18+
  1. ФСБ как регулятор дорожных войн

ФСБ как регулятор дорожных войн

ФСБ как регулятор дорожных войн
На рынке дорожного ремонта усилилась конкуренция. Из-за повышения нормативов на содержание трасс все больший интерес к экспансии проявляют крупные игроки. Впрочем, конкурентные обострения дорожников ведут к социально-политическим последствиям.

Серьезный скандал сейчас разворачивается в Красноярском крае. Там от выгодных подрядов отстранены два ведущих предприятия региональной дорожной отрасли – Балахтинское и Ачинское ДРСУ. Потеря такого объема работ для них смерти подобна. Общественность особенно возмущает тот факт, что аукционы выиграла компания из другого субъекта РФ – «Новосибирскавтодор», которую ранее обвиняли в попытках рейдерского захвата красноярских дорожно-ремонтных предприятий. Спор приобретает политический характер. За ДРСУ вступился врио губернатора Красноярского края Александр Усс. А в лоббировании интересов «Новосибирскавтодора» подозревали прежнего губернатора, новосибирца по происхождению Виктора Толоконского.

Началось все с объявления торгов на обслуживание нескольких участков федеральных трасс Р-257 «Енисей» и Р-255 «Сибирь». Контракты рассчитаны на 5 лет. По одному цена составляет 2,8 млрд. рублей, по второму – почти 1,9 млрд. рублей. Торги проводило «Упрдор Енисей» (бывший «Байкалуправтодор»). Аукцион выиграли компании «ДЭП №369» и «Енисейавтодор» - структуры, аффилированные с «Новосибирскавтодором». А красноярские ДРСУ до конкурса даже не допустили, найдя несоответствия требованиям контракта. При том, что ранее краевые предприятия на данных трассах работали много лет и знают там каждый сантиметр покрытия.

«Посмотрите, кто победил на торгах. ДЭП-369, которая ранее разорилась и была куплена новосибирцами. «Енисейавтодор», созданный в чистом поле без граблей, без лопаты. Кто решил, что они более компетентны в ремонте, чем наши ДРСУ? Это разве честный конкурс? Теперь им грозит банкротство, а потом весь наш рынок займет «Новосибирскавтодор», которому никто в крае не указ», - заявил в разговоре с «Веком» глава краевого профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор Медведев.

Профсоюзы обратились в УФАС с жалобой на действия «Упрдор Енисей» и структур «Новосибирскавтодора». 10 июля было возбуждено дело о нарушении анимонопольного законодательства. Специалисты ведомства даже навскидку определили, что заказчик составлял конкурсную документацию под конкретную структуру. В данном случае – вовсе не красноярские ДРСУ. Схема эта носит общераспространенный характер.

Примечательно, что «Новосибирскавтодор» и местные ДРСУ уже сталкивались. В начале прошлого года стало известно о намерении новосибирской компании приобрести красноярские дорожные предприятия, которые находятся в краевой собственности. И исполнительная власть в лице тогдашнего губернатора Виктора Толоконского на эти планы смотрела с одобрением. Пикантность ситуации в том, что Толоконский до назначения в Красноярский край был полпредом президента в СФО. А ранее – губернатором Новосибирской области и главой Новосибирска. Красноярская общественность небезосновательно считала, что получила очередного временщика, которому интересы местных предприятий безразличны. Плюс – давняя негласная конкуренция между Новосибирском и Красноярском во многих сферах.

Попытки Толоконского приватизировать краевое предприятие «Красноярснефтепродукт» и продать своим землякам ДРСУ эти опасения подтвердили. Но оба начинания пресекли депутаты краевого Заксобрания, которое тогда возглавлял Александр Усс. «У нас семь дорожных госпредприятий. В них работают 4 тысячи человек, от них зависит очень многое в населенных пунктах: где-то бабушке бульдозером снег оттолкать, где-то боковую дорогу сделать. Я очень сомневаюсь, что представители бизнеса, живущие за пределами края, будут душой болеть за наши сельские дороги», - заявил он тогда. В качестве врио позиция Усса по этому вопросу стала еще жестче. Он заявил, что будет общаться с руководством Росавтодора на предмет того, как работают в регионах его филиалы. И, видимо, разговор такой уже состоялся. По неофициальной информации, на днях в офисе «Упрдор Енисей» с обысками побывали сотрудники ФСБ. В дорожном управлении «Веку» на этот счет заявили, что ситуацию комментировать пока никак не будут. В «Новосибирскавтодоре» наш запрос также оставили без ответа.

