Александр Лазарев: «Марк Захаров - сказочник, создающий сказку»
На прошлой неделе художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров справил юбилей. Кроме того, президент РФ Дмитрий Медведев наградил юбиляра орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени «за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность».
Народный артист РСФСР Александр Лазарев в беседе с Ксенией ЩЕРБИНО рассказал нам о трудовых буднях с Марком Анатольевичем… и не только.
- Александр, по Вашим ощущениям, Марк Анатольевич - Ваш режиссер?
- Безусловно, он доверил мне такие две работы фантастические - «Фигаро» и «Королевские игры», которые в выходные показали по телеканалу «Культура». Он чувствует меня, наверное, как себя.
- А как Вы попали в спектакль «Королевские игры»?
- По распределению, ничего особенного, сам Захаров меня назначил. Марк Анатольевич изначально репетировал со мной, и все складывалось очень гладко.
- А Вы сразу почувствовали, что это ваша роль? Генрих VIII все-таки специфический персонаж…
- Когда читаешь роль, сразу чувствуешь энергетику написанного. Если она совпадает с твоей, то это все воспринимается совершенно на другом уровне. Единственное, что мой папа, прочитав пьесу, сказал, что она как будто про меня написана.
- Вы удовлетворены этой ролью? За те годы, что Вы играете этот спектакль, изменилось что-нибудь в вашем видении Генриха VIII?
- Не в политике репертуарного театра что-то менять в процессе, когда спектакль уже идет. И тут неважно, сколько лет ты играешь этот спектакль. Ведь там достаточно жесткий рисунок и пьеса не располагает к импровизации. Конечно, какое-то движение есть, но мне изнутри это незаметно.
- С Марком Анатольевичем у Вас всегда сходилось видение роли, он вообще требовательный режиссер?
- Конечно, требовательный. Это правила игры. Он как сказочник, создающий сказку, поэтому не надо с ним спорить. Это его история, его трактовка, его видение. Если он на какую-то роль предлагает определенного артиста, значит, это входит в его личную историю, в его фантазию, в его видение персонажа. Можно, конечно, в процессе репетиций предлагать какие-то вещи по ходу роли, но глобально что-то изменять не приветствуется.
- А какие качества Марка Анатольевича как режиссера Вы бы назвали?
- Безусловно, это бесконечно талантливый человек. Жесткий, умеющий добиваться своих целей, с огромным чувством юмора и фантастическими организаторскими способностями. Все сходится так, чтобы он стал одним из лучших режиссеров XX века.
- У Вас есть какие-нибудь воспоминания, которые сразу же всплывают, когда Вы думаете о Марке Захарове?
- Нет, наверное, все-таки он слишком мощная фигура, чтобы наше с ним общение дробить на отдельные случаи.
- Дочку свою пустите работать в его театр?
- Он уже предложил моему папе… Как-то спросил: «Как внучка ваша поживает?» Папа ответил, что учится на третьем курсе. Он сказал: «Ну что ж, пусть заявление пишет». Не знаю, посмотрим. Конечно, это должно быть, прежде всего, ее решение. Но я был бы очень рад.
- А она как относится к театру «Ленком»?
- Ну, как она должна относиться к одному из лучших театров Москвы?! Конечно, положительно, с большой любовью и уважением.
- Как Вы считаете, любовь к театру воспитывается, или это что-то врожденное, что передается из поколения в поколение?
- Я думаю, что все-таки воспитать любовь к театру нельзя. И научить ей - невозможно. Это либо есть, либо нет.
- С точки зрения актерского мастерства, что-нибудь объединяет Вас, Вашего отца и Вашу дочку? Есть какие-то черты актерского дарования, которые свойственны семье Лазаревых?
- Это не мне судить, это должен кто-то со стороны посмотреть. На мой взгляд, все мы очень разные, все - индивидуальности. Хотя многие говорят, что мы с отцом очень похожи и на сцене, и в жизни. Если это так, то я просто счастлив.
- А что для Вас самое главное в актерской профессии?
- Наверное, я отвечу банально. Сеять разумное, доброе, вечное. Потому что это действительно так, иначе не имеет смысла работать.
- Александр, что бы Вы хотели пожелать Марку Захарову в его юбилей?
