Зачем Бранис «попытался» наехать на «Роснефть»?
Главный инвестиционный директор «Просперити Кэпитал Менеджмент» попытался пожаловаться президенту РФ Владимиру Путину на «Башнефть», заявив, что добыча в компании падает, как и ее дивиденды. Президент сказал, что «надо посмотреть», а «Роснефть» напомнила Александру Бранису его «маневры» и вывод активов.
Президент ответил за «Башнефть»
В рамках инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет» примечательным стало заявление главного инвестиционного директора «Просперити Кэпитал Менеджмент» Александра Браниса о ситуации в компании «Башнефть». Обращаясь к президенту РФ, он напомнил, что 4,5 года назад был подписан указ о передаче блокирующего пакета «Башнефти» из федеральной собственности Республики Башкирия, а спустя год «Роснефть» приобрела контрольный пакет, и, таким образом, 60% акций сейчас находятся в собственности у «Роснефти», а 40% – у других акционеров, прежде всего у Башкортостана.
«Казалось бы, пришел эффективный собственник, но, видимо, что то пошло не так, потому что за эти годы добыча «Башнефти» упала на 13%, все продажи сейчас идут через торговый дом «Роснефти», условия расчетов ухудшились, они в два раза хуже, чем среднеотраслевые, выплаты акционерам уменьшились – было 50% от чистой прибыли, теперь 27%. Но акционеры получили 79 млрд. рублей дивидендов за этот период, а «Роснефть» должна «Башнефти» 84 млрд. И еще 35 млрд. лежат на депозитах, конечно, в дочернем банке «Роснефти». То есть это в полтора раза больше, чем получили дивидендов», – цитирует Кремль слова инвестора.
В ответ на вопрос Путин подчеркнул, что он уверен в том, что это справедливо, когда значительная часть пакета перешла в собственность республики, чего раньше не было. «Что касается работы конкретно компании, то, конечно, здесь нужно погрузиться просто в реалии происходящих там событий. У нас много компаний, я не могу погрузиться в каждую из них, и нет такой цели. Почему? Потому что «Роснефть» хоть и компания с преимущественно государственным участием, но она работает в рынке, и она подчиняется решениям, которые принимаются акционерами и на общих собраниях, и исполнительными органами. Государство не вмешивается в текущую деятельность компании», – заявил президент РФ.
«Насколько я помню, «Башнефть» всегда отличалась тем, что у нее были хорошие перерабатывающие мощности, но всегда были проблемы с добычей. И то, что добыча там упала, на мой взгляд, не погружаясь в проблему и не зная деталей, что называется, на уровне первой сигнальной реакции, – видимо, это такие застарелые проблемы, которые и были связаны со сложностями в области добычи. Но все остальное, связанное с финансовым состоянием компании и так далее, – на это надо, конечно, посмотреть», – добавил Путин.
Противоречить ему не стал и «хозяин» мероприятия глава ВТБ Андрей Костин, который добавил: «Могу подтвердить как банк, тесно работающий с «Роснефтью», что положение компании очень хорошее, работа эффективная, финансовое состояние очень устойчивое».
«Роснефть» напомнила Бранису о прошлом
Естественно, что «Роснефть» не могла оставить без внимания такой «наезд» и опубликовала открытое письмо из пяти пунктов. В частности, отметили в компании, информация о падении добычи «Башнефти» искажает реальность. Регулирование добычи нефти компании «Башнефть» и других предприятий «Роснефти» происходит в строгом соответствии с рекомендациями Минэнерго в рамках обязательств РФ по соглашению ОПЕК+.
Далее представители «Роснефти» сообщили о том, что предыдущий частный контролирующий акционер «Башнефти» выводил в виде дивидендов и иных платежей фактически весь денежный поток компании в подконтрольные ему структуры при согласии миноритарных акционеров (включая, прежде всего, крупного миноритария «Просперити Кэпитал Менеджмент») в ущерб развитию. Более 180 млрд. рублей из объемов выведенных денежных средств так и не были возвращены в «Башнефть». Бранис и его инвестиционные структуры, будучи бенефициарами «Башнефти», вполне могли бы считаться соучастниками этих действий.
