Аудиторы и ФСБ выявили в Росреестре нецелевое расходование на 2,5 млрд
Счетная палата (СП) совместно с Федеральной службой безопасности (ФСБ) проверила выполнение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости».
По результатам проверки выявлены финансовые нарушения на сумму 23,9 млрд рублей, в том числе нецелевое расходование средств в сумме 2,5 млрд рублей. В докладе аудиторов (имеется в распоряжении «Известий») указывается, что отчет о работах по многим контрактам отсутствует, а трудоемкие и дорогостоящие работы по внедрению программных средств на всей территории страны выполнялись исполнителями за 3–5 дней.
По информации «Известий», в прошлую пятницу на заседании коллегии Счетной палаты были объявлены результаты проверки расходования средств Росреестра на реализацию подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости», которая осуществляется в рамках ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». В соответствии с подпрограммой в России должен был появиться государственный кадастр недвижимости, чтобы создать базу для налогообложения земли, объектов недвижимости и прав на них.
Из отчета СП следует, что изначально необходимости создания подпрограммы в рамках ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» не было, так как заявленные в подпрограмме цели были аналогичны целям реализуемой ФЦП.
«В результате на реализацию подпрограммы были израсходованы десятки миллиардов рублей, при этом на 1 января 2013 года государственного кадастра недвижимости (ГКН) действующего на всей территории РФ, наполненного сведениями об объектах недвижимости и являющегося источником формирования налоговой базы, так и не создано», — говорится в отчете.
— На реализацию подпрограммы в течение 2006–2012 годов было выделено 52,8 млрд рублей, в том числе 43,3 млрд из средств бюджета, — рассказывает аудитор СП Игорь Васильев. — Проверка проводилась в рамках плана работы СП на 2013 год, но инициирована она была в том числе Минэкономразвития. На данный момент планируется следующая ФЦП, и чтобы не повторять ошибок, мы провели работу совместно с ФСБ. Результаты оказались не очень убедительными. Выявлены в том числе существенные финансовые нарушения, которые будут рассматриваться правоохранительными органами.
Аудитор подчеркнул, что на заседании коллегии СП было принято решение направить материалы не только в правоохранительные органы, но и президенту.
Основной объем нарушений пришелся на сферу IT-инфраструктуры и IT-технологий, а также картографии. Данные направления в Росреестре курирует заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.
В отчете указывается, что Сапельников предоставил Счетной палате недостоверные сведения по расходам из средств подпрограммы, а также не предоставил объяснения по фактам выявленных в ходе проверки нарушений.
Так, в рамках одного из мероприятий ФЦП «Сопровождение автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости» с ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн» были заключены два госконтракта стоимостью 173,2 млн рублей в 2011 году и 215,5 млн рублей в 2012 году на сопровождение и мониторинг информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций. Контракт на 215,5 млн рублей заключен за счет средств центрального аппарата и территориальных органов, что, по мнению аудиторов СП, подтверждает вывод об отсутствии оснований для заключения контракта в рамках подпрограммы. В техзаданиях по контракту указывалось, что услуги должны оказываться в строгом соответствии с проектной, технической, эксплуатационной и иной документацией при ее наличии. При этом эксплуатационная документации отсутствует, написано в отчете.
Контракт на 2013 год по сопровождению информационно-телекоммуникационной структуры стоимостью 110,9 млн рублей изначально должен был выполнять все тот же «Крафтвэй». Однако в нарушение условий контракта, который не предполагал найма третьих лиц, компания привлекла субподрядчика — ООО «ТехноКАД». Стоимость договора, заключенного с субподрядчиком, не превышала 16,5 млн рублей, тогда как в коммерческом предложении, представленном данной фирмой перед проведением аукциона, стоимость работ составляла 109 млн рублей, что почти в семь раз превышала стоимость работ, выполняемых по договору субподряда.
В компании ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн» «Известиям» рассказали, что, помимо ООО «ТехноКАД», к выполнению работ были привлечены и другие субподрядчики, а данная компания получила лишь «небольшой кусок работ».
— В 2013 году мы на самом деле заключили госконтракт с Росреестром, после этого заключили несколько субподрядных договоров с различными компаниями, в том числе с ООО «ТехноКАД». Эту компанию мы привлекли на небольшую часть работ, а коммерческое предложение, данное ее в рамках аукциона, было, видимо, дано на весь фронт работ, которые предусмотрены контрактом, — поясняет представитель «Крафтвэй корпорэйшн». Какие еще субподрядчики выполняют госконтракт, в компании назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну.
