Однако, это соглашение является скорее официальным обновлением дружеских заверений, сделанных в 1963 году, нежели важным достижением, в нем отразились трудности, с которыми сталкивается лидер Франции в продвижении своих целей по углублению интеграции Евросоюза.
Германия никогда не проявляла решительности в принятии планов Макрона, при том шансы на более скоординированную позицию потерпели серьезный удар, когда Ральф Бринкхаус обошел сторонника канцлера Ангелы Меркель в сентябре и стал во главе парламентской группы ее партии. 50-летний специалист в области финансов до сих пор был поборником бюджетных ограничений в планах по укреплению зоны евро, которые он устанавливал в том числе в сферах европейской обороны и международной политики.
«Бринкхаус даст понять канцлеру, что при переговорах с европейскими партнерами необходимо будет учитывать позицию парламентской партии, - заявил Клаус-Петер Виллш, законодатель от ХДС. - Канцлер знает свои пределы».
Жесткая линия Бундестага также добавляет напряженности для двух лидеров. Меркель и Макрон держатся вместе, когда пытаются сориентироваться в теме Brexit, решить проблемы иммиграции и безработицы и обеспечить для стран – ЕС членов лучшую защищенность от очередного удара финансового кризиса. Они должны продолжать борьбу за формулирование убедительной концепции для Европы, поскольку стараются отразить вызов со стороны националистов на выборах в законодательную власть в мае.
При Фолкере Каудере Меркель могла полагаться на сговорчивых депутатов Бундестага для осуществления своих договоренностей с Европой, но те времена явно прошли. Предыдущий руководитель фракции неожиданно проиграл Бринкхаусу, подтвердив тем самым ослабление авторитета канцлера.
Под руководством Бринкхауса ХДС в преддверие саммита ЕС в декабре принял резолюцию, в которой излагается позиция парламентской группы по ключевым направлениям политики, таким, как миграция, оборона и бюджет ЕС. Впервые сторонники Меркель вручили ей официальные указания перед международным совещанием.
В своем знаковом выступлении в парижском университете Сорбонна в сентябре 2017 года Макрон говорил о бюджете еврозоны, об Управлении по предоставлению убежища, транснациональных списках на европейских выборах и о военном сотрудничестве по совместным операциям. Без поддержки Германии выполнение этой повестки затормаживается, особенно из-за политических препятствий по всей Европе, таких, как новое популистское правительство Италии.
Хотя страны еврозоны договорились в декабре о бюджетном финансировании инвестиционных проектов, его размеры намного ниже того, что предвидел Макрон, к тому же нет стабилизирующего механизма, которого он хотел. В других сферах прогресс небольшой или отсутствует.
«В Елисейском дворце ощущается, что ответ Меркель Макрону был не достаточно быстрым, - утверждает Мануэль Лафонт Рапну, директор парижского бюро Евросовета по иностранным делам. – Но в Германии многие депутаты ХДС считают, что Меркель сделала слишком много». Невелика вероятность того, что канцлер выйдет за рамки Ахенского соглашения, которое будет подписано ровно через 56 лет после так называемого Елисейского договора, заключенного между Францией и Германией после Второй мировой войны.
Это соглашение – бесспорное проявление солидарности на фоне недостаточности сближения в еврозоне. Оно главным образом уточнит подробности уже существующих аспектов взаимодействия, таких, как согласование международной политики, углубление военного сотрудничества, изменения в сфере образования и урегулирование предпринимательского права.
Договор «является знаком того, что мы хотим решительнее разговаривать о нашей европейской сплоченности, - заявила Меркель в своем еженедельном подкасте. – Мы хотим продвигать европейское единство». Но это не намного более, чем добрые намерения, а тот факт, что договору не требуется одобрение Бундестага, подчеркивает его сдержанный характер.
Мышление Бринкхауса более характерно для небольших стран - членов ЕС, нежели для лидирующих сил, считает Джейкоб Функ Киркегард, сотрудник Института международной экономики Питерсона. В то время как Меркель смотрит с точки зрения глобальных перспектив и понимает необходимость экономических и финансовых уступок для поддержания единства Европы, Бринкхаус проявляет «мышление малой страны», беспокоясь о стоимости политических уступок. Когда Меркель работала над компромиссом с Макроном, чтобы укрепить франко-германскую ось, Бринкхаус выступал на закрытом собрании в апреле против французских инициатив, «которые не выгодны для других стран - членов ЕС».
Неудобная для Макрона реальность заключается в том, что новый хозяин Бундестага более точно, чем Меркель отражает отношение Германии к Европе, утверждает Барбара Кунц, исследователь из Французского института международных отношений. «Главная проблема в том, - считает она, - что многие французские амбиции просто несовместимы с политикой Германии. Существуют структурные различия, не зависящие от одной личности».