В свою очередь, НК «Роснефть» по итогам анализа деятельности предыдущего частного собственника и выявления фактов недобросовестного управления «Башнефтью» с его стороны (вывод средств и активов, завышение тарифов на обеспечение электроэнергией, нефтесервисными услугами и др.) в 2016-2017 годах неоднократно предлагала «Просперити Кэпитал Менеджмент» принять участие в защите интересов акционеров компании в судебном порядке. Однако, будучи очевидно связанной гласными или негласными обязательствами, компания «Просперити Кэпитал Менеджмент» отказалась вступить в судебные процедуры в отличие от других крупных акционеров «Башнефти».
В результате принятых судебных решений «Башнефть» получила более 80 млрд. рублей на развитие, а Республика Башкортостан - более 16 млрд. рублей компенсации нанесенного ущерба, которые были перечислены дополнительно в региональный бюджет. В 2015 году все платежи «Башнефти» в бюджет республики составили 29,4 млрд. рублей, а, для сравнения, в 2018-м – 53,3 млрд. рублей.
«Вместе с тем, нас не удивляет позиция господина Браниса, основной целью которого является зарабатывание прибыли любыми способами, часто спекулируя на грани злоупотребления правами и позицией миноритарного акционера. Не стоит забывать о результатах участия Браниса в процессах реформирования российской энергетики и его сомнительных инициативах (включая совместное с Уильямом Браудером из Hermitage Capital Management письмо от 2004 года к президенту РФ)», – констатировали в «Роснефти». Это письмо касалось поправок о возможности де-факто принудительного выкупа акций основным владельцем по определенной им цене в ущерб интересам миноритариев.
Обычная грызня или?..
Основная причина, по которой Бранис обратился к президенту на форуме, – снижение ему дивидендных выплат от «Башнефти», уверен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Директор Prosperity предположил, что именно из-за действий «Роснефти» и ее руководства в «Башнефти» стали снижаться добыча и, как следствие, финансовые показатели. По его мнению, такая ситуация означает, что сделка по передаче 57,66% пакета акций компании в пользу «Роснефти» явно себя не оправдала.
«В целом Бранис, – отметил эксперт в интервью «Веку», – больше ничего и не сказал, скорее он хотел именно обратить внимание Путина на не идеальность руководства «Роснефти». И в целом не очень понятно, на что он рассчитывал, поскольку даже если президент и не знает всех подробностей, сама по себе репутация Браниса и его компании не имеет идеальной чистоты после долгого судебного разбирательства по финансовым махинациям, в которых «Роснефть» обвиняла прежний менеджмент и АФК «Система» как ключевого владельца нефтяной компании в совершении неправомерных действий по выводу средств в обход российских законов».
В частности, Prosperity не участвовала в судебных процессах, а размер убытков, которые понесла «Башнефть» от действий АФК, вовсе оценила в 30 млрд. рублей, хотя, по оценкам обвинителя, это была сумма 170 млрд. рублей. При этом свою позицию по махинациям в «Башнефти» тогда и сейчас Prosperity показывает весьма смутно, сам Бранис открыто не отрицает соучастия, но и не берет на себя какой-либо ответственности. При этом уличить «Роснефть» в каком-либо неблагонадежном поведении нельзя, тогда как позитивных новостей достаточно, чтобы оценить социально-экономическую пользу от смены руководства.
«Что касается добычи, то здесь я полностью согласен с тем, что на нее влияют договоренности по ОПЕК+», – говорит Лукашов. Добыча снизилась у всех представителей российской нефтянки, и то, что «Роснефть» отдает приоритет собственным мощностям, здесь тоже не вызывает двусмысленных мнений. Руководство компании вправе принимать решения и распределять квоты так, как считает нужным. При этом нет реальных причин пересматривать подходы, так как на работу самой «Башнефти» это почти не влияет.
