Постой, паровоз. Еще лет пять

11776
Строительство железной дороги в Республику Тыва снова откладывается. Проект заморожен на срок «не более пяти лет». Эксперты указывают на неопределенность тенденций на угольном рынке, из-за чего невозможно просчитать его окупаемость

Об этом в конце марта заявили в правительстве РФ. Согласно постановлению кабмина теперь предельный срок начала работ на направлении «Элегест – Кызыл – Курагино» - 2026 год. Право собственности на объект принадлежит Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Напомним, в апреле 2018 года Росжелдор подписал концессионное соглашение с Тувинской энергетической промышленной компанией Руслана Байсарова. Этой же компании принадлежит лицензия на разработку Элегестского угольного месторождения. Согласно постановлению правительства Росжелдору теперь предстоит подписать с ТЭПК дополнительное соглашение. Стороны приостанавливают свои обязательства на срок не более пяти лет без взаимных претензий и штрафных санкций.

20 апреля заместитель главы ОАО «РЖД» Андрей Макаров пояснил, что к реализации проекта компания теоретически готова вернуться в любой момент. Но лишь по мере его необходимости. Сейчас, судя по всему, таковая отсутствует. По мнению экспертов, решение о заморозке проекта продиктовано анализом рынка, на котором сейчас слишком много неизвестных, чтобы рассчитывать на востребованность Элегеста. В частности, есть другие крупные российские месторождения, которые уже вышли на полную мощность. Рынок находится в начале нового цикла. Тувинский уголь на него уже опоздал. А через пять лет как раз начнется следующий цикл и появится ясность.

«Век» неоднократно писал про судьбу дороги «Курагино – Кызыл», которая должна связать угольные месторождения в Туве с Транссибом через юг Красноярского края. Проект находится в подвешенном состоянии уже не первое десятилетие. Менялись и инвесторы, и его параметры, которые до сих пор не определены. Например, непонятно, будет ли дорога перевозить пассажиров как предполагалось изначально. В 2019 году представители Минэкономразвития заявили, что «Курагино – Кызыл» будет исключительно грузовым путем, поскольку его спроектировали однопутным и неэлектрифицированным. Встраивать пассажирские поезда между составами с углем сложно и дорого. Потому, решили в Минтрансе, пусть лучше тувинцы рассчитывают, как и прежде, на автомобильные дороги и авиацию. Последнюю обещали активнее субсидировать, чтобы повысить доступность рейсов для субъекта РФ, который входит в число беднейших.

Реклама на веке

Общая протяженность новой железнодорожной ветки составит более 400 километров. Пропускная способность – 19 пар поездов в сутки. Проект технически сложный, поскольку трасса проходит через хребет Ергаки. Это потребует прокладки тоннелей и строительства десяти мостов через горные реки и ущелья. Запасы Элегеста оцениваются почти в 900 млн. тонн угля. Это вообще одно из крупнейших месторождений в мире. В год с него планировалось вывозить около 12 млн. тонн угля. Стоимость проекта оценивалась, по данным на 2020 год, в 126 млрд. рублей. Но ясности по поводу источников финансировании не было ни тогда, ни, тем более, сейчас.

Добавим, что в начале апреля в неожиданную отставку ушел глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол, бывший одним из главных «фанатов» проекта. В соседнем Красноярском крае к строительству дороги относились гораздо более спокойно, поскольку располагают огромным количеством других крупных проектов и ресурсов. Единственное, что могут обещать: не исключать «Курагино» из КИП «Енисейская Сибирь», где невезучей тувинской железной дороге отвели место на скамейке запасных.

«Проект остается в составе КИП. Срок его заморозки не превышает горизонты нашего планирования. И, возможно, строительство реанимируют не через пять лет, а раньше. Все зависит от конъюнктуры цен на мировом рынке угля. И все по-прежнему понимают, что железная дорога откроет Туве новые возможности», - заявил «Веку» на последнем Красноярском экономическом форуме гендиректор корпорации «Енисейская Сибирь» Сергей Ладыженко.