По мнению экспертов, интересы крупных частных компаний (тот же «Новосибирскавтодор» представлен в регионах Сибири и Дальнего Востока) к заказам, которые им ранее были безразличны, легко объясним. Растут требования к состоянию федеральных автодорог, повышается финансирование работ. Еще несколько лет назад разрыв между нормативами на краевые и федеральные участки не был таким большим. Потому региональные ДРСУ действовали и там, и там. Но за последние годы федеральный норматив вырос в разы, и сейчас приводить в порядок дороги общероссийского значения выгоднее в 7 раз. Спрос на такие контракты вырос. В том числе за счет экспансии компаний из других регионов. А для региональных властей в данном случае вопрос качества работ пока отходит на второй план, в приоритете – социальные потрясения, которые может вызвать передел рынка.

«Наши организации содержат региональные дороги за счет прибыли, получаемой на федеральных дорогах. Это до 40% всей их доходной части. На содержание километра федеральной трассы сейчас выделяется 100% от норматива. А вот обслуживание краевых и муниципальных дорог финансируется по остаточному принципу. В среднем по краю это 27% норматива. Дорожные предприятия оказывают социальную поддержку муниципальным образованиям. И если госпредприятия не будут этим заниматься, то региональные дороги останутся без присмотра. Ни один частник не будет работать бесплатно», - считает Медведев.

«Думаю, главное в этом сюжете - экономика. Речь идет о судьбе краевых предприятий. С учетом того, что Усс сопротивлялся их фактической ликвидации еще на посту спикера ЗС, то его нынешние действия можно назвать последовательными. Толоконский в крае уже никому не интересен. «Пинать» его – вряд ли это принесет дополнительные политические очки», - считает красноярский политолог Александр Чернявский.

В ответ на публикацию редакция "Века" получила комментарий ОАО «Новосибирскавтодор», который мы публикуем полностью:

"В статье говорится: «….от выгодных подрядов отстранены два ведущих предприятия региональной дорожной отрасли – Балахтинское и Ачинское ДРСУ…..».

Со своей стороны сообщаем, что данные торги признаны несостоявшимися, их заблокировало ФАС, и соответственно, контракты не были заключены ни с кем из участников. Т.е. всё происходит в рамках работы по ФЗ-44, и ни о каком рейдерском захвате и речи быть не может.

Что касается того, что «….потеря такого объема работ для них смерти подобна….», то по информации, содержащейся на сайте госзакупок, в декабре 2017 года торговались трёхлетние содержания территориальных дорог до 2020 года, в каждом лоте был 1 участник и победитель. Например, Ачинское ДРСУ – единственный участник на закупку №:0319200006317000041 «Выполнение всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования (в том числе зимних автомобильных дорог) и искусственных сооружений на них, ледовых переправ, автоматических дорожных метеорологических станций в Ачинском, Бирилюсском, Боготольском, Большеулуйском, Емельяновском, Козульском, Назаровском, Тюхтетском районах Красноярского края, п. Кедровый.» стоимостью 910,166 млн. руб., для вида здоровой конкуренции и с целью не привлечения внимания, скинули 1,022 млн. руб. и забрали контракт ценой 909,144 млн. р. со снижением 0,001%.

Балахтинское ДРСУ – единственный участник на закупку №0319200006317000042 «Выполнение всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования (в том числе зимних автомобильных дорог) и искусственных сооружений на них, ледовых переправ, автоматических дорожных метеорологических станций в Балахтинском, Емельяновском, Козульском, Новоселовском, Ужурском, Шарыповском районах Красноярского края» стоимостью 753,917 млн. руб. забрали контракт вообще без снижения, именно забрали, а не выиграли в результате честных торгов.

Данные факты с экономической точки зрения означают следующее: оба предприятия уже обеспечены долгосрочными контрактами на 3 года со стабильным финансированием из бюджета – это показатель качества в портфеле контрактов любого дорожного предприятия.

