«Автодор» «споткнулся» о Тимченко
Компания АРКС (25% принадлежит Геннадию Тимченко) направила в ФАС жалобу на итоги конкурса по строительству первой очереди Центральной кольцевой автодороги, в котором победил «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира. Если ФАС примет сторону истца, АРКС ради выигрыша придется сильно ужаться, уверены эксперты.
Завтра, 15 мая, ФАС должна рассмотреть жалобу дорожно-строительной компании АРКС (на четверть принадлежащей Тимченко), недовольной действиями заказчика конкурса на строительство первой секции ЦКАД. По мнению АРКС, госкомпания «Российские автомобильные дороги» некорректно провела оценку заявок претендентов. Также у АРКС вызывают сомнения и сами критерии оценки конкурсной документации.
Напомним, в конце апреля «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира и Руслана Байсарова выиграл тендер на строительство первой секции ЦКАД. По итогам рассмотрения заявок компания получила 73 балла из 100 возможных. Ее соперник - АРКС - только 33 балла. Заявка третьего участника, Crocus Group Араса Агаларова, даже не рассматривалась. Компанию просто сняли с конкурса из-за отсутствия у нее подтвержденного опыта строительства автодорог первой категории.
Чтобы понять, как «Автодор» начисляет баллы, стоит обратиться к цифрам. Стартовая стоимость проекта строительства первой очереди ЦКАД составляла 52,4 млрд рублей. Дальше - дело за участниками конкурса. Компания «Стройгазконсалтинг» предложила построить участок дороги протяженностью в 49,5 км в Московской области за 48,9 млрд рублей, содержать трассу она согласилась за 5,4 млрд рублей, базовую премию к инфляции запросила в объеме 1,5%. А вот АРКС, похоже, пожадничала, заявив 51,1 млрд рублей в качестве главной суммы, эксплуатационный платеж предложила в размере 5,99 млрд рублей, а базовую премию к инфляции - 4,52%.
На первый взгляд, экономия налицо: только на строительстве объекта получилось бы сохранить более 2 млрд рублей. «Государство только в цене строительства сэкономит более 3,5 млрд рублей, а разница в цене между претендентами - около 2 млрд рублей», - заявил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, который курирует проект ЦКАД. Дело в том, что первоначальная стоимость проекта первой очереди Центральной кольцевой автодороги составляла 57,5 млрд рублей, но за счет снижения доли госфинансирования была снижена на 3,5 млрд рублей.
Абызов не сомневается, что все необходимые конкурсные процедуры были соблюдены. «У меня не возникает сомнений в компетенции и профессионализме работы членов конкурсной комиссии - лучшие отраслевые эксперты работали в беспрецедентно открытом формате, - заявил он ИТАР-ТАСС. - Да, высказывались некоторые некритичные замечания, они будут учтены при подготовке конкурсов на 3-ю, 4-ю и 5-ю очереди». Примерно в том же ключе ситуацию прокомментировали в пресс-службе «Автодора».
Собственно, «некритичные замечания», как излишне мягко выразился Абызов, касались именно системы оценки предложений участников. Один из членов конкурсной комиссии, ядро которой составляют представители ГК «Автодор», директор Института экономики транспорта и транспортной политики «Высшей школы экономики» Михаил Блинкин признал методику подсчета баллов нерациональной. «При незначительной существенной разнице в сумме получается гигантская разница в баллах. Необходимо изменить формулу подсчета баллов», - предлагал он в рамках заседания комиссии.
Свое недовольство формулой высказывал и другой член конкурсной комиссии - исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Георгий Сухадольский. В частности, он предлагал оспорить расчеты еще до подведения итогов: «Отмена конкурса и изменение конкурсных формул было бы идеальным вариантом для АРКС, но для этого нет оснований, - сказал он ИТАР-ТАСС. - Пересчет конкурсных баллов не приведет к появлению другого победителя, поскольку разрыв в баллах слишком велик», - заявил тогда Сухадольский.
