«Хотя год, безусловно, был отмечен исключительными продажами и событиями, в целом результаты оказались гораздо более неоднозначными... что нашло свое отражение в более скромном росте, чем ожидалось», – заявила Клэр Макэндрю, основатель консалтинговой компании Arts Economics и автор ежегодного доклада. Громкие, приносящие большие деньги публичные продажи, в частности, продажа Christie's коллекции покойного соучредителя Microsoft Пола Аллена на $1,6 млрд, создали впечатление звездного 2022 года.
Годовой рост продаж в 2022 году составил 3%, что является резким замедлением по сравнению с 31-процентным ростом предыдущего года, который получил импульс благодаря ослаблению карантинных ограничений во многих экономиках. Продажи NFT, связанных с искусством, упали вдвое, до $1,5 млрд.
Китай оказался самой большой географической жертвой прошлого года: продажи в целом упали на 14% в 2022 году до $11,2 млрд, поскольку подход нулевой терпимости к коронавирусу в КНР ударил по экономике, а богатство миллиардеров из Поднебесной сократилось на 27%. Проигрыш Китая стал выигрышем Великобритании, которая вернулась на второе место в глобальном рейтинге, увеличив продажи (на 5%) и долю рынка (18%, на один процент больше, чем в 2021 году). Несмотря на давление и сложности, связанные с Брексит, отчет показал, что Великобритания является самым международным рынком: 60% дилерских продаж приходятся на зарубежных покупателей. Совершенно обратная ситуация в материковом Китае: там дилеры совершили только 13% продаж покупателям за рубеж.
Чехарда между Китаем и Великобританией за второе место меркнет по сравнению с растущим доминированием рынка США, который держится за счет Нью-Йорка и на который в 2022 году пришлось 45% стоимости мирового рынка (43% в 2021 году). Продажи на арт-рынке в США выросли на 8%. Штаб-квартиры большинства мировых дилеров-тяжеловесов находятся в Нью-Йорке, и именно здесь происходят самые дорогие аукционные продажи. В 2022 году 41 из 50 крупнейших лотов был продан в Нью-Йорке, включая прошлогодний бестселлер, картину Энди Уорхола «Shot Sage Blue Marilyn» (1964) за $195 млн, включая комиссионные.
Макэндрю делит рынок искусства на две категории – аукционы (в основном публичные, но включая частные продажи, осуществляемые аукционными домами) и дилеры. Последние работают в частном порядке, поэтому Макэндрю получает их данные с помощью опроса, который она проводит уже более 15 лет; в этот раз в опросе участвовало чуть более 1 300 респондентов. Она обнаружила, что дилерский сегмент, состоящий из почти 300 тыс. компаний, составил 55% долю рынка в 2022 году и увеличил продажи на 7%. Аукционный сектор упал на 2%, что, по признанию Макэндрю, стало неожиданностью в, казалось бы, выдающемся году. Christie's, Sotheby's и Phillips сообщили о рекордных годах, а их совокупная выручка выросла на 11%, но более 500 аукционных домов среднего уровня показали неоднозначные результаты. Отдельный опрос около 100 аукционистов среднего уровня показал, что в 2022 году их прибыль упала на 40%.