«Баланс Грязнова» доводит до бензобразия
Цены на бензин в России, побив на днях абсолютные максимумы в опте и рознице, развивают тренд прошлого лета. Многие участники рынка ожидают новых ценовых рекордов после вывода НПЗ в ремонт.
Традиционную уже летнюю бензиновую «засуху» объясняют тем, что профильный департамент Минэнерго не в состоянии уследить за балансом топлива в стране.
Цены на автозаправках в июле, по данным Росстата, выросли по сравнению с июнем на 1,5%, составив в среднем по стране 31,3 руб. за литр АИ-92. В годовом выражении рост розничных цен составил 10%, обогнав инфляцию (7,5%). И стоимость топлива на АЗС медленно, но неуклонно продолжает расти.
Август из года в год становится месяцем, когда «кривая» оптовых цен на топливо переживает кульминацию. В прошлом году индексы на СПбМТСБ росли скачками: к 1 августа бензины «Премиум-95» и «Регуляр -92» взлетели на 31,1% и 30,7% (соответственно) по сравнению с июнем. Нынешний рост цен хоть и был более щадящим, но с января 2014 года к августу ценники все равно демонстрируют почти прошлогодние показатели – 30,2% (95) и 29,6% (92).
Более того, многие эксперты отрасли ждут продолжения ценового роста. Сначала на ремонт встанут белорусские НПЗ, которые сразу вдвое сократят поставки в Россию, затем и крупнейшие российские заводы - московский и омский НПЗ «Газпром нефти», а также нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа.
Выходит, многое будет зависеть от запасов нефтяных компаний. Сейчас в «кладовых» нефтяников находится 1,4 млн тонн бензинов, но на прошлой неделе Минэнерго поручило НК к сентябрю увеличить «заначку» на 300 тысяч тонн. Правда наблюдатели опасаются, что после прессинга энергетического ведомства, НК, с одной стороны сократят продажи на рынок (что еще больше взвинтит цены), с другой – сделав запасы топлива по высокой цене, должны будут затем продать его себе не в убыток, а это заморозит нынешние ценники надолго.
Скорей всего, Минэнерго, а точнее подведомственный ему департамент переработки нефти и газа заставит нефтяников воздержаться от экспорта, считают эксперты. Хотя ранее именно эта структура, составляющая и утверждающая экспортные графики, видимо, вновь не удержала в рамках допустимого вывоз сырья - неслучайно у ФАС еще весной были претензии к избыточному экспорту. При этом в первом полугодии, по данным ЦДУ ТЭК, российские нефтяники снизили выпуск бензинов в целом на 1,4%.
Кстати, департамент, возглавляемый Михаилом Грязновым с января 2013 года, уже второй год теряет контроль над доступом компаний к экспортной трубе. Или намеренно работает по загадочной схеме, типа «там придержали, здесь пропустили», доводя бензозаправки до «засухи».
К началу 2014-го у нефтяников из-за низкого спроса скопился излишек бензина. Простая некомпетентность регулятора, который проморгал баланс в отрасли («добыча нефти – экспорт – внутренний спрос на нефтепродукты»), привела к тому, что НК погнали сырье на экспорт и одновременно снизили производство, что и привело к нынешнему скачку цен.
Сейчас нефтяники переживают ту же историю: разбалансировка рынка, «болтание» цен на НПЗ и автозаправках, повышенная нервозность в отрасли – три кита, в очередной раз осушающих рынок страны. И вновь, как и в прошлом году, «проспавший» зарождающийся дефицит бензина в РФ департамент переработки нефти и газа, похоже, не отследил ситуацию с белорусскими нефтепродуктами, которые могли бы утолить бензиновый «голод».
Год назад президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме к Аркадию Дворковичу просил правительство добиться поставок белорусских нефтепродуктов в объеме не менее 150 тыс. т в месяц. По межправительственному соглашению о поставках сырой нефти, белорусы должны возвращать в Россию около 2,1 млн т бензина в год, но фактически бензовозы из Минска везут нам почти в два раза меньше.
Так, в 2013 году Белоруссия получила 21 млн т российской нефти по «интеграционным» ценам, а вернула всего 1,1 млн т бензина. За семь месяцев текущего года РБ получила уже 13,1 млн т российского «черного золота». На данный момент Россией импортировано пока лишь 560 тыс. т белорусского бензина, что вряд ли заметно «уронит» цены на АЗС.
Ведомство господина Грязнова, по идее, ежегодно до 1 октября должно четко определять с Минском объемы возвращаемых в Россию нефтепродуктов. Но не первый год количество бензиновой «обратки» служит камнем преткновения между государствами. Белорусы получают российскую нефть, производят бензин, затем отправляют его на продажу в третьи страны, ища, где повыгодней продать основной для республики продукт экспорта. Общеизвестно, что Александр Лукашенко своего не упустит.
