Бензиновая удавка слегка ослабнет?
Российским нефтяным компаниям вслед за падением цен на нефть придется пересматривать цены на бензин на своих заправках. Ровно через неделю Федеральная антимонопольная служба сверит ценники на АЗС с кривой стоимости нефтепродуктов и тенденциями рынка.
ФАС была уполномочена заявить о том, что если российские НК не снизят цены в соответствии с рыночной ситуацией - это будет рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства. И некоторые нефтекомпании уже объявили о намерении снизить цены…на один рубль.
Неделю назад Федеральная антимонопольная служба России направила в адрес семи российских нефтяных компаний - «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Роснефть», ТНК-BP, «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «Альянс» -предупреждения о необходимости снижения цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями.
«В результате изменения конъюнктуры внешнего рынка, динамика роста цен на нефтепродукты замедлилась, и в настоящее время имеет место тенденция снижения оптовых, а также розничных цен на нефтепродукты. По мнению ФАС России в настоящее время на российском оптовом рынке реализации нефтепродуктов отсутствуют экономические, технологические и иные основания, препятствующие вертикально - интегрированным нефтяным компаниям, являющимся основными поставщиками нефтепродуктов на соответствующих рынках, снижать оптовые цены по всей номенклатуре нефтепродуктов, что в свою очередь должно привести к снижению розничных цен», - отмечается в предупреждении антимонопольного ведомства.
«ФАС России считает необходимым обеспечить хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний, снижение цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями», - подытоживает Федеральная антимонопольная служба.
«Мы предупредили нефтяные компании о том, что цены должны быть снижены иначе могут быть заведены уголовные дела. Теперь ждем окончания того срока, который был нами установлен - две недели. В конце октября срок заканчивается, и мы подведем итоги», - подтвердили «Веку» в пресс-службе ФАС.
Необходимость такого решения ФАС объясняет падением цен на нефть, которые в начале августа превышали $100 за баррель, а теперь находятся на уровне $70 за баррель. Но в рознице цены на топливо снижались не такими темпами. По данным ИК «Кортес», в среднем по России с августа по середину октября бензин Аи-95 подешевел примерно на 1%. По мнению руководства ФАС, ситуация с внутренними ценами на нефтепродукты может иметь признаки картельного сговора или злоупотребления доминирующим положением на рынке
«Розничные цены у нас снижаются медленней всего, поэтому наше решение и предписание касается обязанностей снизить цены до уровня, который не будет являться монопольно высокой ценой», - сообщил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Накануне ТНК-ВР стала третьей нефтекомпанией, сообщившей о снижении цен на бензин на своих заправках. Как и у конкурентов («Газпром нефти» и группы «Альянс»), у ТНК-ВР стоимость бензина и дизтоплива опустится «в среднем на рубль». Динамика снижения цен на топливо отстает от уровня падения цен на нефть, но для нефтяников продажа нефтепродуктов - единственная возможность заработать.
По данным Московской топливной ассоциации, средняя цена бензина Аи-95 в столице составляет 25,32 руб. за литр, то есть снижение цен на заправках ТНК-ВР составит около 4%. Как стало известно «Веку» «ЛУКОЙЛ» также снизит цены - но уже на 9%.
«Вообще, некую политику, направленную на снижение цен, наша компания проводит не только сейчас. С начала года НК «ЛУКОЙЛ» проводит «Акцию выходного дня», когда по субботам и воскресеньям автомобилисты на наших заправках покупали бензин с пятипроцентной скидкой - это было задолго до того, что мы видим сегодня. Мы также в ближайшее время снизим цены на бензин на 9%. Бизнес есть бизнес, но мы понимаем людей и стараемся находить возможность для снижения социального напряжения», - сообщил «Веку» представитель ОАО «ЛУКОЙЛ» Геннадий Красовский.
Однако россиян настораживает тот факт, что в Америке, живущей за счет импорта нефти, цены на бензин значительно ниже. Эксперты же утверждают, что в США механизм «власть - НК - потребитель» проработан очень детально, а сам автомобильный рынок, в отличие от буйнорастущего российского, сбалансирован. Кроме того, по мнению некоторых наблюдателей, в России, как обычно, все работает по собственным законам.
«В свое время правительство просило нефтяные компании сдерживать цены на бензин. Теперь розничные сети говорят: «Вот вы нас тогда попросили их сдерживать, а теперь дайте заработать» - то есть тут действует определенная договоренность. Схема тут действует постепенная - пока правительство почувствует социальное недовольство, пока соберет нефтяников, пока они договорятся - пройдет время. Такова уж наша национальная особенность», - считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Руководители ФАС, однако, прямым текстом говорят о том, что российские нефтяники попросту намеренно «тормозят», отыскивая сто и одну причину не снижать цены. «Когда цены на внешнем рынке снижаются - наши компании находят массу объяснений, почему у нас темпы снижения ниже и так далее и так далее. Но сейчас мы их предупреждаем», - говорит Анатолий Голомолзин.
«Большая проблема наших компаний - модернизация НПЗ, требующая внушительных инвестиций. Нужна она для того, чтобы мы могли из тонны нефти выработать такое же количество бензина, как и наши европейские конкуренты. Вы понимаете, закупочные цены на нефть, цены «на воротах» НПЗ и цены на заправках - это разные базы. Компания должна не просто остаться в прибыли, но и заплатить налоги. Дальнейшая же ситуация с розницей зависит от двух факторов: как поведут себя дальше цены на нефть и каков будет спрос», - сообщил «Веку» источник еще в одной НК.
