А имеется в виду, что конкурсант должен вкратце изложить свой педагогический опыт, но при этом учитывать, что сформировался он, естественно, во взаимодействии с коллегами, родителями учеников, общественными организациями и т.п. В общих чертах это задание имитирует заседание методического объединения в школе, только не предметного, а скорее, межпредметного, ведь в жюри представители различных школьных дисциплин. Вкупе с уроком «Методическое объединение» позволяет жюри составить целостное представление о конкурсанте не только как о профессионале, но и как о классном руководителе, организаторе внеклассных мероприятий.
В меньшей степени – как о человеке. Иногда в перерывах члены жюри начинают, так сказать, неформально беседовать с конкурсантом, заинтересовавшись необычным названием школы или дальностью региона, из которого приехал участник. Глядя на это, думаешь, что не зря когда-то на конкурсе было задание под названием «Хобби-клуб» или «Визитная карточка», одно время оно даже не оценивалось. На нем учителя рассказывали о себе как о личностях, людях, которые не только ведут уроки, но и читают книги, слушают музыку, вышивают салфетки или танцуют бальные танцы.
Такая информация многое дает для понимания, что за человек приехал на конкурс. Педагоги внимательно отнеслись к предостережению, прозвучавшему на установочном семинаре, – сократить до минимума теоретическую часть выступления, говорить о своем ноу-хау, о той практике, которую наработал каждый.
Финалисты выносят на суд жюри свои «изюминки», и это делает «Методическое объединение» по-настоящему ярким действом. Преподаватель-организатор ОБЖ Оксана Табуньщикова из Тамбова огорчена огромным количеством агрессивных личностей в нашем обществе. К сожалению, взрослых людей, не умеющих быть терпимыми, четко и грамотно изложить свою позицию, принять точку зрения другого человека, уже не перевоспитать.
Поэтому учить толерантности надо с самого раннего возраста. Причем в школе необходимо создать толерантную среду, только в системе можно сформировать необходимые качества личности безопасного типа поведения. Трудно не согласится с тем, что эта тема весьма актуальна. Между прочим, Оксана Викторовна активно делится своим опытом воспитания толерантности с коллегами, в том числе на личном сайте. В сентябре количество посещений в день доходило до тысячи.
«Идеи Марии Монтессори взяла в основу своей педагогической деятельности учитель начальных классов из Костромы Анна Смирнова. Анна Юрьевна ценит в этой системе то, что она помогает развивать самостоятельность младших школьников и превращает малышей в настоящих исследователей. Пять аспектов системы Монтессори выделяет Анна Смирнова: интерес ребенка к обучению, индивидуальный подход, саморазвитие, предметная среда, свобода. Личностные изменения у детей фиксируют специальные маршрутные листы. Идеи Марии Монтессори прекрасно сочетаются с программой «Школа 2100» и новыми стандартами для начальной школы, где закреплена главная задача – «учить учиться» », - заявили «Веку» в пресс-центре конкурса «Учитель года России – 2011».
Московская гимназия №1505, где трудится историк Антон Молев, входит в городскую экспериментальную площадку «Культурология как основа интегративного подхода к гуманитарному образованию в старшей школе». Конкретный пример работы в этом направлении – интегративный семинар, который должен формировать общекультурную идентичность старшеклассника. Конкретная форма работы – сравнительный анализ текстов исторического, художественного и даже кинематографического характера.
Подумайте, что общего у двух мультфильмов: американского «The Night Before Christmas» 1941 года выпуска и советского «Когда зажигаются елки», сделанного в 1950 году? Поиск ответов на вопросы: «Как воспитать человека нового тысячелетия? Как человеку настоящего воспитать человека будущего?» привел учителя истории и обществознания из Вологды Марину Никоарэ к простой, казалось бы, идее: «Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем-то он является сегодня». Насущная потребность дня – развитие самосознания школьника. Как формировать самосознание? «В наших силах, - уверена Марина Ивановна, - дать ребенку инструменты, с которыми он сможет работать сам».