Специалисты Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики проработали инициативу министерства транспорта относительно расширения системы «Платон» на сегмент грузовых автомобилей, предельная масса которых составляет от 3,5 тонн до 12 тонн. Речь идет о взимании с них платы за пользование трассами федерального значения. Как констатировал директор института Михаил Блинкин, подобная мера не принесет ожидаемого эффекта не только в 2017 году, но и на протяжении всей ближайшей трехлетки.
По действующей процедуре, которая применяется с 2015 года, собственники фур максимальной массой более 12 тонн обязаны оплачивать проезд по федеральным автомагистралям из расчета 1,5 рубля за каждый километр. Как ожидается, в скором времени этот тариф будет пересмотрен. Речь идет об увеличении в два раза. Повышенные расценки в Белом доме планируют утвердить в начале будущего года. Параллельно ведется дискуссия о распространении платы на машины сравнительно небольшой грузоподъемности.
По словам Блинкина, перевозчики, которые эксплуатируют грузовики массой до 12 тонн и больше, принципиально отличаются. Во второй категории сосредоточены большие компании, в то время как малотоннажные автомобили, которых в стране насчитывается порядка 1 млн, чаще всего принадлежат гражданам, индивидуальным предпринимателям либо малым предприятиям. Взимать плату с предпринимателей и физических лиц будет весьма проблематично, кроме того, не следует ожидать от них образцовой платежной дисциплины.
Также будет утрачен один из аргументов в пользу введения «Платона». Предполагалось, что система вынудит перевозчиков переориентироваться с использования тяжелых фур на малотоннажные грузовики в целях экономии средств. Это, в свою очередь, позволит сократить масштабы разрушения трасс вследствие движения тяжелых транспортных средств. Если платить придется также за проезд малых грузовиков, то процесс пойдет в обратном направлении. Максимальную выручку от введения «Платона» для 3,5-тонников Блинкин оценил в 11 млрд рублей в год, однако порядка 50% этой суммы придется направить на обслуживание механизма. Отрицательный социально-экономический эффект нововведения превысит условно положительный финансовый, резюмирует эксперт.