Уличить «Роснефть» в махинациях, как это было при «Системе», также достаточно сложно, поскольку это компания с серьезным госучастием, добавляет Лукашов. Если подобное будет доказано, это наложит отпечаток сомнений на государственную систему управления и контроля, а она в последние годы демонстрирует антикоррупционные настроения, в первую очередь иностранным инвесторам, так что власти крайне невыгодно такое развитие событий.
Так что никто сейчас не скажет, что именно происходит между Бранисом и «Роснефтью», но точно можно говорить о том, что если эта история прямо сейчас не «заглохнет», закончится она плохо, заявила «Веку» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, вполне может быть, что госкомпания «чистит» историю с целью убрать из поля зрения лиц, которые могут иначе трактовать прошлые события. Однако большинство менеджеров, работавших в начале 2000-х годов, и так прекрасно понимает, где имеет смысл промолчать. В то же время нельзя забывать о показательном поиске «виноватых» в давно прошедших событиях, и это может быть каким-то отвлекающим от чего-то важного маневром.
Так что стоит за ответом «Роснефти»? Не желание ли прикрыть свои собственные огрехи в управлении «Башнефтью»? «Справедливости ради надо сказать, – обращает внимание независимый аналитик Дмитрий Адамидов, – что крупные миноритарии почти всегда скандалят по поводу дивидендов (можно вспомнить подобную многосерийную сагу в «Транснефти»), а Prosperity известен своей любовью к громким публичным заявлениям. Так что ничего особенного пока не происходит».
То, что с получением контроля над «Башнефтью» «Роснефть» консолидирует все финансовые потоки в материнской компании, является для нее обычной практикой, заявил «Веку» эксперт. Так было и с «ЮКОСОМ», и с ТНК-ВР, и с «Северной нефтью», и с собственными «дочками» «Роснефти», которые изначально были у нее после создания компании в 1995 году. Все, так или иначе, ведется к переходу на единую акцию и максимальное ограничение самостоятельности «дочек». Другое дело, что в «Башнефти» процесс будет происходить несколько сложнее и дольше, но в целом у ее миноритариев очень мало рычагов для давления на «Роснефть» в данном вопросе. Разве что подобные жалобы Путину, которые, скорее всего, никакого действия не возымеют.
В рамках инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет» примечательным стало заявление главного инвестиционного директора «Просперити Кэпитал Менеджмент» Александра Браниса о ситуации в компании «Башнефть». Обращаясь к президенту РФ, он напомнил, что 4,5 года назад был подписан указ о передаче блокирующего пакета «Башнефти» из федеральной собственности Республики Башкирия, а спустя год «Роснефть» приобрела контрольный пакет, и, таким образом, 60% акций сейчас находятся в собственности у «Роснефти», а 40% – у других акционеров, прежде всего у Башкортостана.
«Казалось бы, пришел эффективный собственник, но, видимо, что то пошло не так, потому что за эти годы добыча «Башнефти» упала на 13%, все продажи сейчас идут через торговый дом «Роснефти», условия расчетов ухудшились, они в два раза хуже, чем среднеотраслевые, выплаты акционерам уменьшились – было 50% от чистой прибыли, теперь 27%. Но акционеры получили 79 млрд. рублей дивидендов за этот период, а «Роснефть» должна «Башнефти» 84 млрд. И еще 35 млрд. лежат на депозитах, конечно, в дочернем банке «Роснефти». То есть это в полтора раза больше, чем получили дивидендов», – цитирует Кремль слова инвестора.
В ответ на вопрос Путин подчеркнул, что он уверен в том, что это справедливо, когда значительная часть пакета перешла в собственность республики, чего раньше не было. «Что касается работы конкретно компании, то, конечно, здесь нужно погрузиться просто в реалии происходящих там событий. У нас много компаний, я не могу погрузиться в каждую из них, и нет такой цели. Почему? Потому что «Роснефть» хоть и компания с преимущественно государственным участием, но она работает в рынке, и она подчиняется решениям, которые принимаются акционерами и на общих собраниях, и исполнительными органами. Государство не вмешивается в текущую деятельность компании», – заявил президент РФ.
