Российские малые и средние пивоваренные компании ходатайствуют о введении дифференцированной системы начисления акцизов для их продукции, и привязывании ставки к объемам производства конкретного предприятия. Предложения участников рынка изложены в письме бизнес-организации «Опора России», направленном главе Минфина Антону Силуанову. Копия документа имеется в распоряжении «КоммерсантЪ».
В обращении указывается, что сейчас пивоваренная продукция и сопутствующие напитки облагаются акцизной ставкой в размере 21 рубль за литр. В целях поддержки малых пивоварен следует ввести базовую ставку и утвердить понижающие коэффициенты к ней, которые будут применяться, исходя из объема выпуска напитков тем или иным производителем. К малым пивоварням предлагается отнести те, чей объем производства не превышает 1 млн дал в год. Им целесообразно разрешить платить акциз в размере 70% от базовой ставки. Пивоварни с объемом выпуска до 150 тыс. дал, должны получить право на акциз в размере 50% от базового и сопутствующий статус микропредприятий. В денежном выражении акциз для малых пивоварен снизится до 14,7 рублей за литр, а для микро – до 10,5 рублей за литр. А вот импортное пиво в «Опоре России» предлагают облагать базовой ставкой без учета мощности предприятия-производителя.
Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин, завизировавший письмо, отмечает, что себестоимость импортного пива меньше, нежели отечественного. Поэтому, если российские пивоварни не получат господдержки, рост сегмента не гарантирован. Пока отечественный бизнес активно вкладывается в производство пива – в прошлом году на рынок вышло более 250 новых малых пивоваренных компаний, а их общее количество достигло 1,2 тыс. Одновременно на рынке действует 85 крупных игроков. Но пока доля малых производителей составляет всего 2,9% рынка.
Для того, чтобы на рынке стало меньше фальсифицированного и произведенного без уплаты акциза пива, «Опора России» выступает за введение минимальной отпускной цены пива в размере 75 рублей за литр. Вице-президент «Балтики» Алексей Кедрин считает этот шаг чрезмерным, поскольку доля контрафактного пива составляет всего 5-6% рынка, в то время как водки – порядка 30-40%.