Представители компаний-участников конкурса от комментариев отказались. Но их можно понять: структуры Тимченко и «Стройгазконсалтинг» - давние соперники. Не далее как в марте компания Манасира проиграла «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко конкурс «Газпрома» на строительство участка газопровода «Южный коридор» протяженностью 190 км. Не согласившись с итогами тендера, «Стройгазконсалтинг», чье предложение оказалось ниже на 700 млн рублей, подал жалобу в ФАС. Антимонопольщики постановили «переиграть» тендер.
Впрочем, бизнесмены между собой разберутся, полагают эксперты. «Подобные события - в порядке вещей для строительной отрасли, - пояснил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Это уже давно не скандал, а метод конкурентной борьбы. Практически по всем крупным конкурсам проигравшие подают жалобы, зачастую вне зависимости от того, есть для них основания или нет. Регулирующие органы в этом отношении подходят строго формально - если «Автодор» действительно допустил неточность при расчете баллов, то его заставят пересчитать и объявить новые результаты».
При этом совершенно неприкрытой выглядит позиция «Автодора». Желание госкомпании сэкономить бюджетные деньги очень даже приветствовалось, если бы не ее скандальная репутация. Не далее как в феврале Счетная палата выяснила, что строительство участка платной дороги Москва - Санкт-Петербург в Тверской области, заказчиком которой является «Автодор», неожиданным образом подорожало на 6,6 млрд рублей. В СП забеспокоились, что денег, собранных с водителей за проезд, элементарно может не хватить. Это при том, что плату за проезд по участку в 700 км «Автодор» установил в размере 2600 рублей, что, по мнению экспертов, вдвое дороже, чем во Франции. Госкомпания тогда объяснила претензии аудиторов «некорректными подсчетами и инфляцией».
Ситуация неоднозначная и при некоторых усилиях госкомпания вполне могла бы снять с себя претензии. Однако случай далеко не первый. В том же феврале депутаты Ярославской областной Думы потребовали отставки двух региональных чиновников, которых они обвинили в нечестном проведении конкурса на уборку улиц. Выигрыш в многомиллиардном тендере одержала (догадайтесь, кто?) компания «Автодор». Парламентарии усмотрели сговор между менеджментом госкомпании и госслужащими.
Некоторые эксперты полагают, что скандальная репутация «Автодора» может сыграть злую шутку и в случае в тендером на строительство первой очереди ЦКАД. По словам директора аналитического департамента компании United Traders Михаила Крылова, шансы добиться пересчета баллов низкие, учитывая скандальную репутацию «Автодора» и показатели проекта. «Возможное снижение стоимости строительства негативно скажется на качестве ЦКАД», - пояснил эксперт «Веку».
Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Алексей Захаров полагает, что шанс у АРКС все-таки есть. «Скорее всего, если конкурс будет отменен и будет назначен новый, то велика вероятность, что все его участники выйдут с видоизмененными предложениями», - предположил он в беседе с «Веком».
В целом эксперты признают, что дорожное хозяйство страны еще с советских времен считалось криминальной областью. «Это связано со спецификой дорог: большой объем земляных работ, при которых махинации технически не сложны, - пояснил Алексей Захаров. - Кто будет проверять, отсыпали гравийную подушку в 50 сантиметров или в 40? Десять сантиметров толщины гравия при достаточной длине дороги - это огромные объемы. Отсюда и соответствующая репутация и постоянные скандалы при выполнении заказов при строительстве и ремонте автодорог. Слишком велики возможности приписок, поэтому там всегда будут виться компании, далекие от высокой деловой этики».
С мнением Алексея Захарова согласен и Дмитрий Адамидов. По словам эксперта, при нынешних нормах регулирования и сложившейся отраслевой практике любой объект все равно окажется дорогим и низкокачественным. «Наши дорожники (прежде всего, сам «Автодор») делают все возможное, чтобы современные технологии дорожного строительства, которые давно уже используются во всем мире, включая страны СНГ, в России не применялись как можно дольше», - говорит Адамидов.