«Насколько я помню, «Башнефть» всегда отличалась тем, что у нее были хорошие перерабатывающие мощности, но всегда были проблемы с добычей. И то, что добыча там упала, на мой взгляд, не погружаясь в проблему и не зная деталей, что называется, на уровне первой сигнальной реакции, – видимо, это такие застарелые проблемы, которые и были связаны со сложностями в области добычи. Но все остальное, связанное с финансовым состоянием компании и так далее, – на это надо, конечно, посмотреть», – добавил Путин.
Противоречить ему не стал и «хозяин» мероприятия глава ВТБ Андрей Костин, который добавил: «Могу подтвердить как банк, тесно работающий с «Роснефтью», что положение компании очень хорошее, работа эффективная, финансовое состояние очень устойчивое».
«Роснефть» напомнила Бранису о прошлом
Естественно, что «Роснефть» не могла оставить без внимания такой «наезд» и опубликовала открытое письмо из пяти пунктов. В частности, отметили в компании, информация о падении добычи «Башнефти» искажает реальность. Регулирование добычи нефти компании «Башнефть» и других предприятий «Роснефти» происходит в строгом соответствии с рекомендациями Минэнерго в рамках обязательств РФ по соглашению ОПЕК+.
Далее представители «Роснефти» сообщили о том, что предыдущий частный контролирующий акционер «Башнефти» выводил в виде дивидендов и иных платежей фактически весь денежный поток компании в подконтрольные ему структуры при согласии миноритарных акционеров (включая, прежде всего, крупного миноритария «Просперити Кэпитал Менеджмент») в ущерб развитию. Более 180 млрд. рублей из объемов выведенных денежных средств так и не были возвращены в «Башнефть». Бранис и его инвестиционные структуры, будучи бенефициарами «Башнефти», вполне могли бы считаться соучастниками этих действий.
В свою очередь, НК «Роснефть» по итогам анализа деятельности предыдущего частного собственника и выявления фактов недобросовестного управления «Башнефтью» с его стороны (вывод средств и активов, завышение тарифов на обеспечение электроэнергией, нефтесервисными услугами и др.) в 2016-2017 годах неоднократно предлагала «Просперити Кэпитал Менеджмент» принять участие в защите интересов акционеров компании в судебном порядке. Однако, будучи очевидно связанной гласными или негласными обязательствами, компания «Просперити Кэпитал Менеджмент» отказалась вступить в судебные процедуры в отличие от других крупных акционеров «Башнефти».
В результате принятых судебных решений «Башнефть» получила более 80 млрд. рублей на развитие, а Республика Башкортостан - более 16 млрд. рублей компенсации нанесенного ущерба, которые были перечислены дополнительно в региональный бюджет. В 2015 году все платежи «Башнефти» в бюджет республики составили 29,4 млрд. рублей, а, для сравнения, в 2018-м – 53,3 млрд. рублей.
«Вместе с тем, нас не удивляет позиция господина Браниса, основной целью которого является зарабатывание прибыли любыми способами, часто спекулируя на грани злоупотребления правами и позицией миноритарного акционера. Не стоит забывать о результатах участия Браниса в процессах реформирования российской энергетики и его сомнительных инициативах (включая совместное с Уильямом Браудером из Hermitage Capital Management письмо от 2004 года к президенту РФ)», – констатировали в «Роснефти». Это письмо касалось поправок о возможности де-факто принудительного выкупа акций основным владельцем по определенной им цене в ущерб интересам миноритариев.
Обычная грызня или?..
Основная причина, по которой Бранис обратился к президенту на форуме, – снижение ему дивидендных выплат от «Башнефти», уверен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Директор Prosperity предположил, что именно из-за действий «Роснефти» и ее руководства в «Башнефти» стали снижаться добыча и, как следствие, финансовые показатели. По его мнению, такая ситуация означает, что сделка по передаче 57,66% пакета акций компании в пользу «Роснефти» явно себя не оправдала.