А от себя хотелось бы добавить: посмотрим еще какое «Фас!» скажет ФАС.
Неделю назад Федеральная антимонопольная служба России направила в адрес семи российских нефтяных компаний - «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Роснефть», ТНК-BP, «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «Альянс» -предупреждения о необходимости снижения цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями.
«В результате изменения конъюнктуры внешнего рынка, динамика роста цен на нефтепродукты замедлилась, и в настоящее время имеет место тенденция снижения оптовых, а также розничных цен на нефтепродукты. По мнению ФАС России в настоящее время на российском оптовом рынке реализации нефтепродуктов отсутствуют экономические, технологические и иные основания, препятствующие вертикально - интегрированным нефтяным компаниям, являющимся основными поставщиками нефтепродуктов на соответствующих рынках, снижать оптовые цены по всей номенклатуре нефтепродуктов, что в свою очередь должно привести к снижению розничных цен», - отмечается в предупреждении антимонопольного ведомства.
«ФАС России считает необходимым обеспечить хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний, снижение цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями», - подытоживает Федеральная антимонопольная служба.
«Мы предупредили нефтяные компании о том, что цены должны быть снижены иначе могут быть заведены уголовные дела. Теперь ждем окончания того срока, который был нами установлен - две недели. В конце октября срок заканчивается, и мы подведем итоги», - подтвердили «Веку» в пресс-службе ФАС.
Необходимость такого решения ФАС объясняет падением цен на нефть, которые в начале августа превышали $100 за баррель, а теперь находятся на уровне $70 за баррель. Но в рознице цены на топливо снижались не такими темпами. По данным ИК «Кортес», в среднем по России с августа по середину октября бензин Аи-95 подешевел примерно на 1%. По мнению руководства ФАС, ситуация с внутренними ценами на нефтепродукты может иметь признаки картельного сговора или злоупотребления доминирующим положением на рынке
«Розничные цены у нас снижаются медленней всего, поэтому наше решение и предписание касается обязанностей снизить цены до уровня, который не будет являться монопольно высокой ценой», - сообщил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Накануне ТНК-ВР стала третьей нефтекомпанией, сообщившей о снижении цен на бензин на своих заправках. Как и у конкурентов («Газпром нефти» и группы «Альянс»), у ТНК-ВР стоимость бензина и дизтоплива опустится «в среднем на рубль». Динамика снижения цен на топливо отстает от уровня падения цен на нефть, но для нефтяников продажа нефтепродуктов - единственная возможность заработать.
По данным Московской топливной ассоциации, средняя цена бензина Аи-95 в столице составляет 25,32 руб. за литр, то есть снижение цен на заправках ТНК-ВР составит около 4%. Как стало известно «Веку» «ЛУКОЙЛ» также снизит цены - но уже на 9%.
«Вообще, некую политику, направленную на снижение цен, наша компания проводит не только сейчас. С начала года НК «ЛУКОЙЛ» проводит «Акцию выходного дня», когда по субботам и воскресеньям автомобилисты на наших заправках покупали бензин с пятипроцентной скидкой - это было задолго до того, что мы видим сегодня. Мы также в ближайшее время снизим цены на бензин на 9%. Бизнес есть бизнес, но мы понимаем людей и стараемся находить возможность для снижения социального напряжения», - сообщил «Веку» представитель ОАО «ЛУКОЙЛ» Геннадий Красовский.
Однако россиян настораживает тот факт, что в Америке, живущей за счет импорта нефти, цены на бензин значительно ниже. Эксперты же утверждают, что в США механизм «власть - НК - потребитель» проработан очень детально, а сам автомобильный рынок, в отличие от буйнорастущего российского, сбалансирован. Кроме того, по мнению некоторых наблюдателей, в России, как обычно, все работает по собственным законам.
«В свое время правительство просило нефтяные компании сдерживать цены на бензин. Теперь розничные сети говорят: «Вот вы нас тогда попросили их сдерживать, а теперь дайте заработать» - то есть тут действует определенная договоренность. Схема тут действует постепенная - пока правительство почувствует социальное недовольство, пока соберет нефтяников, пока они договорятся - пройдет время. Такова уж наша национальная особенность», - считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Руководители ФАС, однако, прямым текстом говорят о том, что российские нефтяники попросту намеренно «тормозят», отыскивая сто и одну причину не снижать цены. «Когда цены на внешнем рынке снижаются - наши компании находят массу объяснений, почему у нас темпы снижения ниже и так далее и так далее. Но сейчас мы их предупреждаем», - говорит Анатолий Голомолзин.
«Большая проблема наших компаний - модернизация НПЗ, требующая внушительных инвестиций. Нужна она для того, чтобы мы могли из тонны нефти выработать такое же количество бензина, как и наши европейские конкуренты. Вы понимаете, закупочные цены на нефть, цены «на воротах» НПЗ и цены на заправках - это разные базы. Компания должна не просто остаться в прибыли, но и заплатить налоги. Дальнейшая же ситуация с розницей зависит от двух факторов: как поведут себя дальше цены на нефть и каков будет спрос», - сообщил «Веку» источник еще в одной НК.
А от себя хотелось бы добавить: посмотрим еще какое «Фас!» скажет ФАС.