Владельцы машин говорят, что от этого реагента на днище машины образуется «накипь», которая ни чем не счищается. И кузов автомобиля от нее начинает быстро гнить. То же самое с обувью. Страдают также домашние животные, которые гуляют по обработанным дорогам. Активисты собирают подписи за запрет «Бионорда». Вопрос обсуждался даже на уровне краевого Заксобрания. Доводы за: ранее в Красноярске за зиму расходовали до 60 тыс. тонн песчано-соляной смеси. Но должного уровня безопасности дорог все равно не достигали. Новый реагент расходуется в меньших количествах, но с гололедом справляется гораздо лучше. По данным краевого ГИБДД, обычные соль и песок работают в условиях до -8 С градусов. «Бионорд» - при -30. В итоге краевые депутаты оставили последнее слово за муниципальными властями. По словам главы МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» Евгения Петрюка, еще в прошлом сезоне технология обработки «Бионордом» была полностью откорректирована. «Для водителей спецмашин есть специальные карты-схемы, по которым дозировка осуществляется исходя из погодных условий и интенсивности снега. Прошлый год показал, что новый противогололедный материал позволяет практически в 5 раз быстрее убирать улично-дорожную сеть, гораздо меньше обрабатывать дороги песчано-соляной смесью», - заявил чиновник.
По данным Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, переход на инновационные реагенты позволяет в среднем в 2 раза снизить потребность города в специализированной технике, в 2,5 раза - расходы на горюче-смазочные материалы и содержание автопарка, в 4,5 раза – требуемый тоннаж противогололедных материалов. И в целом это удешевляет стоимость зимней эксплуатации дорог примерно на 20%. «Мы взвешенно подходили к принятию решения. Среди основных аргументов: безопасность дорожного движения, чистота дорог, экологический эффект. Работая по старым технологиям, в год мы вывозили на улицы 10 грузовых железнодорожных составов песка, щебня и соли. Затем все лето мужественно убирали оставшуюся грязь. Отсюда и пыль, которой мы дышим. А ливневки просто забивались этим песком», - уверяет глава города Сергей Еремин.
Если попытаться найти некую золотую середину, то, безусловно, новые реагенты лучше справляются со льдом, чем обычная соль. Но вот что после этого остается на земле, и как оно влияет на окружающую среду и наше здоровье – вопрос пока открытый. «Послушать защитников «Бионорда», складывается впечатление, будто бы этот реагент - лучшее, что случалось с Красноярском за последние 10 лет. Машины он не портит, для окружающей среды безвреден, для здоровья людей полезен - не то, что песчано-соляная смесь. Но эти слова звучат неубедительно на фоне происходящего на красноярских дорогах. Люди своими глазами видят, какой ущерб наносится», - заявил «Веку» депутат красноярского горсовета Захар Енджиевский.
«Бионорд не любят не только автолюбители, потому что машина быстрее гниет, постоянно грязная, зимой незамерзайка замерзает, а грязью закидывает стекла, что напрямую ухудшает видимость, также дорога всегда мокрая, в вечернее время тяжело ездить. «Бионорд» также не любят уборщицы в офисах и в многоквартирных домах, потому что постоянная грязь. Мы согласны, что это не песок, который потом пылит, забивает ливневки, но «Бионорд» на 80% состоит из соли, которая для почвы и для растений вредна, поскольу по технологии важно убирать его через 40 минут после применения. А у нас он тает и идет напрямую в Енисей. Этот момент никто не исследовал», - говорит красноярский эколог Евгений Ходос.
Добавим, что аналогичные жалобы на реагент звучат не только в Красноярске. Например, в соседнем Новосибирске его тоже применяют второй год. Претензии граждан полностью повторяют красноярские: дороги постоянно в грязной жиже, реагент меняет тормозной путь машин. Местный блогер Закир Умаров выдвинул интересную версию любви властей города к «Бионорду». Он считает, что таким образом чиновники уменьшают нагрузку на изношенный спецавтопарк города. Поскольку реагента приходится распылять в меньшем количестве, чем соли и песка.