Эксперты предложили поднять НДФЛ до 17%
Повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с нынешних 13% до 17% позволило бы почти сбалансировать бюджетную систему, а вместе с ускорением налогового маневра в нефтяной отрасли и отменой неэффективных налоговых льгот вывело бы бюджет расширенного правительства в зону профицита.
Такие выводы следуют из расчетов экспертов, которые были представлены на заседании рабочей группы Экономического совета при президенте, которое состоялось в начале февраля. Подготовкой расчетов занимались сотрудники РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ по просьбе Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.
В настоящее время правительство намечает контуры новой налоговой политики. Такое поручение дал кабмину президент РФ Владимир Путин, попросив провести «настройку» налоговой системы. Изменять общий уровень налоговой нагрузки на экономику власти не хотят, но предлагают перераспределить различные налоги и социальные взносы. Отмечается, что таким способом можно будет добиться роста деловой активности, повысить конкурентоспособность экономики и улучшить структуру доходов бюджетной системы.
Сценарий, который был представлен на заседании Экономического совета, предполагает увеличение ставки подоходного налога с 2020 года. Эффект от этого шага был просчитан для бюджета расширенного правительства — федеральный бюджет, региональные и муниципальные бюджеты плюс бюджеты социальных фондов (в 2016 году его дефицит составил чуть менее 4% ВВП). Если при действующих налоговых условиях дефицит к концу десятилетия будет составлять 1,5% ВВП, то, увеличив НДФЛ, его можно будет сразу снизить на 1% ВВП, показывают расчеты. Без изменений в налоговой системе дефицит бюджета расширенного правительства будет сохраняться. Своего пика в 3,4% ВВП он достигнет в 2035 году. При расчетах эксперты отталкивались от цены на нефть в $45 за баррель.
Между тем, в Центре стратегических разработок отметили, что эти расчеты не являются предложением ЦСР — оно будет сформулировано только к маю вместе со всей программой, написанием которой заняты эксперты центра. На заседании Экономического совета присутствовал глава Минфина Антон Силуанов. На лекции, которую он читал в Финансовом университете на этой неделе, министр упомянул про оценки, предполагающие рост НДФЛ на 4 п.п., однако не уточнил, кому они принадлежат.
При этом в самом Минфине, по данным РБК, считают, что трогать ставку НДФЛ не нужно. В МЭР, в свою очередь, сообщили, что представители ведомства не присутствовали на заседании в ЦСР и не получали предложения или расчеты о повышении НДФЛ.
В конце прошлого года глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что шкала подоходного налога останется плоской. Однако прямо на вопрос о том, планируется ли повышение ставки, он не ответил.
Отдельно эксперты просчитали результаты повышения подоходного налога до 15%, но в условиях 2015 года. В таком случае доходы консолидированных региональных бюджетов (именно туда поступают сборы по НДФЛ) выросли бы на 0,5% ВВП.
Эксперты отмечают, что рост ставки НДФЛ может обернуться уходом граждан в теневой сектор, однако данный риск может быть снижен при одновременном сокращении тарифа страховых взносов до 22% (в настоящее время — 30%). Ставка подоходного налога в 13% является низкой, однако ее рост должен происходить в комплексе с другими реформами, добавляют они.
Увеличение ставки НДФЛ - не единственная налоговая мера, которую рассматривают эксперты, однако самая эффективная. Так, налоговый маневр в нефтяном секторе позволил бы увеличить поступления в бюджет в размере 0,7–0,9% ВВП в 2019–2035 годах. Еще на 0,1–0,5% увеличить доходность может постепенная отмена налоговых льгот и улучшение администрирования. Общая идея заключается в том, чтобы сбалансировать бюджетную систему, выведя ее на нулевой первичный дефицит или даже профицит (первичный баланс — без учета расходов на покрытие расходов по займам).