«В целом Бранис, – отметил эксперт в интервью «Веку», – больше ничего и не сказал, скорее он хотел именно обратить внимание Путина на не идеальность руководства «Роснефти». И в целом не очень понятно, на что он рассчитывал, поскольку даже если президент и не знает всех подробностей, сама по себе репутация Браниса и его компании не имеет идеальной чистоты после долгого судебного разбирательства по финансовым махинациям, в которых «Роснефть» обвиняла прежний менеджмент и АФК «Система» как ключевого владельца нефтяной компании в совершении неправомерных действий по выводу средств в обход российских законов».
В частности, Prosperity не участвовала в судебных процессах, а размер убытков, которые понесла «Башнефть» от действий АФК, вовсе оценила в 30 млрд. рублей, хотя, по оценкам обвинителя, это была сумма 170 млрд. рублей. При этом свою позицию по махинациям в «Башнефти» тогда и сейчас Prosperity показывает весьма смутно, сам Бранис открыто не отрицает соучастия, но и не берет на себя какой-либо ответственности. При этом уличить «Роснефть» в каком-либо неблагонадежном поведении нельзя, тогда как позитивных новостей достаточно, чтобы оценить социально-экономическую пользу от смены руководства.
«Что касается добычи, то здесь я полностью согласен с тем, что на нее влияют договоренности по ОПЕК+», – говорит Лукашов. Добыча снизилась у всех представителей российской нефтянки, и то, что «Роснефть» отдает приоритет собственным мощностям, здесь тоже не вызывает двусмысленных мнений. Руководство компании вправе принимать решения и распределять квоты так, как считает нужным. При этом нет реальных причин пересматривать подходы, так как на работу самой «Башнефти» это почти не влияет.
Уличить «Роснефть» в махинациях, как это было при «Системе», также достаточно сложно, поскольку это компания с серьезным госучастием, добавляет Лукашов. Если подобное будет доказано, это наложит отпечаток сомнений на государственную систему управления и контроля, а она в последние годы демонстрирует антикоррупционные настроения, в первую очередь иностранным инвесторам, так что власти крайне невыгодно такое развитие событий.
Так что никто сейчас не скажет, что именно происходит между Бранисом и «Роснефтью», но точно можно говорить о том, что если эта история прямо сейчас не «заглохнет», закончится она плохо, заявила «Веку» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, вполне может быть, что госкомпания «чистит» историю с целью убрать из поля зрения лиц, которые могут иначе трактовать прошлые события. Однако большинство менеджеров, работавших в начале 2000-х годов, и так прекрасно понимает, где имеет смысл промолчать. В то же время нельзя забывать о показательном поиске «виноватых» в давно прошедших событиях, и это может быть каким-то отвлекающим от чего-то важного маневром.
Так что стоит за ответом «Роснефти»? Не желание ли прикрыть свои собственные огрехи в управлении «Башнефтью»? «Справедливости ради надо сказать, – обращает внимание независимый аналитик Дмитрий Адамидов, – что крупные миноритарии почти всегда скандалят по поводу дивидендов (можно вспомнить подобную многосерийную сагу в «Транснефти»), а Prosperity известен своей любовью к громким публичным заявлениям. Так что ничего особенного пока не происходит».
То, что с получением контроля над «Башнефтью» «Роснефть» консолидирует все финансовые потоки в материнской компании, является для нее обычной практикой, заявил «Веку» эксперт. Так было и с «ЮКОСОМ», и с ТНК-ВР, и с «Северной нефтью», и с собственными «дочками» «Роснефти», которые изначально были у нее после создания компании в 1995 году. Все, так или иначе, ведется к переходу на единую акцию и максимальное ограничение самостоятельности «дочек». Другое дело, что в «Башнефти» процесс будет происходить несколько сложнее и дольше, но в целом у ее миноритариев очень мало рычагов для давления на «Роснефть» в данном вопросе. Разве что подобные жалобы Путину, которые, скорее всего, никакого действия не возымеют.