Банковский кризис: очередь за «мелочью»
Банковский кризис, как и положено любому кризису, вызвал разруху не только в российской финансовой системе, но и в головах. Прежде всего, в головах аналитиков, которые, разъясняя населению, что теперь делать и чего ждать в будущем, лишь еще больше запутывают граждан.
Прогнозы уважаемых экономистов и политологов относительно необходимой нормы доходности инвестиций настолько противоречивы, что рядовым гражданам впору покупать золотые слитки и прятать их в укромном месте. Так, по словам доктора экономических наук Никиты Кричевского, у Агентства по страхованию вкладов попросту не хватит денег на то, чтобы компенсировать потери вкладчиков после массового обрушения очередных банков, которое неизбежно.
«При практически всеобщем страховании вкладов возмещению «в случае чего» будет подлежать 10,1 трлн. из 15,6 трлн. рублей общего объема средств населения в коммерческих банках, - пишет в «Московском комсомольце» эксперт. - А теперь посмотрим на размер Фонда обязательного страхования вкладов: по итогам I полугодия 2013 г. за вычетом сформированного резерва по наступившим страховым случаям он составил 235,4 млрд. рублей, или 2,3% против совокупной страховой ответственности в 10,1 триллиона».
В этом году, напоминает эксперт, отозвали лицензию у таких крупных банков, как «Пушкино» (размер выплат - 20,2 млрд. рублей), «Первый экспресс» (6,0 млрд. рублей) и Мастер-Банк (31,1 млрд. рублей). Были и страховые случаи помельче. Затем - чистая арифметика: если вычесть все это из 235,4 млрд., останется около 170 млрд. рублей.
«Еще 6-7 таких «Мастеров», а они, можно не сомневаться, произойдут в ближайшее время - и АСВ накроется. Между тем, порядка 10 трлн. рублей, как и прежде, формально будут подлежать государственному гарантированию. Государство вместе с бюджетом, может, и радо подсобить, да нечем - бюджет и так скроен с дефицитом», - пророчествует Кричевский.
Пессимизма ученого не разделяет аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, который заявил «Веку», что продолжение «репрессий» со стороны Центробанка стало бы для государства крайне опрометчивым шагом.
«В АСВ пока не наблюдается проблем с денежными средствами: крупнейший страховой случай - отзыв лицензии у Мастер-Банка, будет стоить АСВ чуть меньше 20% активов, а таких же крупных страховых случаев, надеюсь, в ближайшее время не произойдет. Если лицензия будет отозвана у аналогичной Мастер-Банку (по размерам) кредитной организации, то ЦБ рискует сформировать панику у вкладчиков, что может иметь более жесткие последствия, чем сам отзыв лицензии. Но, думаю, что до этого не дойдет. Все-таки ситуация и так достаточно нервная», - говорит аналитик.
Убеждение Антона Сороки подкрепила в пятницу глава Центробанка Эльвира Набиуллина, успокоившая страну, сообщив, что ее ведомство не составляет никаких «черных списков» банков, которые якобы вот-вот останутся без лицензии.
«Черные списки, которые ходили среди населения в 2004 году, были способом борьбы с конкурентами, а у ЦБ РФ такого перечня организаций, скорее всего, и правда нет, - комментирует Антон Сороко заявление Набиуллиной. - Конечно, есть те банки, которые сейчас находятся под жестким контролем со стороны регулятора, но не факт, что у них будут отзывать лицензии».
Тем не менее, банкиры во время встречи с главой Центробанка все же попросили ее тщательно дозировать информацию, которая доходит до населения, и без того склонного к панике. Нелишнее замечание. В регионах конкурирующие между собой мелкие кредитные организации уже опускаются до откровенного «черного пиара». Например, на некоторых банкоматах «Волжского социального банка» на прошлой неделе появились объявления о том, что терминалы не работают из-за отсутствия наличных. Листовки, утверждающие, что не сегодня-завтра банк закроется, разбрасывали в подъездах жителей Самары. Многим клиентам ВСБ пришли СМС-сообщения о блокировке их личных счетов.
Паника подогревалась недавней гибелью председателя правления ВСБ Валерия Кучканова, которого нашли с огнестрельным ранением в голову. То ли он застрелился, то ли его застрелили – непонятно, но уголовное дело завели по факту убийства, а ВСБ приостановил операции.
Все это, конечно, не вызывает доверия населения к региональным банкам, причем, по всей стране. По подсчетам Национального рейтингового агентства, отток вкладов физических лиц из мелких кредитных учреждений в некоторых городах достиг 46%. Всего с начала года лицензии были отозваны у полутора десятков банков. Среди них - «Стройиндбанк», «Ураллига», «Липецкоблбанк», «Паритет», «Басманный», «ЕИБ», «Инстройбанк», «Нафтабанк», «Бизнесбанк» и другие.