Напомним, в следующем году заканчивается мораторий на изменения в налоговой системе, введенный в 2014 году. Российские власти уже объявили о намерении начать подготовку изменений. В своем послании Федеральному собранию глава государства Владимир Путин заявил о необходимости в 2017 году рассмотреть поправки в налоговое законодательство, в 2018 году их принять, а в 2019 году они должны вступить в действие.
В настоящее время правительство намечает контуры новой налоговой политики. Такое поручение дал кабмину президент РФ Владимир Путин, попросив провести «настройку» налоговой системы. Изменять общий уровень налоговой нагрузки на экономику власти не хотят, но предлагают перераспределить различные налоги и социальные взносы. Отмечается, что таким способом можно будет добиться роста деловой активности, повысить конкурентоспособность экономики и улучшить структуру доходов бюджетной системы.
Сценарий, который был представлен на заседании Экономического совета, предполагает увеличение ставки подоходного налога с 2020 года. Эффект от этого шага был просчитан для бюджета расширенного правительства — федеральный бюджет, региональные и муниципальные бюджеты плюс бюджеты социальных фондов (в 2016 году его дефицит составил чуть менее 4% ВВП). Если при действующих налоговых условиях дефицит к концу десятилетия будет составлять 1,5% ВВП, то, увеличив НДФЛ, его можно будет сразу снизить на 1% ВВП, показывают расчеты. Без изменений в налоговой системе дефицит бюджета расширенного правительства будет сохраняться. Своего пика в 3,4% ВВП он достигнет в 2035 году. При расчетах эксперты отталкивались от цены на нефть в $45 за баррель.
Между тем, в Центре стратегических разработок отметили, что эти расчеты не являются предложением ЦСР — оно будет сформулировано только к маю вместе со всей программой, написанием которой заняты эксперты центра. На заседании Экономического совета присутствовал глава Минфина Антон Силуанов. На лекции, которую он читал в Финансовом университете на этой неделе, министр упомянул про оценки, предполагающие рост НДФЛ на 4 п.п., однако не уточнил, кому они принадлежат.
При этом в самом Минфине, по данным РБК, считают, что трогать ставку НДФЛ не нужно. В МЭР, в свою очередь, сообщили, что представители ведомства не присутствовали на заседании в ЦСР и не получали предложения или расчеты о повышении НДФЛ.
В конце прошлого года глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что шкала подоходного налога останется плоской. Однако прямо на вопрос о том, планируется ли повышение ставки, он не ответил.
Отдельно эксперты просчитали результаты повышения подоходного налога до 15%, но в условиях 2015 года. В таком случае доходы консолидированных региональных бюджетов (именно туда поступают сборы по НДФЛ) выросли бы на 0,5% ВВП.
Эксперты отмечают, что рост ставки НДФЛ может обернуться уходом граждан в теневой сектор, однако данный риск может быть снижен при одновременном сокращении тарифа страховых взносов до 22% (в настоящее время — 30%). Ставка подоходного налога в 13% является низкой, однако ее рост должен происходить в комплексе с другими реформами, добавляют они.
Увеличение ставки НДФЛ - не единственная налоговая мера, которую рассматривают эксперты, однако самая эффективная. Так, налоговый маневр в нефтяном секторе позволил бы увеличить поступления в бюджет в размере 0,7–0,9% ВВП в 2019–2035 годах. Еще на 0,1–0,5% увеличить доходность может постепенная отмена налоговых льгот и улучшение администрирования. Общая идея заключается в том, чтобы сбалансировать бюджетную систему, выведя ее на нулевой первичный дефицит или даже профицит (первичный баланс — без учета расходов на покрытие расходов по займам).
Напомним, в следующем году заканчивается мораторий на изменения в налоговой системе, введенный в 2014 году. Российские власти уже объявили о намерении начать подготовку изменений. В своем послании Федеральному собранию глава государства Владимир Путин заявил о необходимости в 2017 году рассмотреть поправки в налоговое законодательство, в 2018 году их принять, а в 2019 году они должны вступить в действие.