репутацию афериста и жлоба. Поэтому с самого первого заявления о блокаде возникло подозрение, что это – не более чем торг с администрацией Петра Порошенко за хорошие отступные.
Имели прокуратуру в виду
Впрочем, 25 января 2017 года депутат Семенченко сообщил в своем Facebook, что отряд вооруженных людей (он называет их «ветеранами антитеррористической операции») соорудил блокпост между городами Горское и Золотое (Луганская область, 4 км от линии разграничения в Донбассе) и заблокировал железную дорогу Луганск – Лисичанск - Попасная. Семенченко похвалился, что его отряд не пропустил грузовой поезд из 54 вагонов, двигавшийся на территорию, неподконтрольную киевским властям. Справедливости ради, учитывая мутную репутацию Семенченко-Гришина, все его заявления лучше «делить на шестнадцать».
Но вечером 26 января «штаб блокады торговли с оккупантами» заявил, что его бойцы заблокировали еще и станцию Светланово (принадлежит Донецкой железной дороге, находится в Луганской области в 51 км от Горловки и 51 км от Луганска).
Как сообщила прокуратура Луганской области на своем официальном сайте, Попаснянский отдел Лисичанской местной прокуратуры отреагировал в виде уголовного производства по факту блокирования транспортных коммуникаций (ч. 1 ст. 279 Уголовного кодекса Украины). Прокуратура сообщает, что на 41-ом километре перегона Светланово - Шипилово (Попаснянский район Луганской области) находится группа людей в камуфляже, среди которых присутствует несколько народных депутатов Украины – уже упомянутый Семенченко, Павел Костенко, Тарас Пастух (все – фракция «Самопомощь» в Верховной Раде) и Владимир Парасюк (скандальный депутат является внефракционным).
Некоторые представители президентской вертикали еще в декабре крайне критично отреагировали на призывы Семенченко & Co. Ряд чиновников и сейчас резко выразился по поводу художеств Семенченко. Председатель Луганской областной военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз (его назначил президент Порошенко) выразился в том смысле, что блокада – это угроза энергетической безопасности для территории, которую контролируют киевские власти. «Акция отдельных народных депутатов Украины и бывших бойцов добровольческих батальонов «Донбасс» и «Айдар» несет угрозу энергетической безопасности страны. Протестующими заблокированы пустые вагоны, предназначенные для транспортировки угля на подконтрольную Украине территорию. Если снабжение топлива не будет восстановлено, без энергоносителей останутся теплоэлектростанции Центральной и Западной Украины», - гласит его запись в Facebook.
Заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука в эфире одного из украинских телеканалов заявил: «Я считаю ее абсолютно незаконной, нецелесообразной. Та ветка, которая сейчас является заблокированной, - это единственная ветка, по которой осуществляется снабжение углем Счастьинской ТЭС. Это единственный источник электроэнергии на территории всей Луганской области, альтернативы нет». По мнению Туки, силовые структуры должные вмешаться в попытки блокировать железнодорожные пути, «если люди не слышат голос разума и не хотят подчиняться закону». А советник министра по вопросам временно оккупированных территорий Юрий Гримчак заявил, что торговая блокада непокорного Донбасса выгодна только России, аргументировав тем, что «коммерческие комбаты» блокируют перевозки угля для ТЭС, поэтому из-за нехватки топлива украинские власти будут вынуждены закупать газ у «Газпрома».
Эксперт по вопросам энергетики Дмитрий Марунич спрогнозировал, что перебои с электричеством в результате блокады ощутят не только ДНР и ЛНР, но и украинцы, живущие на территории, подконтрольной киевской власти.
Игра на обострение
Президент Петр Порошенко в эти дни общался по телефону с новоизбранным председателем Европарламента Антонио Таяни, поздравлял Японию и Канаду с 25-летием установления дипломатических отношений, но ни словом, ни жестом не проявил свою позицию в отношении художеств Семенченко и «камуфляжей» на линии разграничения в Луганской области. Премьер Владимир Гройсман, видимо, по примеру своего начальника, тоже не посмел озвучить ни единого слова в отношении попыток блокады. Отсутствует какая-либо официальная позиция ГПУ, но генеральный прокурор Юрий Луценко в комментарии 26 января выразился в стиле «цели благородные, но достигать их нужно другими методами». «Я очень надеюсь, что общественная активность будет направлена в общественное русло, а не на нарушение Уголовного кодекса. Даже благородные цели в правовой стране, к статусу которой мы стремимся, должны достигаться законными методами», - ответил генпрокурор на вопрос о блокаде. Показательный момент, разоблачающий настоящую позицию генпрокурора, – если бы они стремились пресечь беззаконие, то немедленно взяли бы дело под контроль Генеральной прокуратуры. Но на практике мы видим, что тревожное дело «спихнули» на провинциальный отдел местной прокуратуры.
