Базар-вокзал
Вчера состоялось заседание правления ОАО Российские железные дороги (РЖД), где было принято решение о создании Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ).
Согласно планам монополиста, эта структура в дальнейшем должна быть акционирована, и стать самостоятельной единицей. Между тем, уже сейчас очередное нововведение в компании, возглавляемой Владимиром Якуниным, вызывает опасение, в связи с тем, что услуги для пассажиров могут вырасти в несколько раз, а теневая сторона бизнеса, которую ведут некоторые нечистоплотные сотрудники вокзалов, может быть таким образом легализована.
Напомним, что идею создания ДЖВ монополист вынашивал уже давно. Еще в августе прошлого года Век первым проинформировал об этом читателей. Об этом начали говорить, когда создавалась другая дирекция по пассажирским перевозкам, в которую должны были передать вокзальную инфраструктуру. Она должна была компенсировать убыточность перевозок.
Однако компания Якунина рассудила по иному. Убытки решили компенсировать за счет увеличения стоимости проезда в купейных и СВ вагонах. Это привело к тому, что плацкарты оказались переполненными, в то время как купе - полупустыми.
Такое предвидели в контролирующем РЖД Минтрансе и активно противились такому решению. Но у монополиста и на это нашлось объяснение. По словам Владимира Якунина, другие перевозчики на каких условиях получают доступ к вокзалам, к этой инфраструктурной составляющей? Мы пришли к выводу о необходимости создания дирекции пассажирских вокзалов.
Размышляя над таким каламбуром, встает вопрос: каких перевозчиков имел ввиду г-н Якунин? Ведь у монополиста практически нет конкурентов, а те, которые есть на бумаге, так или иначе имеют отношение к РЖД.
Отметим, что, едва появившись как акционерное общество, концерн начал выделять из своего состава дирекции, которые впоследствии становились самостоятельными дочками монополиста. Век уже неоднократно писал об этом. Так появилась компания по перевозке автомобилей, структура по рефрижераторным перевозкам, создается около 40 пригородных компаний, пассажирское ведомство, грузовые акционерные общества. По технологии это очень напоминает схему, когда крупный финансовый концерн начинает дробиться, что позволяет уйти от налогов, показывая консолидируемую выручку. Только следует напомнить, что РЖД не частная лавочка, а 100% государственное предприятие, которое субсидируется его владельцем.
Как сообщает РЖД, ДЖВ начнет действовать с 3 апреля, а в дальнейшем ее ждет акционирование. В ее состав передаётся 324 вокзальных комплекса собственности ОАО РЖД. По заявлению вице-президента компании Михаила Акулова, недвижимое имущество вокзальных комплексов ОАО РЖД будет передаваться в аренду заинтересованным предприятиям на конкурсной основе.
Собственно г-н Акулов лишь подтвердил версию Века о том, что, едва появившись, новая дочка начнет сдавать принадлежащую ей собственность в аренду. Тогда непонятно, зачем создавать еще одно предприятие, когда на аренде можно зарабатывать и без того неплохие деньги. Ведь кафе, рестораны, игорные автоматы, гостиницы на территории вокзалов, а также багажные отделения, автостоянки, комплексы бытовых услуг и без того должны приносить неплохую прибыль. Так, по официальным данным, Московский вокзал в 2005г. принес монополисту 159,7 млн. рублей.
В связи с этим напрашивается одна очень нехорошая мысль. Ни для кого не секрет, что в России, зачастую практикуются так называемые откаты. Так, существует белая арендная плата, которая показывается на бумаге, и черная, идущая в лапы нечистых на руку чиновников. Для вокзалов это целый клондайк.
Руководство РЖД очень любит говорить о том, что их компания прозрачна и вертикально интегрирована. Понятно, что новое ОАО никто не даст передавать в частные руки, и РЖД останется ее собственником. Но это не помешает дочке создавать на местах СП, которые и будут контролировать вокзалы. Именно такая схема сейчас используется в Пригородных пассажирских компаниях. В результате, начальники новых структур из сотрудников монополиста превратятся в руководителей частных предприятий. Это, в свою очередь, даст им возможность не скрывать черную прибыль, а вполне официально зарабатывать ее, и какую-то часть легально передавать материнской компании.