Добавим, что на другом конце условного Енисейского региона – на полуострове Таймыр угольщики чувствуют себя гораздо более уверенно несмотря на суровые арктические условия. Там дочерняя компания AEON «Северная звезда» приступает к освоению Сарыдасайского месторождения. Как заявил на том же КЭФ-2021 глава холдинга, миллиардер Роман Троценко, на месторождении построят обогатительную фабрику глубокой переработки угля, морской терминал, аэропорт, вахтовый поселок и электростанцию. Плановый показатель добычи – 20 млн. тонн в год. Первые 200 тыс. тонн угля Троценко намерен выдать на рынок уже в этом году.

Реклама на веке
Британские звезды заявили, что стриминг убивает музыкальную индустрию Аналитики заявили, что Китайские хакеры совершили атаку на американскую оборонную промышленность

Гигантский айсберг открыл тайную экосистему в Антарктиде

278
Гигантский айсберг открыл тайную экосистему в Антарктиде
Фото: https://www.sciencealert.com/antarctic-iceberg-breaks-away-to-reveal-a-never-before-seen-ecosystem
Уникальное открытие в Антарктиде: отколовшийся гигантский айсберг обнажил древнюю экосистему с губками, кораллами и неизвестными видами, существовавшую подо льдами сотни лет.

Гигантский айсберг размером с мегаполис откололся от шельфового ледника Георга VI в Антарктиде, обнажив уникальную глубоководную экосистему, скрытую под толщей льда на протяжении, возможно, сотен лет. Международная группа ученых обнаружила на глубине 230 метров процветающее сообщество морских организмов, включая губки, кораллы, анемоны и гидроиды.

Экспедиция в неизвестность

Исследователи из Института океана имени Шмидта, работавшие в этом регионе в январе 2025 года, оперативно изменили планы экспедиции, чтобы изучить вновь открытую область. Используя дистанционно управляемый аппарат SuBastian, они смогли исследовать морское дно, которое до этого момента было скрыто под 150-километровым ледяным покровом.

Реклама на веке

"Мы не ожидали найти такую прекрасную, процветающую экосистему", - признается Патрисия Эскуэте, соруководитель экспедиции из Университета Авейру. По ее словам, некоторые из обнаруженных организмов, особенно крупные губки, вероятно, существуют здесь десятилетиями, если не столетиями.

Загадка выживания

Наиболее удивительным аспектом открытия стало то, что эта экосистема существует в условиях полного отсутствия солнечного света и каких-либо питательных веществ с поверхности. Ученые предполагают, что жизнь здесь поддерживается исключительно за счет океанских течений, приносящих необходимые для выживания вещества.

Технические сложности

Исследование таких экстремальных сред представляет значительные технические трудности:

- Навигация возможна только с помощью акустических систем

- Экстремальное давление и низкие температуры

- Ограниченное время для работы аппаратов

Несмотря на это, ученым удалось собрать многочисленные образцы и данные, которые теперь предстоит анализировать.

Историческое значение

Александр Монтелли из Университетского колледжа Лондона отмечает: "Это первое в истории комплексное исследование экосистемы, только что освободившейся из-под антарктического льда". Открытие дает уникальную возможность изучить, как морская жизнь адаптируется к экстремальным условиям и как развиваются экосистемы после освобождения ото льда.

Перспективы исследований

Ученым предстоит:

1. Описать потенциально новые виды организмов

2. Изучить механизмы их выживания

3. Понять, как быстро меняются такие экосистемы

4. Сравнить с районами, освободившимися ото льда ранее

Экологическое значение

Открытие проливает свет на удивительную способность жизни существовать в самых экстремальных условиях Земли. Эти исследования помогают понять, как морские экосистемы могут реагировать на климатические изменения и отступление антарктических льдов.

Будущие экспедиции

Ученые планируют продолжить изучение региона, используя новейшие технологии дистанционного зондирования. Особый интерес представляет вопрос - как быстро новые виды колонизируют освободившиеся ото льда территории и какие факторы влияют на этот процесс.

Реклама на веке
Парацетамол может влиять на нашу склонность к риску: результаты нового исследования
Реклама на веке
Реклама на веке