Забастовка на конвейере
Руководство «АвтоВАЗа» продолжает утверждать: в Тольятти все спокойно, никакой стихийной забастовки 5 апреля не было, а слухи о ней, возможно, распускает кандидат в депутаты гордумы. Но все большее число СМИ сообщает о том, что более десяти сотрудников были вынуждены уволиться с завода.
О том, что рабочих автомобильного концерна, принимавших участие в недавней ночной забастовке, принуждают писать заявления об уходе «по собственному желанию», сообщила «Газета.Ru» со ссылкой на теперь уже бывшего сотрудника «АвтоВАЗа» Александра Зайцева, который рассказал, что кроме него уволены еще 10 человек из семи десятков рабочих, принявших участие в «бунте 70».
По информации СМИ, рабочие автогиганта недовольны ужесточением трудового графика и зарплатами в 12-15 тысяч рублей. Сотрудники завода также жалуются на отсутствие аттестации рабочих мест: из-за этого они не получают доплаты и льготы за вредные условия труда. Моральное напряжение «автовазовцев» вылилось в ночную забастовку - в ней приняли участие несколько десятков человек, работающих на новой производственной линии B0, с которой сходят автомобили Lada Largus и Nissan Almera.
После этих событий, как сообщается, зачинщиков бунта заставили написать заявление по собственному желанию, пообещав в противном случае уволить их по статье. По некоторым данным, были уволены более десяти человек. Для Тольятти, где «АвтоВАЗ» - чуть ли не единственное предприятие, дающее средства к существованию сотням тысяч человек, быть уволенным с завода по статье - катастрофа.
Между тем, официальные представители «АвтоВАЗа» информацию о забастовке опровергли, также как и тот факт, что рабочих заставляют увольняться. Директор по внешним связям компании Игорь Буренков говорит, что на заводе все спокойно, никакой остановки производства не было. Более того, он связал все происходящее с политикой, заявив, что ложную информацию распространяет некто, собирающийся баллотироваться в гордуму Тольятти - имени господин Буренков, правда, не назвал.
Александр Зайцев, ставший после интервью федеральному СМИ героем среди коллег, но вынужденный уволиться, считает подобные разговоры просто смешными. «Я рабочий, который просто хочет делать свое дело и получать за это адекватные деньги. И никто меня не разводит. Если кого и разводят, так это рабочих «АвтоВАЗа», которых держат за скот. Единственное, что меня радует, так это то, что рабочим третьей смены после моего интервью пообещали вернуть «скользящие» и двойную оплату за работу в выходные дни. Главное, чтобы это не оказалось опять просто словами», - говорит Зайцев.
Между тем, глава независимого профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золотарев предположил, что в ситуацию уже вмешался отдел по борьбе с экстремизмом. Ведь как только на «АвтоВАЗе» начинаются волнения, появляются сотрудники ФСБ, говорит он.
В свою очередь, Александр Зайцев считает, если руководство завода не изменит ситуацию и не прислушается к рабочим, забастовка повторится. Два года назад на «АвтоВАЗе» уже была подобная ситуация, когда несколько сотен рабочих устроили «итальянскую забастовку», начав скрупулезно соблюдать правила техники безопасности. Производительность труда после этого упала на 20-30%, более того, персонал демонстративно отказался от работы сверхурочно и по выходным - рабочим задолжали премию за качество за два месяца.
Еще одна крупная забастовка на «АвтоВАЗе» произошла в 2007 году, когда 150 рабочих отказались выйти на работу, требуя повышения зарплаты. В результате на четыре часа был остановлен главный конвейер автозавода, после чего несколько человек были уволены, остальные получили выговоры и лишились премий. Примечательно, что пресс-служба предприятия и в тот раз обвинила в происходящем некие политические силы, которые стремятся дестабилизировать обстановку на градообразующем предприятии Тольятти.
Наблюдатели считают, вместо того, чтобы обвинять в происходящих социальных взрывах неведомые источники, руководству завода неплохо было бы обратить внимание на реальные проблемы. Не секрет, что зарплаты на «АвтоВАЗе» не радуют рабочих, которые прекрасно понимают, какое количество нахлебников сидит на их шее.
По одной из версий, мартовская зарплата была урезана из-за снижающегося спроса на отечественные автомобили, по другой - менеджмент решил сэкономить на зарплатах простых трудяг из-за кипрского кризиса. Якобы банк ВТБ-24, на карты которого начисляются «вазовские» зарплаты, испытывает сложности с оборотными средствами. Блогеры, между тем, распространили слухи о том, что президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров якобы покинул свой пост, получив выходное пособие около $12,5 млн., а сотрудники завода, собиравшиеся в отпуск, остались без денег.
