Парадоксально, что в 70-е и 80-е годы хрипловатый голос Высоцкого звучал из каждой квартиры, миллионы копий песен на виниловых рентгеновских снимках повсеместно продавались из под полы спекулянтами, но при жизни так и не было выпущено ни одной официальной пластинки с его песнями, ни одной книги.
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Отец, прошедший всю войну офицером-связистом, был родом из белорусской деревеньки Высоцкое, где многие носили известную теперь на весь мир фамилию. Жила семья Высоцких в московской «коммуналке» на 1-й Мещанской улице, где «тридцать восемь комнаток», как пел позднее великий бард. Володе часто доводилось на праздники радовать многочисленных соседей своими стихами.
В 1947 году Володе пришлось уехать в Германию, куда был на два года направлен его отец. Позднее Высоцкий посвятил этому периоду несколько военных песен. А потом – опять Москва.
В Большом Каретном переулке Владимир нашел много друзей. Вся компания собиралась в одной из соседних квартир. Завсегдатаями там были Андрей Тарковский, Василий Шукшин и другие будущие знаменитости. На их суд Володя тогда впервые представил свои, как он считал, «хулиганские» песенки.
Окончив школу, по настоянию родственников Владимир Высоцкий поступил в Московский инженерно-строительный институт, по его определению, «заборо-строительный», но ушел оттуда сразу же после первого семестра. И вполне уже осознанно в 1956 году он пришел в Школу-студию МХАТ. Позднее, помотавшись по театрам, Высоцкий приходит к режиссеру с Таганки Юрию Любимову и понимает, что это – судьба. На прослушивании нового актера Любимов, намереваясь потратить на него лишь минут десять, был очарован его песнями и сразу принял в труппу. Режиссерский глаз не обманул, и Владимир оказался находкой для Таганки.
В это же время Высоцкий интенсивно работал в кино. Особое место тут занимает картина «Вертикаль», которую он «вытягивает» исключительно своими песнями, в первую очередь, «Песней о друге».
А в Театре на Таганке в мае 1966 года прошла премьера спектакля «Жизнь Галилея» с Высоцким в главной роли. Пришел и звездный успех. Но дался он нелегко. Как вспоминала Марина Влади, за одно представление он терял до 3-4 кг веса.
Рос и Высоцкий-поэт. В 1965 году он написал ряд песен из так называемого «блатного цикла», ставшего ступенькой для военной темы. Позднее Высоцкий говорил, что часто получал письма, в которых фронтовики утверждали, что помнят, как выходили с ним из окружения, хотя быть этого в принципе не могло, так как был он на тот момент малолеткой. Видно, на его военной тематике сказывались разговоры с отцом, прошедшим всю войну и закончившим ее в Праге.
И сейчас, спустя много лет, миллионы поклонников Высоцкого стараются понять секрет его популярности. Но все просто. Он не боялся говорить правду, какой бы горькой она ни была. Он старался говорить от первого лица, отождествляя себя то с канатоходцем, то с волком, а то и со слесарем первого разряда. Поэтому неудивительно, что в народной среде сложилось мнение, что он действительно участник войны, горняк, альпинист и пилот. Даже побывавшие в местах «не столь отдаленных» принимали его за своего.
Высоцкому довелось стать для многих своим парнем. Слушателям его песен казалось, что они знакомы с ним лично, и он рассказывает именно про них. Они смеялись над собой в его песнях и плакали над своей судьбой.
Первая встреча Владимира Высоцкого и Марины Влади произошла в 1967 году, когда она прилетала на Московский кинофестиваль и ее пригласили в Театр на Таганке посмотреть репетицию спектакля «Пугачев». Высоцкий в нем играл Хлопушу. Позднее Марина вспоминала в своей книге: «Перед зрительным залом предстал неистово кричащий человек, от пояса до плеч обмотанный цепями». Ее потрясла игра Высоцкого, сила его необыкновенного голоса. Уже вечером в ресторане ее просто заворожили его песни. Прилетев на очередной кинофестиваль в 1969 году, Влади окончательно решила связать свою жизнь с Высоцким.
Потом Марина покажет Высоцкому мир, а его – миру. Сначала они летят в Париж, а оттуда - в Мексику и США. Везде он давал концерты. Проходили они с ошеломляющим успехом. Даже не знавшие русского языка люди слушали его зачарованно.
Надо сказать, что, отпуская в числе немногих Высоцкого за границу, власти напрасно опасались его невозвращения. Российский Бунтарь, по воспоминаниям друзей, никогда даже и не думал остаться жить в другой стране, так как болью его жизни было русское бытие. Он был не картинным, не лубочным, а настоящим патриотом.
Высоцкий всегда считал, что талант – это не только дар, а еще и наказание. Он горит в человеке и требует пищи снова и снова. Высоцкий искал новых впечатлений и ощущений. Такие искания загоняли его порой в алкогольный тупик, а затем и в еще более страшный. Во время таких поисков он внезапно мог улететь, к примеру, в какой-нибудь холодный северный город. И без всяких билетов. Когда их не было в кассе, он шел прямо к летчикам, которые его узнавали и размещали прямо в пилотской кабине. Потом рождались примерно такие строки: «И я видел Ногайскую бухту, да тракты, улетел я туда не с бухты-барахты!» Бывало, что он срывался, не приходил на службу в театр, но Любимов многое ему прощал. Завистники роптали. Но однажды на вопрос о том, почему Высоцкому все можно, а им нет, услышали исчерпывающий ответ: «Потому что вы - не он».
Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года, прожив лишь 42 года. Каждый прожитый им год можно считать за два, ведь Высоцкий не просто жил, он гнал во весь опор своих «коней привередливых», приближавшихся все ближе и ближе к краю. Высоцкий жил и творил в атмосфере постоянной травли властями. Ему часто не доставались роли в кино, его не печатали, не пропускали в фильмах его песни. Он даже не признавался как поэт и композитор. Трудно представить, насколько тяжела для такой личности невозможность самореализации. Он мог бы сделать гораздо больше, и его сильно мучило осознание этого.
Евгения Омельяненко, финансист по профессии, написала сегодня на своей страничке в соцсетях: «Являясь одной из самых ярких личностей минувшего века, Высоцкий внес свой творческий отпечаток в детство и юность нашего поколения. Читая его стихи, слушая песни, многие из которых мы уже тогда знали наизусть, мы пыталась вникнуть в их смысл и, уже взрослея, начинали понимать. Его творчество наполнено для нас глубоким содержанием. Его песни – крик души, отрешение от привычного жизненного уклада и поэтому так любимы».
Автор тысячи песен Владимир Высоцкий оказался на второй строчке среди «Российских кумиров XX века», сообщил ВЦИОМ. Первое место осталось за Гагариным. О Высоцком знает практически каждый россиянин. Впервые услышали о нем только менее 1% опрошенных. Больше всего его знают как барда - 47%, поэта - 25%, актера театра и кино – по 13%.
В честь 80-летия Высоцкого сегодня Банк России выпускает в обращение памятную серебряную монету с его изображением номиналом 25 рублей. Вечером в Государственном Кремлевском дворце пройдет спектакль «Высоцкий. Рождение легенды».