Все, кроме пассажиров, останутся довольны. Ведь уже сейчас говориться о том, что с появлением ДЖВ стоимость услуг на вокзалах возрастет вдвое. Ничего не поделаешь - рынок.
Напомним, что идею создания ДЖВ монополист вынашивал уже давно. Еще в августе прошлого года Век первым проинформировал об этом читателей. Об этом начали говорить, когда создавалась другая дирекция по пассажирским перевозкам, в которую должны были передать вокзальную инфраструктуру. Она должна была компенсировать убыточность перевозок.
Однако компания Якунина рассудила по иному. Убытки решили компенсировать за счет увеличения стоимости проезда в купейных и СВ вагонах. Это привело к тому, что плацкарты оказались переполненными, в то время как купе - полупустыми.
Такое предвидели в контролирующем РЖД Минтрансе и активно противились такому решению. Но у монополиста и на это нашлось объяснение. По словам Владимира Якунина, другие перевозчики на каких условиях получают доступ к вокзалам, к этой инфраструктурной составляющей? Мы пришли к выводу о необходимости создания дирекции пассажирских вокзалов.
Размышляя над таким каламбуром, встает вопрос: каких перевозчиков имел ввиду г-н Якунин? Ведь у монополиста практически нет конкурентов, а те, которые есть на бумаге, так или иначе имеют отношение к РЖД.
Отметим, что, едва появившись как акционерное общество, концерн начал выделять из своего состава дирекции, которые впоследствии становились самостоятельными дочками монополиста. Век уже неоднократно писал об этом. Так появилась компания по перевозке автомобилей, структура по рефрижераторным перевозкам, создается около 40 пригородных компаний, пассажирское ведомство, грузовые акционерные общества. По технологии это очень напоминает схему, когда крупный финансовый концерн начинает дробиться, что позволяет уйти от налогов, показывая консолидируемую выручку. Только следует напомнить, что РЖД не частная лавочка, а 100% государственное предприятие, которое субсидируется его владельцем.
Как сообщает РЖД, ДЖВ начнет действовать с 3 апреля, а в дальнейшем ее ждет акционирование. В ее состав передаётся 324 вокзальных комплекса собственности ОАО РЖД. По заявлению вице-президента компании Михаила Акулова, недвижимое имущество вокзальных комплексов ОАО РЖД будет передаваться в аренду заинтересованным предприятиям на конкурсной основе.
Собственно г-н Акулов лишь подтвердил версию Века о том, что, едва появившись, новая дочка начнет сдавать принадлежащую ей собственность в аренду. Тогда непонятно, зачем создавать еще одно предприятие, когда на аренде можно зарабатывать и без того неплохие деньги. Ведь кафе, рестораны, игорные автоматы, гостиницы на территории вокзалов, а также багажные отделения, автостоянки, комплексы бытовых услуг и без того должны приносить неплохую прибыль. Так, по официальным данным, Московский вокзал в 2005г. принес монополисту 159,7 млн. рублей.
В связи с этим напрашивается одна очень нехорошая мысль. Ни для кого не секрет, что в России, зачастую практикуются так называемые откаты. Так, существует белая арендная плата, которая показывается на бумаге, и черная, идущая в лапы нечистых на руку чиновников. Для вокзалов это целый клондайк.
Руководство РЖД очень любит говорить о том, что их компания прозрачна и вертикально интегрирована. Понятно, что новое ОАО никто не даст передавать в частные руки, и РЖД останется ее собственником. Но это не помешает дочке создавать на местах СП, которые и будут контролировать вокзалы. Именно такая схема сейчас используется в Пригородных пассажирских компаниях. В результате, начальники новых структур из сотрудников монополиста превратятся в руководителей частных предприятий. Это, в свою очередь, даст им возможность не скрывать черную прибыль, а вполне официально зарабатывать ее, и какую-то часть легально передавать материнской компании.
Все, кроме пассажиров, останутся довольны. Ведь уже сейчас говориться о том, что с появлением ДЖВ стоимость услуг на вокзалах возрастет вдвое. Ничего не поделаешь - рынок.