Первоначально на реализацию «Сопровождение автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости» предусматривались средства в размере 768 млн рублей. Всего за период реализации подпрограммы финансирование по данному мероприятию было увеличено на 1,4 млрд рублей, или на 178%.
Как констатирует СП, нормативные документы, подтверждающие создание и ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), отсутствуют.
В докладе аудиторов также отмечается, что многие трудоемкие и дорогостоящие работы выполнялись исполнителями всего за несколько дней.
Так, на реализацию внедрения АИС ГКН было выделено 1,6 млрд рублей. В рамках одного из госконтрактов стоимостью 92,6 млн рублей, исполнителем которого является ФГУП «ФКЦ «Земля», предполагалось за шесть дней выполнить работы по внедрению АИС ГКН в 79 субъектах РФ. Как следует из отчета СП, аналогичная работа предусматривалась техническим заданием к другому контракту, стоимостью 185,2 млн рублей сроком на год.
Как сообщил «Известиям» аудитор Васильев, руководитель Росреестра Наталья Антипина подписала акт СП без возражений, тем самым признав изложенные в нем факты.
В Росреестре не смогли предоставить оперативный комментарий.
Напомним, что недавно ведомство сформировало новую ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)», на которую ведомство просит порядка 62 млрд рублей. Как указывается в программе, бюджет получит за шесть лет 5,1 трлн рублей в качестве налога на землю и имущество, которые будут собраны при помощи новой системы.
По мнению председателя Комитета по экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Олега Скуфинского, ключевые показатели эффективности новой ФЦП слишком высокого уровня, что не позволяет оценить ее эффективность.
— К ним есть много вопросов. Например, по одному из КПЭ динамика улучшения качества кадастра за 6 лет всего 4%, на что тратится 64 млрд. Кроме того, не ясно, например, почему выделяется 17 млрд на создание центров архивного хранения, тогда как мы переводим услуги в электронный вид таким образом разгружая Росреестр от документации. Кроме того, в ФЦП не проглядывается основной задачи - защиты прав потребителя, гарантий прав собственности. Документ требует существенной доработки, - говорит Скуфинский.
— Если имеет место неисполнение чиновником своих служебных обязанностей, чиновник должен быть уволен с тяжкими последствиями, так как земельный кадастр — это рыночная инфраструктура и из-за него не развиты рыночные отношения, плюс недобор денег в бюджет. Это тот случай, когда халатность чиновника привела к серьезным последствиям, тяжким или особо тяжким, пусть разбирается суд, — резюмирует директор Института проблем глобализации Делягин.
По информации «Известий», в прошлую пятницу на заседании коллегии Счетной палаты были объявлены результаты проверки расходования средств Росреестра на реализацию подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости», которая осуществляется в рамках ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». В соответствии с подпрограммой в России должен был появиться государственный кадастр недвижимости, чтобы создать базу для налогообложения земли, объектов недвижимости и прав на них.
Из отчета СП следует, что изначально необходимости создания подпрограммы в рамках ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» не было, так как заявленные в подпрограмме цели были аналогичны целям реализуемой ФЦП.
«В результате на реализацию подпрограммы были израсходованы десятки миллиардов рублей, при этом на 1 января 2013 года государственного кадастра недвижимости (ГКН) действующего на всей территории РФ, наполненного сведениями об объектах недвижимости и являющегося источником формирования налоговой базы, так и не создано», — говорится в отчете.
— На реализацию подпрограммы в течение 2006–2012 годов было выделено 52,8 млрд рублей, в том числе 43,3 млрд из средств бюджета, — рассказывает аудитор СП Игорь Васильев. — Проверка проводилась в рамках плана работы СП на 2013 год, но инициирована она была в том числе Минэкономразвития. На данный момент планируется следующая ФЦП, и чтобы не повторять ошибок, мы провели работу совместно с ФСБ. Результаты оказались не очень убедительными. Выявлены в том числе существенные финансовые нарушения, которые будут рассматриваться правоохранительными органами.
Аудитор подчеркнул, что на заседании коллегии СП было принято решение направить материалы не только в правоохранительные органы, но и президенту.
Основной объем нарушений пришелся на сферу IT-инфраструктуры и IT-технологий, а также картографии. Данные направления в Росреестре курирует заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.
В отчете указывается, что Сапельников предоставил Счетной палате недостоверные сведения по расходам из средств подпрограммы, а также не предоставил объяснения по фактам выявленных в ходе проверки нарушений.