Что касается фразы «….. Общественность особенно возмущает тот факт, что аукционы выиграла компания из другого субъекта РФ – «Новосибирскавтодор»……», то контракты не выйграны – это факт. Непонятно почему общественность возмущается – все процедуры по госзакупкам проходят в рамках ФЗ -44, который призван обеспечить конкуренцию и прозрачность расходования бюджетных средств. Он не запрещает участие в торгах любой российской компании на территории РФ. К примеру, многие энергетические и топливные компании в Красноярском крае аффилированы за его пределами.

И дальше «…..Посмотрите, кто победил на торгах. ДЭП-369, которая ранее разорилась и была куплена новосибирцами. «Енисейавтодор», созданный в чистом поле без граблей, без лопаты. Кто решил, что они более компетентны в ремонте, чем наши ДРСУ? Это разве честный конкурс? Теперь им грозит банкротство….. заявил в разговоре с «Веком» глава краевого профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор Медведев……». По факту, ДЭП-369 будучи гос. предприятием потерпело крах и банкротство, а на текущий момент – это стабильно работающая компания. Чистая прибыль за отчетный 2017 год составила более 66 миллионов рублей (на секундочку, это больше чем у Балахтинского ДРСУ и Ачинского ДРСУ вместе взятых за 2 года). Есть ещё один интересный факт, про который как-то не говорится на публику, но зато можно увидеть по официальным документам. Балахтинское ДРСУ закупает щебень и песок для дорожных работ у ….. ДЭП № 369, и т.к. Балахтинское ДРСУ - государственное предприятие, то оно проводит закупки по ФЗ -223, и вся информация публикуется на сайте http://zakupki.gov.ru Итак, в 2017 году было заключено 6 контрактов на сумму более 18 млн.руб., на поставку щебня и песка более 26 тыс.тн., при этом закупка проводилась у единственного поставщика. В 2018 году также были заключены 5 контрактов на поставку щебня и песка более 14 тыс. тн стоимостью более 10 млн. руб . Таким образом, частное ДЭП №369, ранее бывшее государственным ФГУ ДЭП №369, стабильно и эффективно работает и более того является поставщиком инертных материалов для других дорожно-строительных компаний: например, Балахтинское ДРСУ (у которого для ряда объектов просто нет ресурсной базы, ни карьеров, ни карьерной техники, ни дробильно-сортировочного оборудования).

Корреспондент пишет: «...Пикантность ситуации в том, что Толоконский до назначения в Красноярский край был полпредом президента в СФО. А ранее – губернатором Новосибирской области и главой Новосибирска. Красноярская общественность небезосновательно считала, что получила очередного временщика, которому интересы местных предприятий безразличны. Плюс – давняя негласная конкуренция между Новосибирском и Красноярском во многих сферах….»

Мы не компетентны комментировать кадровые перестановки в правительстве Новосибирской области и Красноярского края. И мы считаем, что конкуренция в любой форме (между разными компаниями и в разных регионах) в конечном счете оборачивается выгодой для потребителей – это хорошие дороги для автолюбителей. Выход частной коммерческой компании на рынок Красноярского края никак не связан с перестановками чиновников в регионах.

И дальше: «…..Я очень сомневаюсь, что представители бизнеса, живущие за пределами края, будут душой болеть за наши сельские дороги», - заявил он (Александр Усс) тогда…..». Сегодня в АО «ЕнисейАвтодор» работает 1100 человек, 800 из которых – это жители Красноярского края. Средняя зарплата на предприятии 55000 рублей. Тем более предприятие зарегистрировано на территории Красноярского края и в минувшем 2017 году уплатило 180 млн рублей налогов. Енисейавтодор социально ответственное предприятие. В 2017 году на благотворительность было направлено 7 млн рублей. В своей работе предприятие использует передовые технологии и современную технику. АО «ЕнисейАвтодор» первым на территории Красноярского края применил технологии холодного ресайклинга и 3d нивелирования. За три года предприятием в рамках инвестиционной программы на приобретение техники и развитие технологий было направлено 570 млн. руб."

Последние новости