При этом, как заявил Козак, розничные цены на топливо от этого расти не будут. Чтобы не допустить этого, правительство использует весь доступный арсенал средств, подчеркнул вице-премьер.
С 2019 года в заключительную фазу вступит налоговый маневр в нефтяной отрасли, предполагающий постепенное понижения таможенных пошлин с соответствующим повышением НДПИ. Данный маневр также предусматривает отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который поможет сдержать цены на внутреннем рынке.
Отрицательный акциз предусматривает компенсацию перерабатывающим заводам доходов, которые те недополучают из-за реализации продукции на внутреннем рынке. Мера позволит возвращать до 60% разницы между экспортными и внутренними ценами на топлива. Однако при условии падения цен на нефть на мировом рынке обратный акциз приносит компенсации уже государству, что не соответствует интересам нефтяников. К примеру, при обвале котировок за баррель нефти Urals до $40 к 2024 году им придется перечислить в казну около 2 трлн. рублей.
Если данных мер будет недостаточно, правительство сможет использовать экспортную пошлину и на нефть, и на нефтепродукты, отметил вице-премьер, подчеркнув, что если этот «инструмент» и придется пустить в ход, то он будет использоваться «на временной основе».
Напомним, стоимость моторного топлива начала резко расти в России весной. К концу мая в столице цены на бензин добрались до отметки 40 рублей за литр. Росстат тогда подсчитал, что с начала года рост цен на бензин составил 8%.
Остановить повышение стоимости удалось за счет договоренности: правительство смогло убедить нефтяников зафиксировать цены на уровне 30 мая. Чтобы добиться этого, в правительстве приняли решение снизить с 1 июня акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей соответственно и не повышать их с 1 июля, как планировалось ранее.
Некоторое время назад Козак категорически отверг возможность роста цен на топливо до 100 рублей за литр. Он заявил о невозможности подобного развития событий, поскольку у правительства имеется широкий набор инструментов для регулирования ситуации на рынке нефтепродуктов.
Тогда же вице-премьер признал, что продажа нефтепродуктов на отечественном рынке убыточна для производителей и им выгоднее отправлять их заграницу. Именно это он и назвал главным фактором весеннего скачка цен.
Как отмечалось, основными причинами повышения стоимости моторного топлива стали рост налоговой нагрузки на нефтяные компании и рост нефтяных котировок на международных биржах. Определенное влияние на динамику цен оказали и изменения курса рубля, а также остановка ряда НПЗ на плановый ремонт.
При этом в ФАС исключили возможность подобного роста цен в следующем году в свете увеличении акциза почти на треть. Об этом заявил заместитель главы антимонопольного ведомства Анатолий Голомолзин. По его словам, после завершения налогового маневра темпы роста цен на топливо будут находиться в пределах инфляции.
Впрочем, в Российском топливном союзе эту точку зрения не разделяют. В апреле организация предупредила о возможном росте цен на топливо из-за подъема акцизов и НДС. По оценкам экспертов, с учетом повышения налоговой нагрузки потенциал роста составляет около 4,4 рубля за литр.