Нужно признаться, что дорожно-строительным госкомпаниям это отлично удается... к большому огорчению остального населения страны. Вот только огорченных в лице бизнесменов уровня Геннадия Тимченко "Автодору" вряд ли захочется иметь.
Напомним, в конце апреля «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира и Руслана Байсарова выиграл тендер на строительство первой секции ЦКАД. По итогам рассмотрения заявок компания получила 73 балла из 100 возможных. Ее соперник - АРКС - только 33 балла. Заявка третьего участника, Crocus Group Араса Агаларова, даже не рассматривалась. Компанию просто сняли с конкурса из-за отсутствия у нее подтвержденного опыта строительства автодорог первой категории.
Чтобы понять, как «Автодор» начисляет баллы, стоит обратиться к цифрам. Стартовая стоимость проекта строительства первой очереди ЦКАД составляла 52,4 млрд рублей. Дальше - дело за участниками конкурса. Компания «Стройгазконсалтинг» предложила построить участок дороги протяженностью в 49,5 км в Московской области за 48,9 млрд рублей, содержать трассу она согласилась за 5,4 млрд рублей, базовую премию к инфляции запросила в объеме 1,5%. А вот АРКС, похоже, пожадничала, заявив 51,1 млрд рублей в качестве главной суммы, эксплуатационный платеж предложила в размере 5,99 млрд рублей, а базовую премию к инфляции - 4,52%.
На первый взгляд, экономия налицо: только на строительстве объекта получилось бы сохранить более 2 млрд рублей. «Государство только в цене строительства сэкономит более 3,5 млрд рублей, а разница в цене между претендентами - около 2 млрд рублей», - заявил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, который курирует проект ЦКАД. Дело в том, что первоначальная стоимость проекта первой очереди Центральной кольцевой автодороги составляла 57,5 млрд рублей, но за счет снижения доли госфинансирования была снижена на 3,5 млрд рублей.
Абызов не сомневается, что все необходимые конкурсные процедуры были соблюдены. «У меня не возникает сомнений в компетенции и профессионализме работы членов конкурсной комиссии - лучшие отраслевые эксперты работали в беспрецедентно открытом формате, - заявил он ИТАР-ТАСС. - Да, высказывались некоторые некритичные замечания, они будут учтены при подготовке конкурсов на 3-ю, 4-ю и 5-ю очереди». Примерно в том же ключе ситуацию прокомментировали в пресс-службе «Автодора».
Собственно, «некритичные замечания», как излишне мягко выразился Абызов, касались именно системы оценки предложений участников. Один из членов конкурсной комиссии, ядро которой составляют представители ГК «Автодор», директор Института экономики транспорта и транспортной политики «Высшей школы экономики» Михаил Блинкин признал методику подсчета баллов нерациональной. «При незначительной существенной разнице в сумме получается гигантская разница в баллах. Необходимо изменить формулу подсчета баллов», - предлагал он в рамках заседания комиссии.
Свое недовольство формулой высказывал и другой член конкурсной комиссии - исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Георгий Сухадольский. В частности, он предлагал оспорить расчеты еще до подведения итогов: «Отмена конкурса и изменение конкурсных формул было бы идеальным вариантом для АРКС, но для этого нет оснований, - сказал он ИТАР-ТАСС. - Пересчет конкурсных баллов не приведет к появлению другого победителя, поскольку разрыв в баллах слишком велик», - заявил тогда Сухадольский.
Представители компаний-участников конкурса от комментариев отказались. Но их можно понять: структуры Тимченко и «Стройгазконсалтинг» - давние соперники. Не далее как в марте компания Манасира проиграла «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко конкурс «Газпрома» на строительство участка газопровода «Южный коридор» протяженностью 190 км. Не согласившись с итогами тендера, «Стройгазконсалтинг», чье предложение оказалось ниже на 700 млн рублей, подал жалобу в ФАС. Антимонопольщики постановили «переиграть» тендер.