Если же заниматься расшифровкой истинной подоплеки происходящего, то стоит начать с того, что заблокированный участок железной дороги в районе городов Горское и Золотое компания ДТЭК, принадлежащая олигарху Ринату Ахметову, использует для транспортировки энергетического угля на украинские теплоэлектростанции. Да и сам Семенченко сообщает, что «везут уголь, метал, серную кислоту, дерево. Сообщение в основном между шахтами Ахметова, Украиной и Алчевским заводом». Поэтому блокирование железнодорожных перевозок выглядит как попытка рэкета, чтобы вымогать отступные у украинского олигарха. Но тогда не нужно прикрываться патриотическими лозунгами и выпячивать «благородные цели». Если цель блокады – это рэкет, то на самом деле речь идет об ООО «Блокада», которое организованная группа народных депутатов учредила с целью получения прибыли.
Другой вопрос, что сразу десятки, если не сотни тысяч человек оказались заложниками ООО «Блокада», потому что из-за перебоев с электричеством одинаково будут страдать и проживающие на подконтрольной территории, и жители ЛНР и ДНР. Официальная украинская пропаганда именует сторонников ЛНР и ДНР «террористами». Но террористы – это те, кто захватывает заложников, взрывают коммуникации (например, линии ЛЭП на границе с Крымом) и осуществляют другие теракты. И кто здесь тогда террорист?
Наконец, в политической плоскости блокада путей сообщения – это сразу несколько ударов по репутации президента Петра Порошенко. Во-первых, блокада – это прямое нарушение Минских соглашений, которые являются частью резолюции СБ ООН, а, значит, содержат ряд международных обязательств Украины. Во-вторых, действия Семенченко & Co – это подрыв репутации президента внутри страны. Когда десятки тысяч украинцев будут вынуждены сидеть в темноте, освещая свое жилище свечами, весь негатив будет направлен не на Семенченко и «камуфляжей», которые по жизни ни за что не отвечают, а на официальную власть в лице губернатора, премьера и президента.
В-третьих, блокада закладывает повод для конфликта между президентской вертикалью и «партией войны», потому что нынешний сценарий предполагает, что владельцы ООО «Блокада» будут заниматься грабежом и рэкетом, требуя отступные от крупного бизнеса за разрешение на перевозки, а весь негатив со стороны простых граждан, местных чиновников, железнодорожников, коммерсантов и т. д. будет концентрироваться на Порошенко и государственных чиновниках. В общем, «коммерческие комбаты» поставили официального президента Украины в сложное положение, поэтому крайне интересно будет наблюдать, как окружение Порошенко попытается выйти из этой ситуации.
Глашатаи блокады
Зачинщики объявили о своих планах еще в конце декабря прошлого года. Сначала бывший командир батальона «Донбасс» Анатолий Виноградский и бывший и. о. начальника штаба батальона «Айдар» Валентин Лихолит заявили, что начинают блокаду ДНР и ЛНР. 26 декабря о блокаде написал на своей странице в Facebook народный депутат Семен Семенченко: «Ветераны начинают действия по блокаде торговли с оккупированными территориями, на которых наживают миллионы как главари так называемых ДНР/ЛНР, так и «украинские» олигархи и чиновники».
Формально глашатаи блокады придрались к тому, что власти ДНР и ЛНР якобы не выполнили условия их ультиматума и не отпустили украинских пленных. На самом деле это - манипуляция, потому что обменом пленными в рамках работы переговорной группы в Минске занимается такой переговорщик, как Виктор Медведчук. А вот отставные комбаты никогда никакого отношения к этому вопросу не имели.
Что касается целей блокады, то Лихолит озвучил такие мишени: металл, уголь, лес, табак и алкоголь, а также электро- и водоснабжение ДНР и ЛНР.
