Нефть марки Brent – международный нефтяной эталон – продается по цене около $80 за баррель, что дешевле, чем в начале боевых действий.
Почему же цены не растут? Основная причина, по мнению аналитиков, заключается в том, что боевые действия практически не нарушают поставок нефти, что позволяет трейдерам сделать вывод об отсутствии непосредственной угрозы. Газа не добывает нефть, а Израиль – незначительное количество. Для того чтобы произошел существенный сбой в поставках, последствия войны должны распространиться на гигантские нефтяные месторождения Саудовской Аравии, Ирака или Ирана.
Что касается Ближнего Востока, то рынки «фактически игнорируют возможность того, что что-то может пойти не так», – сказал Раад Алкадири, управляющий директор по энергетике и климату Eurasia Group, компании, специализирующейся на политических рисках. По его мнению, трейдеры вряд ли будут повышать цены до тех пор, пока не увидят «реальное снижение баррелей».
Рынок, похоже, заблокировал войну и вернулся к пессимистическим настроениям в отношении будущего спроса на нефть, в основе которых лежат экономические опасения относительно Китая, крупнейшего импортера нефти, и других крупных потребителей. Саудовская Аравия и другие производители пытаются поддержать цены, сокращая добычу нефти.
Аналитики предупреждают, что 2024 год может оказаться сложным для нефтяных рынков. На этой неделе Управление энергетической информации США предсказало, что потребление бензина в США в следующем году снизится из-за роста числа электромобилей и сокращения поездок на работу, поскольку все больше людей работают по гибридному графику.
Уверенность рынкам придает и высокий уровень добычи нефти в США, где недавно был установлен рекордный месячный объем поставок от крупнейшего в мире производителя – чуть более 13 млн баррелей в день.
Среди сохраняющихся рисков можно выделить перебои поставок. Четыре года назад ракетный удар по ключевому объекту Саудовской Аравии, в котором американские официальные лица обвинили Иран, на время вывел из строя около половины нефтедобычи королевства. В крайнем случае, Иран, поддерживающий ХАМАС, может попытаться перекрыть Ормузский пролив [узкий, стратегически пролив, соединяющий Персидский залив на юго-западе с Оманским заливом на юго-востоке и далее с открытым океаном – прим. пер.], через который огромные объемы нефти поступают в другие страны мира.
Администрация Джо Байдена пытается предотвратить расширение войны. Региональные нефтяные державы, включая Иран, также предпочли бы сохранить движение танкеров через Персидский залив. Любые остановки приведут к сокращению их собственных экспортных доходов, а скачки цен рискуют нанести ущерб их наиболее ценным клиентам и оттолкнуть их.