Постой, паровоз. Еще лет пять

Постой, паровоз. Еще лет пять
Фото: https://pulse19.ru/
Строительство железной дороги в Республику Тыва снова откладывается. Проект заморожен на срок «не более пяти лет». Эксперты указывают на неопределенность тенденций на угольном рынке, из-за чего невозможно просчитать его окупаемость

Об этом в конце марта заявили в правительстве РФ. Согласно постановлению кабмина теперь предельный срок начала работ на направлении «Элегест – Кызыл – Курагино» - 2026 год. Право собственности на объект принадлежит Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Напомним, в апреле 2018 года Росжелдор подписал концессионное соглашение с Тувинской энергетической промышленной компанией Руслана Байсарова. Этой же компании принадлежит лицензия на разработку Элегестского угольного месторождения. Согласно постановлению правительства Росжелдору теперь предстоит подписать с ТЭПК дополнительное соглашение. Стороны приостанавливают свои обязательства на срок не более пяти лет без взаимных претензий и штрафных санкций.

20 апреля заместитель главы ОАО «РЖД» Андрей Макаров пояснил, что к реализации проекта компания теоретически готова вернуться в любой момент. Но лишь по мере его необходимости. Сейчас, судя по всему, таковая отсутствует. По мнению экспертов, решение о заморозке проекта продиктовано анализом рынка, на котором сейчас слишком много неизвестных, чтобы рассчитывать на востребованность Элегеста. В частности, есть другие крупные российские месторождения, которые уже вышли на полную мощность. Рынок находится в начале нового цикла. Тувинский уголь на него уже опоздал. А через пять лет как раз начнется следующий цикл и появится ясность.

«Век» неоднократно писал про судьбу дороги «Курагино – Кызыл», которая должна связать угольные месторождения в Туве с Транссибом через юг Красноярского края. Проект находится в подвешенном состоянии уже не первое десятилетие. Менялись и инвесторы, и его параметры, которые до сих пор не определены. Например, непонятно, будет ли дорога перевозить пассажиров как предполагалось изначально. В 2019 году представители Минэкономразвития заявили, что «Курагино – Кызыл» будет исключительно грузовым путем, поскольку его спроектировали однопутным и неэлектрифицированным. Встраивать пассажирские поезда между составами с углем сложно и дорого. Потому, решили в Минтрансе, пусть лучше тувинцы рассчитывают, как и прежде, на автомобильные дороги и авиацию. Последнюю обещали активнее субсидировать, чтобы повысить доступность рейсов для субъекта РФ, который входит в число беднейших.

Реклама на веке

Общая протяженность новой железнодорожной ветки составит более 400 километров. Пропускная способность – 19 пар поездов в сутки. Проект технически сложный, поскольку трасса проходит через хребет Ергаки. Это потребует прокладки тоннелей и строительства десяти мостов через горные реки и ущелья. Запасы Элегеста оцениваются почти в 900 млн. тонн угля. Это вообще одно из крупнейших месторождений в мире. В год с него планировалось вывозить около 12 млн. тонн угля. Стоимость проекта оценивалась, по данным на 2020 год, в 126 млрд. рублей. Но ясности по поводу источников финансировании не было ни тогда, ни, тем более, сейчас.

Добавим, что в начале апреля в неожиданную отставку ушел глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол, бывший одним из главных «фанатов» проекта. В соседнем Красноярском крае к строительству дороги относились гораздо более спокойно, поскольку располагают огромным количеством других крупных проектов и ресурсов. Единственное, что могут обещать: не исключать «Курагино» из КИП «Енисейская Сибирь», где невезучей тувинской железной дороге отвели место на скамейке запасных.

«Проект остается в составе КИП. Срок его заморозки не превышает горизонты нашего планирования. И, возможно, строительство реанимируют не через пять лет, а раньше. Все зависит от конъюнктуры цен на мировом рынке угля. И все по-прежнему понимают, что железная дорога откроет Туве новые возможности», - заявил «Веку» на последнем Красноярском экономическом форуме гендиректор корпорации «Енисейская Сибирь» Сергей Ладыженко.

Добавим, что на другом конце условного Енисейского региона – на полуострове Таймыр угольщики чувствуют себя гораздо более уверенно несмотря на суровые арктические условия. Там дочерняя компания AEON «Северная звезда» приступает к освоению Сарыдасайского месторождения. Как заявил на том же КЭФ-2021 глава холдинга, миллиардер Роман Троценко, на месторождении построят обогатительную фабрику глубокой переработки угля, морской терминал, аэропорт, вахтовый поселок и электростанцию. Плановый показатель добычи – 20 млн. тонн в год. Первые 200 тыс. тонн угля Троценко намерен выдать на рынок уже в этом году.

Реклама на веке
Британские звезды заявили, что стриминг убивает музыкальную индустрию Аналитики заявили, что Китайские хакеры совершили атаку на американскую оборонную промышленность