Эксперты выступили против распространения «Платона» на 3,5-тонные грузовики
Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы "Платон" на грузовики массой от 3,5 тонны до 12 тонн. Соответствующее исследование проведено по заказу транспортного ведомства.
Специалисты Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики проработали инициативу министерства транспорта относительно расширения системы «Платон» на сегмент грузовых автомобилей, предельная масса которых составляет от 3,5 тонн до 12 тонн. Речь идет о взимании с них платы за пользование трассами федерального значения. Как констатировал директор института Михаил Блинкин, подобная мера не принесет ожидаемого эффекта не только в 2017 году, но и на протяжении всей ближайшей трехлетки.
По действующей процедуре, которая применяется с 2015 года, собственники фур максимальной массой более 12 тонн обязаны оплачивать проезд по федеральным автомагистралям из расчета 1,5 рубля за каждый километр. Как ожидается, в скором времени этот тариф будет пересмотрен. Речь идет об увеличении в два раза. Повышенные расценки в Белом доме планируют утвердить в начале будущего года. Параллельно ведется дискуссия о распространении платы на машины сравнительно небольшой грузоподъемности.
По словам Блинкина, перевозчики, которые эксплуатируют грузовики массой до 12 тонн и больше, принципиально отличаются. Во второй категории сосредоточены большие компании, в то время как малотоннажные автомобили, которых в стране насчитывается порядка 1 млн, чаще всего принадлежат гражданам, индивидуальным предпринимателям либо малым предприятиям. Взимать плату с предпринимателей и физических лиц будет весьма проблематично, кроме того, не следует ожидать от них образцовой платежной дисциплины.
Также будет утрачен один из аргументов в пользу введения «Платона». Предполагалось, что система вынудит перевозчиков переориентироваться с использования тяжелых фур на малотоннажные грузовики в целях экономии средств. Это, в свою очередь, позволит сократить масштабы разрушения трасс вследствие движения тяжелых транспортных средств. Если платить придется также за проезд малых грузовиков, то процесс пойдет в обратном направлении. Максимальную выручку от введения «Платона» для 3,5-тонников Блинкин оценил в 11 млрд рублей в год, однако порядка 50% этой суммы придется направить на обслуживание механизма. Отрицательный социально-экономический эффект нововведения превысит условно положительный финансовый, резюмирует эксперт.
По действующей процедуре, которая применяется с 2015 года, собственники фур максимальной массой более 12 тонн обязаны оплачивать проезд по федеральным автомагистралям из расчета 1,5 рубля за каждый километр. Как ожидается, в скором времени этот тариф будет пересмотрен. Речь идет об увеличении в два раза. Повышенные расценки в Белом доме планируют утвердить в начале будущего года. Параллельно ведется дискуссия о распространении платы на машины сравнительно небольшой грузоподъемности.
По словам Блинкина, перевозчики, которые эксплуатируют грузовики массой до 12 тонн и больше, принципиально отличаются. Во второй категории сосредоточены большие компании, в то время как малотоннажные автомобили, которых в стране насчитывается порядка 1 млн, чаще всего принадлежат гражданам, индивидуальным предпринимателям либо малым предприятиям. Взимать плату с предпринимателей и физических лиц будет весьма проблематично, кроме того, не следует ожидать от них образцовой платежной дисциплины.
Также будет утрачен один из аргументов в пользу введения «Платона». Предполагалось, что система вынудит перевозчиков переориентироваться с использования тяжелых фур на малотоннажные грузовики в целях экономии средств. Это, в свою очередь, позволит сократить масштабы разрушения трасс вследствие движения тяжелых транспортных средств. Если платить придется также за проезд малых грузовиков, то процесс пойдет в обратном направлении. Максимальную выручку от введения «Платона» для 3,5-тонников Блинкин оценил в 11 млрд рублей в год, однако порядка 50% этой суммы придется направить на обслуживание механизма. Отрицательный социально-экономический эффект нововведения превысит условно положительный финансовый, резюмирует эксперт.