При этом правительства России и Белоруссии уже согласовали объемы экспорта нефти на будущее: в 2015 году в РБ будет поставлено 23 млн т, в период с 2016 по 2024 год - по 24 млн т (объемы могут быть изменены не больше чем на 2%). А в это же время департамент переработки нефти и газа с его спецотделами, похоже, все еще не научился управлять «белорусским фактором» и до сих пор не смог наладить схему с обязательными обратными поставками бензина в РФ.
Такое ощущение, что за какой бы проект ни взялся департамент Михаила Грязнова – это неминуемо шарахнет по российской нефтянке. Например, Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о взаимных поставках нефти (Михаила Борисовича называют одним из разработчиков этого документа), как считают эксперты, лишь нанесло ущерб российской нефтяной отрасли. При том, что Россия практически «кормит» Казахстан нефтью - поставки «черного золота» из РФ в РК перестали быть премиальными и оказались неэффективными.
А в 2012 году Михаил Борисович, как говорят, отличился в процессе подготовки федерального бюджета – по ошибке ли, умышленно ли он представил некорректный прогноз производства бензина автомобильного класса 5 (5,6 млн т), вместо реального производства (по данным ФНС России, в размере 22 млн. т) и этим мог нанести ущерб федеральному бюджету в размере 55 млрд. рублей.
Эксперты нефтяной отрасли с горечью отмечают: сегодня в Минэнерго вообще нет нефтепромысловых геологов и специалистов по разработке месторождений, зато в избытке можно встретить юристов - финансистов, которые только и думают над очередным «налоговым маневром» за счет нефтяников. «Если в российской нефтяной промышленности не произойдет кардинальных изменений, то уже к 2030 –2035 году Россия не сможет не только экспортировать нефть, но и обеспечивать свои внутренние потребности», – считает руководитель дирекции по научной работе Института геологии и разработки горючих ископаемых (ИГиРГИ) Евгений Грунис.
О будущем отрасли, впрочем, при таких профильных чиновниках говорить тяжело. По данным СМИ, Михаил Грязнов является давним знакомым советника главы Минэнерго Михаила Столярова (бывший консультант скандально известного кипрского офшора Flontrano Trading Limited примечателен своими тесными контактами с НК ЛУКОЙЛ) и креатурой бывшего руководителя ЦДУ ТЭК, экс-советника министра экономики Николая Буханцова (пресса считала, что именно при его помощи был учрежден Flontrano).
Но дело даже не только в сомнительной репутации этой команды, но и в том, что вместо составления экспортных графиков в период пиковых цен на бензин (по сути, экстренных мер в традиционно «горячий» август) глава департамента переработки нефти и газа спокойно уезжает в отпуск. Жаль, что нефтяные ценники не последовали на отдых вслед за господином Грязновым.
Цены на автозаправках в июле, по данным Росстата, выросли по сравнению с июнем на 1,5%, составив в среднем по стране 31,3 руб. за литр АИ-92. В годовом выражении рост розничных цен составил 10%, обогнав инфляцию (7,5%). И стоимость топлива на АЗС медленно, но неуклонно продолжает расти.
Август из года в год становится месяцем, когда «кривая» оптовых цен на топливо переживает кульминацию. В прошлом году индексы на СПбМТСБ росли скачками: к 1 августа бензины «Премиум-95» и «Регуляр -92» взлетели на 31,1% и 30,7% (соответственно) по сравнению с июнем. Нынешний рост цен хоть и был более щадящим, но с января 2014 года к августу ценники все равно демонстрируют почти прошлогодние показатели – 30,2% (95) и 29,6% (92).
Более того, многие эксперты отрасли ждут продолжения ценового роста. Сначала на ремонт встанут белорусские НПЗ, которые сразу вдвое сократят поставки в Россию, затем и крупнейшие российские заводы - московский и омский НПЗ «Газпром нефти», а также нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа.
Выходит, многое будет зависеть от запасов нефтяных компаний. Сейчас в «кладовых» нефтяников находится 1,4 млн тонн бензинов, но на прошлой неделе Минэнерго поручило НК к сентябрю увеличить «заначку» на 300 тысяч тонн. Правда наблюдатели опасаются, что после прессинга энергетического ведомства, НК, с одной стороны сократят продажи на рынок (что еще больше взвинтит цены), с другой – сделав запасы топлива по высокой цене, должны будут затем продать его себе не в убыток, а это заморозит нынешние ценники надолго.
Скорей всего, Минэнерго, а точнее подведомственный ему департамент переработки нефти и газа заставит нефтяников воздержаться от экспорта, считают эксперты. Хотя ранее именно эта структура, составляющая и утверждающая экспортные графики, видимо, вновь не удержала в рамках допустимого вывоз сырья - неслучайно у ФАС еще весной были претензии к избыточному экспорту. При этом в первом полугодии, по данным ЦДУ ТЭК, российские нефтяники снизили выпуск бензинов в целом на 1,4%.
