Задолженность регионов перед бюджетом стремительно растет
Интенсивная раздача почти бесплатных бюджетных кредитов привела к тому, что на конец 2016 года регионы (впервые за пятилетку) были должны федеральному бюджету больше, чем банкам, фиксирует агентство АКРА. Впрочем, уже в 2017 году процесс замещения рыночного долга бюджетным прекратится и пойдет в обратном направлении.
Специалисты агентства АКРА констатировали успешность тактики правительства, согласно которой субъекты Федераций должны были сократить объем дорогостоящих коммерческих кредитов, получив доступ к бюджетным займам, которые выдаются под символическую ставку в размере 0,1% годовых. По итогам прошлого года субъекты задолжали государственной казне больше, чем коммерческим финучреждениям. Последний раз такое соотношение фиксировалось в 2011 году. В течение 2016 года региональные власти уменьшили долги перед банками на 16%, зато на 25% увеличили объем средств, заимствованных в федеральной казне.
Как выяснили в Счетной палате, общая сумма государственного долга субъектов Федерации достигла 2,35 трлн. рублей, что на 1,5% больше, чем год назад. Возможностью получения бюджетных займов воспользовались 72 региона. Сумма таких кредитов составила 355 млрд. рублей. Почти половину из нее, или 173 млрд. рублей, субъекты Федерации уже выплатили. По подсчетам Минфина, эти сделки привели к наращиванию доли бюджетных займов в структуре региональной задолженности до 42%, что на 7% больше, чем годом ранее. Противоположная динамика отмечается в сегменте банковских кредитов: они создали 35% от задолженности субъектов вместо прошлогодних 42%. Еще 19% госдолга регионов приходится на эмитированные ценные бумаги, а 4% - на предоставленные государственные гарантии по кредитам третьих лиц.
Аналитики предупреждают о том, что максимальные показатели замещения коммерческих долгов бюджетными уже пройдены. Если в предыдущие два года на бюджетное кредитование субъектов из федеральной казны направлялось по 310 млрд. рублей, то в нынешнем и следующем годах сумма составит 200 млрд. рублей, что на 30 млрд. рублей меньше цифры 2014 года. А с 2019 года бюджетные займы станут редкостью – их выдадут только на 50 млрд. рублей.
Кроме того, в нынешнем году субъектам придется активнее расплачиваться по старым бюджетным займам, чем получать новые. Сумма платежей составит 230-240 млрд. рублей, поскольку на 2017 год ожидается полное погашение кредитов, оформленных регионами в 2014 году. Как следствие, субъекты при отсутствии профицита местных бюджетов могут начать обращаться за банковскими кредитами для расчета по бюджетным.
Как выяснили в Счетной палате, общая сумма государственного долга субъектов Федерации достигла 2,35 трлн. рублей, что на 1,5% больше, чем год назад. Возможностью получения бюджетных займов воспользовались 72 региона. Сумма таких кредитов составила 355 млрд. рублей. Почти половину из нее, или 173 млрд. рублей, субъекты Федерации уже выплатили. По подсчетам Минфина, эти сделки привели к наращиванию доли бюджетных займов в структуре региональной задолженности до 42%, что на 7% больше, чем годом ранее. Противоположная динамика отмечается в сегменте банковских кредитов: они создали 35% от задолженности субъектов вместо прошлогодних 42%. Еще 19% госдолга регионов приходится на эмитированные ценные бумаги, а 4% - на предоставленные государственные гарантии по кредитам третьих лиц.
Аналитики предупреждают о том, что максимальные показатели замещения коммерческих долгов бюджетными уже пройдены. Если в предыдущие два года на бюджетное кредитование субъектов из федеральной казны направлялось по 310 млрд. рублей, то в нынешнем и следующем годах сумма составит 200 млрд. рублей, что на 30 млрд. рублей меньше цифры 2014 года. А с 2019 года бюджетные займы станут редкостью – их выдадут только на 50 млрд. рублей.
Кроме того, в нынешнем году субъектам придется активнее расплачиваться по старым бюджетным займам, чем получать новые. Сумма платежей составит 230-240 млрд. рублей, поскольку на 2017 год ожидается полное погашение кредитов, оформленных регионами в 2014 году. Как следствие, субъекты при отсутствии профицита местных бюджетов могут начать обращаться за банковскими кредитами для расчета по бюджетным.