Причем, по словам руководителя PR-агентства «Экономика и Власть» Дмитрия Савчука, при всем этом действия по оздоровлению банковской сферы со стороны федеральных и региональных чиновников диаметрально противоположны. Как рассказал эксперт «Веку», депутаты и чиновники на местах уверяют, что в регионах все спокойно, панике поддаваться нельзя, а все неприятности списываются на счет мифических черных пиарщиков.
«Возможно, кто-то действительно так считает, - допускает Савчук. - Большинство же, на мой взгляд, просто связано коммерческими отношениями с банкирами. Появились даже шутки о том, что если депутат Госдумы Хинштейн в Твиттере заступится, например, за банк «Солидарность», то и потерянные деньги придется «выцарапывать» с него через Твиттер. В той же Самарской области по линии чиновников пришел строгий запрет СМИ писать о банковской сфере. Позволительно публиковать только положительные материалы о банках, и то в меру, чтобы не создавать обратной реакции.
Федералы же, наоборот, подливают масла в огонь. Представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич назвал Самарскую область лидером по выводу средств за рубеж через банки. Естественно, возникла паника, что помимо Волго-Камского банка лицензий может внезапно лишиться и ряд других региональных банков. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина хотя и гарантирует физическим лицам возврат денежных средств в размере до 700 тысяч рублей, но в то же самое время забывает упомянуть про юридические лица, которые стали заложниками финансовой политики государства. Как расплачиваться с поставщиками? Чем выдавать зарплату?» - задается вопросами Савчук.
Аналитик инвест-холдинга «Атон-менеджмент» Дмитрий Голубовский полагает, что некрупные банки будут продолжать «давить». «И никакой угрозы для финансовой системы этот процесс не несет, - рассказал Голубовский «Веку». - Да и потом, проблемный банк не обязательно подводить к банкротству, формально неплатежеспособная кредитная организация вполне может продолжать существовать. Взять «Банк Москвы», обязательства которого были закрыты государственным долгом, по сути дела. Была проведена допэмиссия, она поступила на баланс Центробанка, который и выдал кредит «Банку Москвы».
Другое дело, что мелкие региональные банки находятся под двойным риском. Они слабы, кредитный портфель у них мал, но поскольку зачастую они являются карманными казначействами местных властных структур, они имеют доступ к местным бюджетам. Разорится такой банк - пойдут круги по воде, мало никому не покажется», - говорит аналитик.
Впрочем, по мнению известного Самарского бизнесмена Венедикта Наянова, эти опасения сильно преувеличены: закрытие региональных банков чревато неудобствами лишь для их вкладчиков, руководство же в накладе не останется.
«Такие банки стали простым способом отмывки капиталов и бюджетных средств, - пишет Наянов в своем блоге. - И ребята рвали, как могли, зачастую даже опережая по прибыльности больших собратьев и имея отсрочку наказания по времени. По поведению такой банк напоминает ракового больного, пускающегося во все тяжкие. Иногда это имеет такие симптомы, как открытие множества филиалов и имитация бурного роста, иногда - пропускание через себя ворованных бюджетных или крупно-корпоративных средств с целью отмывки. Пока скандал начнется, пока разгорится, деньги попилятся, а там хоть трава не расти».
А если заручиться лояльностью региональных властей, тогда можно работать и дальше, добавляет Савчук. «Самарский губернатор Николай Меркушкин выступает в роли лоббиста перед Центробанком. Кому будет суждено обанкротиться, а кому еще немного позволят поработать - решать ему. Не зря, на мой взгляд, возникли проблемы у банка «Солидарность», аффилированного с семьей экс-губернатора (ныне сенатора) Константина Титова», - отмечает эксперт.
Дмитрий Голубовский также полагает, что ни руководству таких банков, ни их вкладчикам опасаться, по большому счету, нечего. «Единственная проблема, которая может возникнуть, если банковский кризис будет продолжаться, это подешевеет рубль, - поясняет эксперт. - Это случится не сразу, а примерно в первой половине года, где-то с весны. В первую очередь от этого пострадают корпорации, особенно попавшие под фиксацию тарифов и имеющие большой валютный долг, который в случае девальвации будет переоценен в рублевом эквиваленте».