Впрочем, бизнесмены между собой разберутся, полагают эксперты. «Подобные события - в порядке вещей для строительной отрасли, - пояснил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Это уже давно не скандал, а метод конкурентной борьбы. Практически по всем крупным конкурсам проигравшие подают жалобы, зачастую вне зависимости от того, есть для них основания или нет. Регулирующие органы в этом отношении подходят строго формально - если «Автодор» действительно допустил неточность при расчете баллов, то его заставят пересчитать и объявить новые результаты».
При этом совершенно неприкрытой выглядит позиция «Автодора». Желание госкомпании сэкономить бюджетные деньги очень даже приветствовалось, если бы не ее скандальная репутация. Не далее как в феврале Счетная палата выяснила, что строительство участка платной дороги Москва - Санкт-Петербург в Тверской области, заказчиком которой является «Автодор», неожиданным образом подорожало на 6,6 млрд рублей. В СП забеспокоились, что денег, собранных с водителей за проезд, элементарно может не хватить. Это при том, что плату за проезд по участку в 700 км «Автодор» установил в размере 2600 рублей, что, по мнению экспертов, вдвое дороже, чем во Франции. Госкомпания тогда объяснила претензии аудиторов «некорректными подсчетами и инфляцией».
Ситуация неоднозначная и при некоторых усилиях госкомпания вполне могла бы снять с себя претензии. Однако случай далеко не первый. В том же феврале депутаты Ярославской областной Думы потребовали отставки двух региональных чиновников, которых они обвинили в нечестном проведении конкурса на уборку улиц. Выигрыш в многомиллиардном тендере одержала (догадайтесь, кто?) компания «Автодор». Парламентарии усмотрели сговор между менеджментом госкомпании и госслужащими.
Некоторые эксперты полагают, что скандальная репутация «Автодора» может сыграть злую шутку и в случае в тендером на строительство первой очереди ЦКАД. По словам директора аналитического департамента компании United Traders Михаила Крылова, шансы добиться пересчета баллов низкие, учитывая скандальную репутацию «Автодора» и показатели проекта. «Возможное снижение стоимости строительства негативно скажется на качестве ЦКАД», - пояснил эксперт «Веку».
Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Алексей Захаров полагает, что шанс у АРКС все-таки есть. «Скорее всего, если конкурс будет отменен и будет назначен новый, то велика вероятность, что все его участники выйдут с видоизмененными предложениями», - предположил он в беседе с «Веком».
В целом эксперты признают, что дорожное хозяйство страны еще с советских времен считалось криминальной областью. «Это связано со спецификой дорог: большой объем земляных работ, при которых махинации технически не сложны, - пояснил Алексей Захаров. - Кто будет проверять, отсыпали гравийную подушку в 50 сантиметров или в 40? Десять сантиметров толщины гравия при достаточной длине дороги - это огромные объемы. Отсюда и соответствующая репутация и постоянные скандалы при выполнении заказов при строительстве и ремонте автодорог. Слишком велики возможности приписок, поэтому там всегда будут виться компании, далекие от высокой деловой этики».
С мнением Алексея Захарова согласен и Дмитрий Адамидов. По словам эксперта, при нынешних нормах регулирования и сложившейся отраслевой практике любой объект все равно окажется дорогим и низкокачественным. «Наши дорожники (прежде всего, сам «Автодор») делают все возможное, чтобы современные технологии дорожного строительства, которые давно уже используются во всем мире, включая страны СНГ, в России не применялись как можно дольше», - говорит Адамидов.
Нужно признаться, что дорожно-строительным госкомпаниям это отлично удается... к большому огорчению остального населения страны. Вот только огорченных в лице бизнесменов уровня Геннадия Тимченко "Автодору" вряд ли захочется иметь.