Кстати, департамент, возглавляемый Михаилом Грязновым с января 2013 года, уже второй год теряет контроль над доступом компаний к экспортной трубе. Или намеренно работает по загадочной схеме, типа «там придержали, здесь пропустили», доводя бензозаправки до «засухи».
К началу 2014-го у нефтяников из-за низкого спроса скопился излишек бензина. Простая некомпетентность регулятора, который проморгал баланс в отрасли («добыча нефти – экспорт – внутренний спрос на нефтепродукты»), привела к тому, что НК погнали сырье на экспорт и одновременно снизили производство, что и привело к нынешнему скачку цен.
Сейчас нефтяники переживают ту же историю: разбалансировка рынка, «болтание» цен на НПЗ и автозаправках, повышенная нервозность в отрасли – три кита, в очередной раз осушающих рынок страны. И вновь, как и в прошлом году, «проспавший» зарождающийся дефицит бензина в РФ департамент переработки нефти и газа, похоже, не отследил ситуацию с белорусскими нефтепродуктами, которые могли бы утолить бензиновый «голод».
Год назад президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме к Аркадию Дворковичу просил правительство добиться поставок белорусских нефтепродуктов в объеме не менее 150 тыс. т в месяц. По межправительственному соглашению о поставках сырой нефти, белорусы должны возвращать в Россию около 2,1 млн т бензина в год, но фактически бензовозы из Минска везут нам почти в два раза меньше.
Так, в 2013 году Белоруссия получила 21 млн т российской нефти по «интеграционным» ценам, а вернула всего 1,1 млн т бензина. За семь месяцев текущего года РБ получила уже 13,1 млн т российского «черного золота». На данный момент Россией импортировано пока лишь 560 тыс. т белорусского бензина, что вряд ли заметно «уронит» цены на АЗС.
Ведомство господина Грязнова, по идее, ежегодно до 1 октября должно четко определять с Минском объемы возвращаемых в Россию нефтепродуктов. Но не первый год количество бензиновой «обратки» служит камнем преткновения между государствами. Белорусы получают российскую нефть, производят бензин, затем отправляют его на продажу в третьи страны, ища, где повыгодней продать основной для республики продукт экспорта. Общеизвестно, что Александр Лукашенко своего не упустит.
При этом правительства России и Белоруссии уже согласовали объемы экспорта нефти на будущее: в 2015 году в РБ будет поставлено 23 млн т, в период с 2016 по 2024 год - по 24 млн т (объемы могут быть изменены не больше чем на 2%). А в это же время департамент переработки нефти и газа с его спецотделами, похоже, все еще не научился управлять «белорусским фактором» и до сих пор не смог наладить схему с обязательными обратными поставками бензина в РФ.
Такое ощущение, что за какой бы проект ни взялся департамент Михаила Грязнова – это неминуемо шарахнет по российской нефтянке. Например, Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о взаимных поставках нефти (Михаила Борисовича называют одним из разработчиков этого документа), как считают эксперты, лишь нанесло ущерб российской нефтяной отрасли. При том, что Россия практически «кормит» Казахстан нефтью - поставки «черного золота» из РФ в РК перестали быть премиальными и оказались неэффективными.
А в 2012 году Михаил Борисович, как говорят, отличился в процессе подготовки федерального бюджета – по ошибке ли, умышленно ли он представил некорректный прогноз производства бензина автомобильного класса 5 (5,6 млн т), вместо реального производства (по данным ФНС России, в размере 22 млн. т) и этим мог нанести ущерб федеральному бюджету в размере 55 млрд. рублей.
Эксперты нефтяной отрасли с горечью отмечают: сегодня в Минэнерго вообще нет нефтепромысловых геологов и специалистов по разработке месторождений, зато в избытке можно встретить юристов - финансистов, которые только и думают над очередным «налоговым маневром» за счет нефтяников. «Если в российской нефтяной промышленности не произойдет кардинальных изменений, то уже к 2030 –2035 году Россия не сможет не только экспортировать нефть, но и обеспечивать свои внутренние потребности», – считает руководитель дирекции по научной работе Института геологии и разработки горючих ископаемых (ИГиРГИ) Евгений Грунис.
О будущем отрасли, впрочем, при таких профильных чиновниках говорить тяжело. По данным СМИ, Михаил Грязнов является давним знакомым советника главы Минэнерго Михаила Столярова (бывший консультант скандально известного кипрского офшора Flontrano Trading Limited примечателен своими тесными контактами с НК ЛУКОЙЛ) и креатурой бывшего руководителя ЦДУ ТЭК, экс-советника министра экономики Николая Буханцова (пресса считала, что именно при его помощи был учрежден Flontrano).
Но дело даже не только в сомнительной репутации этой команды, но и в том, что вместо составления экспортных графиков в период пиковых цен на бензин (по сути, экстренных мер в традиционно «горячий» август) глава департамента переработки нефти и газа спокойно уезжает в отпуск. Жаль, что нефтяные ценники не последовали на отдых вслед за господином Грязновым.