Стоит прояснить, что представляют собой глашатаи блокады. Бывший и. о. начальника штаба «Айдара» Валентин Лихолит в июле 2016 года оказался в СИЗО, так как в качестве обвиняемого проходил по ряду дел о мародерстве и насилии в отношении мирного населения в Донбассе. 1 июля 2016 года военная прокуратура задержала Лихолита по обвинению в грабеже, руководстве бандой, краже автомобилей и угрозе убийства правоохранителей. Но суд по избранию меры пресечения с самого начала проходил под давлением радикалов – участники батальонов угрожали судье и пытались срывать судебные заседания.
«Отмазывать» обвиняемого приехал сам генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. В итоге уже 2 июля 2016 года суд отпустил Лихолита на поруки народных депутатов Украины, в том числе и Семена Семенченко (фракция «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового). Правда, на выходе из суда на автомобиль, в котором перевозили Лихолита, напали другие «айдаровцы», которые обвиняют его в гибели бойцов своего батальона.
А народный депутат Семен Семенченко (настоящее имя – Константин Гришин, уроженец Севастополя) за 3 года, прошедшие после событий на Майдане, заработал себе репутацию афериста и жлоба. Поэтому с самого первого заявления о блокаде возникло подозрение, что это – не более чем торг с администрацией Петра Порошенко за хорошие отступные.
Имели прокуратуру в виду
Впрочем, 25 января 2017 года депутат Семенченко сообщил в своем Facebook, что отряд вооруженных людей (он называет их «ветеранами антитеррористической операции») соорудил блокпост между городами Горское и Золотое (Луганская область, 4 км от линии разграничения в Донбассе) и заблокировал железную дорогу Луганск – Лисичанск - Попасная. Семенченко похвалился, что его отряд не пропустил грузовой поезд из 54 вагонов, двигавшийся на территорию, неподконтрольную киевским властям. Справедливости ради, учитывая мутную репутацию Семенченко-Гришина, все его заявления лучше «делить на шестнадцать».
Но вечером 26 января «штаб блокады торговли с оккупантами» заявил, что его бойцы заблокировали еще и станцию Светланово (принадлежит Донецкой железной дороге, находится в Луганской области в 51 км от Горловки и 51 км от Луганска).
Как сообщила прокуратура Луганской области на своем официальном сайте, Попаснянский отдел Лисичанской местной прокуратуры отреагировал в виде уголовного производства по факту блокирования транспортных коммуникаций (ч. 1 ст. 279 Уголовного кодекса Украины). Прокуратура сообщает, что на 41-ом километре перегона Светланово - Шипилово (Попаснянский район Луганской области) находится группа людей в камуфляже, среди которых присутствует несколько народных депутатов Украины – уже упомянутый Семенченко, Павел Костенко, Тарас Пастух (все – фракция «Самопомощь» в Верховной Раде) и Владимир Парасюк (скандальный депутат является внефракционным).
Некоторые представители президентской вертикали еще в декабре крайне критично отреагировали на призывы Семенченко & Co. Ряд чиновников и сейчас резко выразился по поводу художеств Семенченко. Председатель Луганской областной военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз (его назначил президент Порошенко) выразился в том смысле, что блокада – это угроза энергетической безопасности для территории, которую контролируют киевские власти. «Акция отдельных народных депутатов Украины и бывших бойцов добровольческих батальонов «Донбасс» и «Айдар» несет угрозу энергетической безопасности страны. Протестующими заблокированы пустые вагоны, предназначенные для транспортировки угля на подконтрольную Украине территорию. Если снабжение топлива не будет восстановлено, без энергоносителей останутся теплоэлектростанции Центральной и Западной Украины», - гласит его запись в Facebook.
Заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука в эфире одного из украинских телеканалов заявил: «Я считаю ее абсолютно незаконной, нецелесообразной. Та ветка, которая сейчас является заблокированной, - это единственная ветка, по которой осуществляется снабжение углем Счастьинской ТЭС. Это единственный источник электроэнергии на территории всей Луганской области, альтернативы нет». По мнению Туки, силовые структуры должные вмешаться в попытки блокировать железнодорожные пути, «если люди не слышат голос разума и не хотят подчиняться закону». А советник министра по вопросам временно оккупированных территорий Юрий Гримчак заявил, что торговая блокада непокорного Донбасса выгодна только России, аргументировав тем, что «коммерческие комбаты» блокируют перевозки угля для ТЭС, поэтому из-за нехватки топлива украинские власти будут вынуждены закупать газ у «Газпрома».
