Александр Федоров — 23.05.2008 16:58

Авиация останется на взлетной полосе?

Одна из крупнейших авиакомпаний мира American Airlines ввела плату за первое место багажа в размере $15. Как сообщило агентство Associated Press, это сделано в связи с беспрецедентным ростом цен на нефть и, соответственно, нефтепродукты.

Глава American Airlines Джерард Арпи при этом заявил корреспонденту Associated Press: «Индустрия авиаперевозчиков в своем нынешнем виде не готова противостоять росту цен на нефть на уровне 125 долларов за баррель, тем более сопровождаемому ослаблением американской экономики. Наша индустрия не станет и не может существовать в том виде, в котором она есть сейчас».

Кроме того, American Airlines намерена в ближайшее время провести сокращение персонала, а в IV квартале этого года сократит объемы перевозок на внутренних рейсах на 11-12%. Речь о сокращении персонала компании идет на тысячи человек, отметил Джерард Арпи.

Российские авиаперевозчики сталкиваются с той же проблемой, что и их амекриканские коллеги. Подтверждают это и те, кто непосредственно работает в авиации. Так, президент Союза авиастроителей Александр Батков на днях в интервью ИТАР-ТАСС отметил, что рост цен на авиационное топливо делает нерентабельным эксплуатацию до 60% парка отечественных воздушных судов.

А между тем, сегодня средний тариф на авиаперевозки составляет 100% среднемесячного дохода работников промышленности, в то время как в развитых странах этот показатель равен 15-20%. При этом следует учесть, что 60% авиатарифа – это стоимость топлива. Если топливо еще немного подорожает, то тариф придется повышать, а это сделает авиацию менее доступной населению, чем теперь.

По словам Баткова, цены на авиационный керосин за первые три месяца 2008 года выросли в России на 30%, а в таких регионах, как Магадан - на 45%. Однако, и это не предел. В скором времени, по словам Баткова, цены на авиатопливо вырастут еще на 20%.

По мнению экспертов, за ростом цен на топливо последует вывод из эксплуатации отечественных самолетов с низкой топливной эффективностью, и авиакомпании вынуждены будут заменять их зарубежными лайнерами. Это не может не беспокоить, поскольку закупки отечественных самолетов российскими авиакомпаниями снизились уже до порога менее 10% от общего числа приобретаемых воздушных судов.

Дело дошло до того, что комитет Госдумы по транспорту выразил беспокойство по поводу роста цен на авиатопливо и направил в правительство РФ обращение с просьбой провести проверку авиазаправочных организаций на предмет определения у них «признаков монополистической деятельности».

Комментируя обращение парламентариев в кабинет министров России, председатель думского комитета Сергей Шишкарев заявил, что рассмотрение проблемы резкого роста цен на авиатопливо «особо актуально в преддверии летних отпусков.

По словам выступившего на заседании названного комитета президента фонда «Партнер гражданской авиации», члена коллегии Росавиации Сергея Смирнова, за год рост цен на авиатопливо составил 70%. По его мнению, такое удорожание авиационного керосина делает финансово несостоятельными авиакомпании, которые эксплуатируют воздушные суда российского производства. Этот ценовой фактор воздействует на национальную безопасность, подчеркнул Смирнов.
Полная версия публикации