По мнению Золотарева, в коллективе продолжает расти напряжение от нерешенных проблем. «Не исключено, что в ближайшем будущем на предприятии они примут более масштабный характер, если репрессии не кончатся», - предполагает он. Петр Золотарев также напомнил: любая попытка «Единства» отстоять интересы рабочих трактуется руководством завода как политическая игра.
По информации СМИ, рабочие автогиганта недовольны ужесточением трудового графика и зарплатами в 12-15 тысяч рублей. Сотрудники завода также жалуются на отсутствие аттестации рабочих мест: из-за этого они не получают доплаты и льготы за вредные условия труда. Моральное напряжение «автовазовцев» вылилось в ночную забастовку - в ней приняли участие несколько десятков человек, работающих на новой производственной линии B0, с которой сходят автомобили Lada Largus и Nissan Almera.
После этих событий, как сообщается, зачинщиков бунта заставили написать заявление по собственному желанию, пообещав в противном случае уволить их по статье. По некоторым данным, были уволены более десяти человек. Для Тольятти, где «АвтоВАЗ» - чуть ли не единственное предприятие, дающее средства к существованию сотням тысяч человек, быть уволенным с завода по статье - катастрофа.
Между тем, официальные представители «АвтоВАЗа» информацию о забастовке опровергли, также как и тот факт, что рабочих заставляют увольняться. Директор по внешним связям компании Игорь Буренков говорит, что на заводе все спокойно, никакой остановки производства не было. Более того, он связал все происходящее с политикой, заявив, что ложную информацию распространяет некто, собирающийся баллотироваться в гордуму Тольятти - имени господин Буренков, правда, не назвал.
Александр Зайцев, ставший после интервью федеральному СМИ героем среди коллег, но вынужденный уволиться, считает подобные разговоры просто смешными. «Я рабочий, который просто хочет делать свое дело и получать за это адекватные деньги. И никто меня не разводит. Если кого и разводят, так это рабочих «АвтоВАЗа», которых держат за скот. Единственное, что меня радует, так это то, что рабочим третьей смены после моего интервью пообещали вернуть «скользящие» и двойную оплату за работу в выходные дни. Главное, чтобы это не оказалось опять просто словами», - говорит Зайцев.
Между тем, глава независимого профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золотарев предположил, что в ситуацию уже вмешался отдел по борьбе с экстремизмом. Ведь как только на «АвтоВАЗе» начинаются волнения, появляются сотрудники ФСБ, говорит он.
В свою очередь, Александр Зайцев считает, если руководство завода не изменит ситуацию и не прислушается к рабочим, забастовка повторится. Два года назад на «АвтоВАЗе» уже была подобная ситуация, когда несколько сотен рабочих устроили «итальянскую забастовку», начав скрупулезно соблюдать правила техники безопасности. Производительность труда после этого упала на 20-30%, более того, персонал демонстративно отказался от работы сверхурочно и по выходным - рабочим задолжали премию за качество за два месяца.
Еще одна крупная забастовка на «АвтоВАЗе» произошла в 2007 году, когда 150 рабочих отказались выйти на работу, требуя повышения зарплаты. В результате на четыре часа был остановлен главный конвейер автозавода, после чего несколько человек были уволены, остальные получили выговоры и лишились премий. Примечательно, что пресс-служба предприятия и в тот раз обвинила в происходящем некие политические силы, которые стремятся дестабилизировать обстановку на градообразующем предприятии Тольятти.
Наблюдатели считают, вместо того, чтобы обвинять в происходящих социальных взрывах неведомые источники, руководству завода неплохо было бы обратить внимание на реальные проблемы. Не секрет, что зарплаты на «АвтоВАЗе» не радуют рабочих, которые прекрасно понимают, какое количество нахлебников сидит на их шее.
По одной из версий, мартовская зарплата была урезана из-за снижающегося спроса на отечественные автомобили, по другой - менеджмент решил сэкономить на зарплатах простых трудяг из-за кипрского кризиса. Якобы банк ВТБ-24, на карты которого начисляются «вазовские» зарплаты, испытывает сложности с оборотными средствами. Блогеры, между тем, распространили слухи о том, что президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров якобы покинул свой пост, получив выходное пособие около $12,5 млн., а сотрудники завода, собиравшиеся в отпуск, остались без денег.
По мнению Золотарева, в коллективе продолжает расти напряжение от нерешенных проблем. «Не исключено, что в ближайшем будущем на предприятии они примут более масштабный характер, если репрессии не кончатся», - предполагает он. Петр Золотарев также напомнил: любая попытка «Единства» отстоять интересы рабочих трактуется руководством завода как политическая игра.