За 18 лет в России открыли дела против сотни крупных политиков
Громкие операции силовиков в отношении высокопоставленных чиновников и депутатов не только не находят однозначно положительного отклика граждан, но и демотивируют самих служащих. К такому выводу пришли эксперты фонда «Петербургская политика».
Фонд «Петербургская политика» озвучил статистику возбуждения уголовных дел в отношении высокопоставленных должностных лиц и политических деятелей в России за постсоветский период. Выяснилось, что с 1992 года под следствием побывали 75 губернаторов и их заместителей, 19 федеральных министров и руководителей департаментов, 11 действующих сенаторов верхней и депутатов нижней палаты, а также 19 глава территориальных подразделений министерств и служб. При этом активнее всего дела против высокопоставленных госслужащих открывались после 2010 года. Расследования против чиновников в этот период оказались самыми масштабными со времен Сталина, говорится в исследовании, с которым ознакомился «КоммерсантЪ».
При этом элиты не воспринимают обвинения, выдвинутые фигурантам дел, как справедливые и обоснованные. Уголовные преследования чиновников скорее позиционируются как проявление аппаратных интриг и передел сфер влияния. Электорат уголовные дела против чиновников в целом одобряет, при этом максимальный интерес со стороны граждан вызывают задержания, а не приговоры фигурантам. При этом судебные вердикты граждане нередко считают либо слишком мягкими, либо неоправданно строгими. На этом фоне институты гражданской власти предпочитают хранить молчание, не комментируя ситуацию с арестами чиновников по существу, и делая формальные заявления о доверии к результатам расследования.
Частое возбуждение уголовных дел отрицательно влияют на госслужащих. Последние полагают, что в отношении них существует некая «презумпция виновности», не оговоренная ни в одном законе. Как результат, действиям в спорных ситуациях многие предпочитают бездеятельность, что, в свою очередь, порождает усугубление проблем, с дальнейшим недовольством центра или вышестоящих инстанций. В целом престиж работы в государственных органов в контексте уголовных преследований чиновников падает, говорится в исследовании.
Вчерашнее показательное задержание члена Совфеда Рауфа Арашукова стало первым после длительного перерыва. Фигурантами предыдущих резонансных дел были уличенные в получении взяток бывший глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и экс-губернатор Удмуртии Александр Соловьев.
При этом элиты не воспринимают обвинения, выдвинутые фигурантам дел, как справедливые и обоснованные. Уголовные преследования чиновников скорее позиционируются как проявление аппаратных интриг и передел сфер влияния. Электорат уголовные дела против чиновников в целом одобряет, при этом максимальный интерес со стороны граждан вызывают задержания, а не приговоры фигурантам. При этом судебные вердикты граждане нередко считают либо слишком мягкими, либо неоправданно строгими. На этом фоне институты гражданской власти предпочитают хранить молчание, не комментируя ситуацию с арестами чиновников по существу, и делая формальные заявления о доверии к результатам расследования.
Частое возбуждение уголовных дел отрицательно влияют на госслужащих. Последние полагают, что в отношении них существует некая «презумпция виновности», не оговоренная ни в одном законе. Как результат, действиям в спорных ситуациях многие предпочитают бездеятельность, что, в свою очередь, порождает усугубление проблем, с дальнейшим недовольством центра или вышестоящих инстанций. В целом престиж работы в государственных органов в контексте уголовных преследований чиновников падает, говорится в исследовании.
Вчерашнее показательное задержание члена Совфеда Рауфа Арашукова стало первым после длительного перерыва. Фигурантами предыдущих резонансных дел были уличенные в получении взяток бывший глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и экс-губернатор Удмуртии Александр Соловьев.