И только блогеры, оценивая банковский кризис, не стесняются в выражениях. По мнению Дмитрия Хоботова, Мастер Банк - это только начало. «Сыпь на теле больного, - пишет он о происходящем в стране на одном из интернет-форумов. - Считаю, банковская система России будет необратимо разваливаться, для этого есть предпосылки. Пока я не ошибался в прогнозах. Система уже стала пузырем, и лишь нефтегазовые доходы, огромная инерционная масса страны маскируют процесс. А процесс уже пошел, финансовая Аннушка разлила масло, и российский Центробанк уверенно идет к трамвайному парапету».
«При практически всеобщем страховании вкладов возмещению «в случае чего» будет подлежать 10,1 трлн. из 15,6 трлн. рублей общего объема средств населения в коммерческих банках, - пишет в «Московском комсомольце» эксперт. - А теперь посмотрим на размер Фонда обязательного страхования вкладов: по итогам I полугодия 2013 г. за вычетом сформированного резерва по наступившим страховым случаям он составил 235,4 млрд. рублей, или 2,3% против совокупной страховой ответственности в 10,1 триллиона».
В этом году, напоминает эксперт, отозвали лицензию у таких крупных банков, как «Пушкино» (размер выплат - 20,2 млрд. рублей), «Первый экспресс» (6,0 млрд. рублей) и Мастер-Банк (31,1 млрд. рублей). Были и страховые случаи помельче. Затем - чистая арифметика: если вычесть все это из 235,4 млрд., останется около 170 млрд. рублей.
«Еще 6-7 таких «Мастеров», а они, можно не сомневаться, произойдут в ближайшее время - и АСВ накроется. Между тем, порядка 10 трлн. рублей, как и прежде, формально будут подлежать государственному гарантированию. Государство вместе с бюджетом, может, и радо подсобить, да нечем - бюджет и так скроен с дефицитом», - пророчествует Кричевский.
Пессимизма ученого не разделяет аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, который заявил «Веку», что продолжение «репрессий» со стороны Центробанка стало бы для государства крайне опрометчивым шагом.
«В АСВ пока не наблюдается проблем с денежными средствами: крупнейший страховой случай - отзыв лицензии у Мастер-Банка, будет стоить АСВ чуть меньше 20% активов, а таких же крупных страховых случаев, надеюсь, в ближайшее время не произойдет. Если лицензия будет отозвана у аналогичной Мастер-Банку (по размерам) кредитной организации, то ЦБ рискует сформировать панику у вкладчиков, что может иметь более жесткие последствия, чем сам отзыв лицензии. Но, думаю, что до этого не дойдет. Все-таки ситуация и так достаточно нервная», - говорит аналитик.
Убеждение Антона Сороки подкрепила в пятницу глава Центробанка Эльвира Набиуллина, успокоившая страну, сообщив, что ее ведомство не составляет никаких «черных списков» банков, которые якобы вот-вот останутся без лицензии.
«Черные списки, которые ходили среди населения в 2004 году, были способом борьбы с конкурентами, а у ЦБ РФ такого перечня организаций, скорее всего, и правда нет, - комментирует Антон Сороко заявление Набиуллиной. - Конечно, есть те банки, которые сейчас находятся под жестким контролем со стороны регулятора, но не факт, что у них будут отзывать лицензии».
Тем не менее, банкиры во время встречи с главой Центробанка все же попросили ее тщательно дозировать информацию, которая доходит до населения, и без того склонного к панике. Нелишнее замечание. В регионах конкурирующие между собой мелкие кредитные организации уже опускаются до откровенного «черного пиара». Например, на некоторых банкоматах «Волжского социального банка» на прошлой неделе появились объявления о том, что терминалы не работают из-за отсутствия наличных. Листовки, утверждающие, что не сегодня-завтра банк закроется, разбрасывали в подъездах жителей Самары. Многим клиентам ВСБ пришли СМС-сообщения о блокировке их личных счетов.
Паника подогревалась недавней гибелью председателя правления ВСБ Валерия Кучканова, которого нашли с огнестрельным ранением в голову. То ли он застрелился, то ли его застрелили – непонятно, но уголовное дело завели по факту убийства, а ВСБ приостановил операции.
Все это, конечно, не вызывает доверия населения к региональным банкам, причем, по всей стране. По подсчетам Национального рейтингового агентства, отток вкладов физических лиц из мелких кредитных учреждений в некоторых городах достиг 46%. Всего с начала года лицензии были отозваны у полутора десятков банков. Среди них - «Стройиндбанк», «Ураллига», «Липецкоблбанк», «Паритет», «Басманный», «ЕИБ», «Инстройбанк», «Нафтабанк», «Бизнесбанк» и другие.
