Эксперты сомневаются в эффективности нацпроектов против бедности
Эксперты Высшей школы экономики раскритиковали меры по повышению доходов и снижению уровня бедности населения РФ, включенные в нацпроекты правительства на основании майского указа президента.
Специалисты Высшей школы экономики скептически оценивают эффективность запланированных в рамках нацпроектов мер по снижению уровня бедности. В докладе, который был подготовлен к Апрельской конференции ВШЭ, и с которым ознакомился «КоммерсантЪ», указывается, что воплощение нацпроектов стартует после того, как на протяжении 5 лет реальные доходы жителей страны сокращались. В прошлом году они составили всего 127,6% относительно реальных доходов 1991 года. Для сравнения, в 2013 году доходы россиян достигли 149,4% относительно показателя 1991 года.
Авторы доклада отмечают, что за последние годы в структуре доходов граждан увеличилась доля социальных выплат, и уменьшилась доля средств, заработанных в рамках реализации предпринимательских инициатив граждан. При этом беднее всего стали семьи с детьми – их доля составляет 72% в структуре домохозяйств, пребывающих за чертой бедности. Соответственно, детей, проживающих в условиях бедности, в 1,5 раза больше, чем россиян всех демографических групп в целом.
В документе указывается, что намеченное правительством повышение минимального размера оплаты труда, перерасчет зарплат работников бюджетной сферы, индексация пенсий и помощь в трудоустройстве молодых матерей, позволит повысить реальные располагаемые доходы граждан на 3,7%. С учетом роста доходов, который станет следствием общего экономического роста, к 2024 году бюджеты российских домохозяйств увеличатся на 7,4%, что почти вдвое меньше заявленного плана в 13,1%.
Соответственно, доля семей, находящихся за чертой бедности, составит 9,9%. На этом фоне минимально эффективными окажутся государственные меры, направленные на поддержку семей с детьми. Назначение пособий на первенцев позволит уменьшить долю бедных домохозяйств на 0,04%, на третьего и последующих детей – на 0,02%, а содействие в устройстве на работу мам малышей – только на 0,01%. Эксперты полагают, что больший эффект принесет расширение сферы использования материнского капитала. Его аналитики предлагают выплачивать в качестве пособий. Кроме того, в стране следует создать 5 млн новых вакансий, что позволит гражданам больше работать и зарабатывать.
Авторы доклада отмечают, что за последние годы в структуре доходов граждан увеличилась доля социальных выплат, и уменьшилась доля средств, заработанных в рамках реализации предпринимательских инициатив граждан. При этом беднее всего стали семьи с детьми – их доля составляет 72% в структуре домохозяйств, пребывающих за чертой бедности. Соответственно, детей, проживающих в условиях бедности, в 1,5 раза больше, чем россиян всех демографических групп в целом.
В документе указывается, что намеченное правительством повышение минимального размера оплаты труда, перерасчет зарплат работников бюджетной сферы, индексация пенсий и помощь в трудоустройстве молодых матерей, позволит повысить реальные располагаемые доходы граждан на 3,7%. С учетом роста доходов, который станет следствием общего экономического роста, к 2024 году бюджеты российских домохозяйств увеличатся на 7,4%, что почти вдвое меньше заявленного плана в 13,1%.
Соответственно, доля семей, находящихся за чертой бедности, составит 9,9%. На этом фоне минимально эффективными окажутся государственные меры, направленные на поддержку семей с детьми. Назначение пособий на первенцев позволит уменьшить долю бедных домохозяйств на 0,04%, на третьего и последующих детей – на 0,02%, а содействие в устройстве на работу мам малышей – только на 0,01%. Эксперты полагают, что больший эффект принесет расширение сферы использования материнского капитала. Его аналитики предлагают выплачивать в качестве пособий. Кроме того, в стране следует создать 5 млн новых вакансий, что позволит гражданам больше работать и зарабатывать.