Так, в рамках одного из мероприятий ФЦП «Сопровождение автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости» с ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн» были заключены два госконтракта стоимостью 173,2 млн рублей в 2011 году и 215,5 млн рублей в 2012 году на сопровождение и мониторинг информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций. Контракт на 215,5 млн рублей заключен за счет средств центрального аппарата и территориальных органов, что, по мнению аудиторов СП, подтверждает вывод об отсутствии оснований для заключения контракта в рамках подпрограммы. В техзаданиях по контракту указывалось, что услуги должны оказываться в строгом соответствии с проектной, технической, эксплуатационной и иной документацией при ее наличии. При этом эксплуатационная документации отсутствует, написано в отчете.
Контракт на 2013 год по сопровождению информационно-телекоммуникационной структуры стоимостью 110,9 млн рублей изначально должен был выполнять все тот же «Крафтвэй». Однако в нарушение условий контракта, который не предполагал найма третьих лиц, компания привлекла субподрядчика — ООО «ТехноКАД». Стоимость договора, заключенного с субподрядчиком, не превышала 16,5 млн рублей, тогда как в коммерческом предложении, представленном данной фирмой перед проведением аукциона, стоимость работ составляла 109 млн рублей, что почти в семь раз превышала стоимость работ, выполняемых по договору субподряда.
В компании ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн» «Известиям» рассказали, что, помимо ООО «ТехноКАД», к выполнению работ были привлечены и другие субподрядчики, а данная компания получила лишь «небольшой кусок работ».
— В 2013 году мы на самом деле заключили госконтракт с Росреестром, после этого заключили несколько субподрядных договоров с различными компаниями, в том числе с ООО «ТехноКАД». Эту компанию мы привлекли на небольшую часть работ, а коммерческое предложение, данное ее в рамках аукциона, было, видимо, дано на весь фронт работ, которые предусмотрены контрактом, — поясняет представитель «Крафтвэй корпорэйшн». Какие еще субподрядчики выполняют госконтракт, в компании назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну.
Первоначально на реализацию «Сопровождение автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости» предусматривались средства в размере 768 млн рублей. Всего за период реализации подпрограммы финансирование по данному мероприятию было увеличено на 1,4 млрд рублей, или на 178%.
Как констатирует СП, нормативные документы, подтверждающие создание и ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), отсутствуют.
В докладе аудиторов также отмечается, что многие трудоемкие и дорогостоящие работы выполнялись исполнителями всего за несколько дней.
Так, на реализацию внедрения АИС ГКН было выделено 1,6 млрд рублей. В рамках одного из госконтрактов стоимостью 92,6 млн рублей, исполнителем которого является ФГУП «ФКЦ «Земля», предполагалось за шесть дней выполнить работы по внедрению АИС ГКН в 79 субъектах РФ. Как следует из отчета СП, аналогичная работа предусматривалась техническим заданием к другому контракту, стоимостью 185,2 млн рублей сроком на год.
Как сообщил «Известиям» аудитор Васильев, руководитель Росреестра Наталья Антипина подписала акт СП без возражений, тем самым признав изложенные в нем факты.
В Росреестре не смогли предоставить оперативный комментарий.
Напомним, что недавно ведомство сформировало новую ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)», на которую ведомство просит порядка 62 млрд рублей. Как указывается в программе, бюджет получит за шесть лет 5,1 трлн рублей в качестве налога на землю и имущество, которые будут собраны при помощи новой системы.
По мнению председателя Комитета по экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Олега Скуфинского, ключевые показатели эффективности новой ФЦП слишком высокого уровня, что не позволяет оценить ее эффективность.
— К ним есть много вопросов. Например, по одному из КПЭ динамика улучшения качества кадастра за 6 лет всего 4%, на что тратится 64 млрд. Кроме того, не ясно, например, почему выделяется 17 млрд на создание центров архивного хранения, тогда как мы переводим услуги в электронный вид таким образом разгружая Росреестр от документации. Кроме того, в ФЦП не проглядывается основной задачи - защиты прав потребителя, гарантий прав собственности. Документ требует существенной доработки, - говорит Скуфинский.
— Если имеет место неисполнение чиновником своих служебных обязанностей, чиновник должен быть уволен с тяжкими последствиями, так как земельный кадастр — это рыночная инфраструктура и из-за него не развиты рыночные отношения, плюс недобор денег в бюджет. Это тот случай, когда халатность чиновника привела к серьезным последствиям, тяжким или особо тяжким, пусть разбирается суд, — резюмирует директор Института проблем глобализации Делягин.