- Конечно, прежде всего, здоровья. Чтобы не покидала его потрясающая замечательная фантазия, чтобы не иссякали творческие идеи, чтобы хотелось и моглось, как говорится. Ну и, конечно, чтобы были здоровы близкие ему люди… Это, пожалуй, самое главное.
© отдел «Культура & MEDIA» газеты «Век»
- Александр, по Вашим ощущениям, Марк Анатольевич - Ваш режиссер?
- Безусловно, он доверил мне такие две работы фантастические - «Фигаро» и «Королевские игры», которые в выходные показали по телеканалу «Культура». Он чувствует меня, наверное, как себя.
- А как Вы попали в спектакль «Королевские игры»?
- По распределению, ничего особенного, сам Захаров меня назначил. Марк Анатольевич изначально репетировал со мной, и все складывалось очень гладко.
- А Вы сразу почувствовали, что это ваша роль? Генрих VIII все-таки специфический персонаж…
- Когда читаешь роль, сразу чувствуешь энергетику написанного. Если она совпадает с твоей, то это все воспринимается совершенно на другом уровне. Единственное, что мой папа, прочитав пьесу, сказал, что она как будто про меня написана.
- Вы удовлетворены этой ролью? За те годы, что Вы играете этот спектакль, изменилось что-нибудь в вашем видении Генриха VIII?
- Не в политике репертуарного театра что-то менять в процессе, когда спектакль уже идет. И тут неважно, сколько лет ты играешь этот спектакль. Ведь там достаточно жесткий рисунок и пьеса не располагает к импровизации. Конечно, какое-то движение есть, но мне изнутри это незаметно.
- С Марком Анатольевичем у Вас всегда сходилось видение роли, он вообще требовательный режиссер?
- Конечно, требовательный. Это правила игры. Он как сказочник, создающий сказку, поэтому не надо с ним спорить. Это его история, его трактовка, его видение. Если он на какую-то роль предлагает определенного артиста, значит, это входит в его личную историю, в его фантазию, в его видение персонажа. Можно, конечно, в процессе репетиций предлагать какие-то вещи по ходу роли, но глобально что-то изменять не приветствуется.
- А какие качества Марка Анатольевича как режиссера Вы бы назвали?
- Безусловно, это бесконечно талантливый человек. Жесткий, умеющий добиваться своих целей, с огромным чувством юмора и фантастическими организаторскими способностями. Все сходится так, чтобы он стал одним из лучших режиссеров XX века.
- У Вас есть какие-нибудь воспоминания, которые сразу же всплывают, когда Вы думаете о Марке Захарове?
- Нет, наверное, все-таки он слишком мощная фигура, чтобы наше с ним общение дробить на отдельные случаи.
- Дочку свою пустите работать в его театр?
- Он уже предложил моему папе… Как-то спросил: «Как внучка ваша поживает?» Папа ответил, что учится на третьем курсе. Он сказал: «Ну что ж, пусть заявление пишет». Не знаю, посмотрим. Конечно, это должно быть, прежде всего, ее решение. Но я был бы очень рад.
- А она как относится к театру «Ленком»?
- Ну, как она должна относиться к одному из лучших театров Москвы?! Конечно, положительно, с большой любовью и уважением.
- Как Вы считаете, любовь к театру воспитывается, или это что-то врожденное, что передается из поколения в поколение?
- Я думаю, что все-таки воспитать любовь к театру нельзя. И научить ей - невозможно. Это либо есть, либо нет.
- С точки зрения актерского мастерства, что-нибудь объединяет Вас, Вашего отца и Вашу дочку? Есть какие-то черты актерского дарования, которые свойственны семье Лазаревых?
- Это не мне судить, это должен кто-то со стороны посмотреть. На мой взгляд, все мы очень разные, все - индивидуальности. Хотя многие говорят, что мы с отцом очень похожи и на сцене, и в жизни. Если это так, то я просто счастлив.
- А что для Вас самое главное в актерской профессии?
- Наверное, я отвечу банально. Сеять разумное, доброе, вечное. Потому что это действительно так, иначе не имеет смысла работать.
- Александр, что бы Вы хотели пожелать Марку Захарову в его юбилей?
- Конечно, прежде всего, здоровья. Чтобы не покидала его потрясающая замечательная фантазия, чтобы не иссякали творческие идеи, чтобы хотелось и моглось, как говорится. Ну и, конечно, чтобы были здоровы близкие ему люди… Это, пожалуй, самое главное.
© отдел «Культура & MEDIA» газеты «Век»