Причем, по словам руководителя PR-агентства «Экономика и Власть» Дмитрия Савчука, при всем этом действия по оздоровлению банковской сферы со стороны федеральных и региональных чиновников диаметрально противоположны. Как рассказал эксперт «Веку», депутаты и чиновники на местах уверяют, что в регионах все спокойно, панике поддаваться нельзя, а все неприятности списываются на счет мифических черных пиарщиков.
«Возможно, кто-то действительно так считает, - допускает Савчук. - Большинство же, на мой взгляд, просто связано коммерческими отношениями с банкирами. Появились даже шутки о том, что если депутат Госдумы Хинштейн в Твиттере заступится, например, за банк «Солидарность», то и потерянные деньги придется «выцарапывать» с него через Твиттер. В той же Самарской области по линии чиновников пришел строгий запрет СМИ писать о банковской сфере. Позволительно публиковать только положительные материалы о банках, и то в меру, чтобы не создавать обратной реакции.
Федералы же, наоборот, подливают масла в огонь. Представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич назвал Самарскую область лидером по выводу средств за рубеж через банки. Естественно, возникла паника, что помимо Волго-Камского банка лицензий может внезапно лишиться и ряд других региональных банков. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина хотя и гарантирует физическим лицам возврат денежных средств в размере до 700 тысяч рублей, но в то же самое время забывает упомянуть про юридические лица, которые стали заложниками финансовой политики государства. Как расплачиваться с поставщиками? Чем выдавать зарплату?» - задается вопросами Савчук.
Аналитик инвест-холдинга «Атон-менеджмент» Дмитрий Голубовский полагает, что некрупные банки будут продолжать «давить». «И никакой угрозы для финансовой системы этот процесс не несет, - рассказал Голубовский «Веку». - Да и потом, проблемный банк не обязательно подводить к банкротству, формально неплатежеспособная кредитная организация вполне может продолжать существовать. Взять «Банк Москвы», обязательства которого были закрыты государственным долгом, по сути дела. Была проведена допэмиссия, она поступила на баланс Центробанка, который и выдал кредит «Банку Москвы».
Другое дело, что мелкие региональные банки находятся под двойным риском. Они слабы, кредитный портфель у них мал, но поскольку зачастую они являются карманными казначействами местных властных структур, они имеют доступ к местным бюджетам. Разорится такой банк - пойдут круги по воде, мало никому не покажется», - говорит аналитик.
Впрочем, по мнению известного Самарского бизнесмена Венедикта Наянова, эти опасения сильно преувеличены: закрытие региональных банков чревато неудобствами лишь для их вкладчиков, руководство же в накладе не останется.
«Такие банки стали простым способом отмывки капиталов и бюджетных средств, - пишет Наянов в своем блоге. - И ребята рвали, как могли, зачастую даже опережая по прибыльности больших собратьев и имея отсрочку наказания по времени. По поведению такой банк напоминает ракового больного, пускающегося во все тяжкие. Иногда это имеет такие симптомы, как открытие множества филиалов и имитация бурного роста, иногда - пропускание через себя ворованных бюджетных или крупно-корпоративных средств с целью отмывки. Пока скандал начнется, пока разгорится, деньги попилятся, а там хоть трава не расти».
А если заручиться лояльностью региональных властей, тогда можно работать и дальше, добавляет Савчук. «Самарский губернатор Николай Меркушкин выступает в роли лоббиста перед Центробанком. Кому будет суждено обанкротиться, а кому еще немного позволят поработать - решать ему. Не зря, на мой взгляд, возникли проблемы у банка «Солидарность», аффилированного с семьей экс-губернатора (ныне сенатора) Константина Титова», - отмечает эксперт.
Дмитрий Голубовский также полагает, что ни руководству таких банков, ни их вкладчикам опасаться, по большому счету, нечего. «Единственная проблема, которая может возникнуть, если банковский кризис будет продолжаться, это подешевеет рубль, - поясняет эксперт. - Это случится не сразу, а примерно в первой половине года, где-то с весны. В первую очередь от этого пострадают корпорации, особенно попавшие под фиксацию тарифов и имеющие большой валютный долг, который в случае девальвации будет переоценен в рублевом эквиваленте».
И только блогеры, оценивая банковский кризис, не стесняются в выражениях. По мнению Дмитрия Хоботова, Мастер Банк - это только начало. «Сыпь на теле больного, - пишет он о происходящем в стране на одном из интернет-форумов. - Считаю, банковская система России будет необратимо разваливаться, для этого есть предпосылки. Пока я не ошибался в прогнозах. Система уже стала пузырем, и лишь нефтегазовые доходы, огромная инерционная масса страны маскируют процесс. А процесс уже пошел, финансовая Аннушка разлила масло, и российский Центробанк уверенно идет к трамвайному парапету».