Эксперт по вопросам энергетики Дмитрий Марунич спрогнозировал, что перебои с электричеством в результате блокады ощутят не только ДНР и ЛНР, но и украинцы, живущие на территории, подконтрольной киевской власти.
Игра на обострение
Президент Петр Порошенко в эти дни общался по телефону с новоизбранным председателем Европарламента Антонио Таяни, поздравлял Японию и Канаду с 25-летием установления дипломатических отношений, но ни словом, ни жестом не проявил свою позицию в отношении художеств Семенченко и «камуфляжей» на линии разграничения в Луганской области. Премьер Владимир Гройсман, видимо, по примеру своего начальника, тоже не посмел озвучить ни единого слова в отношении попыток блокады. Отсутствует какая-либо официальная позиция ГПУ, но генеральный прокурор Юрий Луценко в комментарии 26 января выразился в стиле «цели благородные, но достигать их нужно другими методами». «Я очень надеюсь, что общественная активность будет направлена в общественное русло, а не на нарушение Уголовного кодекса. Даже благородные цели в правовой стране, к статусу которой мы стремимся, должны достигаться законными методами», - ответил генпрокурор на вопрос о блокаде. Показательный момент, разоблачающий настоящую позицию генпрокурора, – если бы они стремились пресечь беззаконие, то немедленно взяли бы дело под контроль Генеральной прокуратуры. Но на практике мы видим, что тревожное дело «спихнули» на провинциальный отдел местной прокуратуры.
Если же заниматься расшифровкой истинной подоплеки происходящего, то стоит начать с того, что заблокированный участок железной дороги в районе городов Горское и Золотое компания ДТЭК, принадлежащая олигарху Ринату Ахметову, использует для транспортировки энергетического угля на украинские теплоэлектростанции. Да и сам Семенченко сообщает, что «везут уголь, метал, серную кислоту, дерево. Сообщение в основном между шахтами Ахметова, Украиной и Алчевским заводом». Поэтому блокирование железнодорожных перевозок выглядит как попытка рэкета, чтобы вымогать отступные у украинского олигарха. Но тогда не нужно прикрываться патриотическими лозунгами и выпячивать «благородные цели». Если цель блокады – это рэкет, то на самом деле речь идет об ООО «Блокада», которое организованная группа народных депутатов учредила с целью получения прибыли.
Другой вопрос, что сразу десятки, если не сотни тысяч человек оказались заложниками ООО «Блокада», потому что из-за перебоев с электричеством одинаково будут страдать и проживающие на подконтрольной территории, и жители ЛНР и ДНР. Официальная украинская пропаганда именует сторонников ЛНР и ДНР «террористами». Но террористы – это те, кто захватывает заложников, взрывают коммуникации (например, линии ЛЭП на границе с Крымом) и осуществляют другие теракты. И кто здесь тогда террорист?
Наконец, в политической плоскости блокада путей сообщения – это сразу несколько ударов по репутации президента Петра Порошенко. Во-первых, блокада – это прямое нарушение Минских соглашений, которые являются частью резолюции СБ ООН, а, значит, содержат ряд международных обязательств Украины. Во-вторых, действия Семенченко & Co – это подрыв репутации президента внутри страны. Когда десятки тысяч украинцев будут вынуждены сидеть в темноте, освещая свое жилище свечами, весь негатив будет направлен не на Семенченко и «камуфляжей», которые по жизни ни за что не отвечают, а на официальную власть в лице губернатора, премьера и президента.
В-третьих, блокада закладывает повод для конфликта между президентской вертикалью и «партией войны», потому что нынешний сценарий предполагает, что владельцы ООО «Блокада» будут заниматься грабежом и рэкетом, требуя отступные от крупного бизнеса за разрешение на перевозки, а весь негатив со стороны простых граждан, местных чиновников, железнодорожников, коммерсантов и т. д. будет концентрироваться на Порошенко и государственных чиновниках. В общем, «коммерческие комбаты» поставили официального президента Украины в сложное положение, поэтому крайне интересно будет наблюдать, как окружение Порошенко попытается выйти из этой ситуации.