Специалистам федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предстоит проверить и лицензировать 40-50 тыс. АЗС. Однако эксперты считают, что это приведет к усилению давления, прежде всего, на мелкие сети, поскольку кроме МЧС, которое проверяет автозаправки на предмет соблюдения правил противопожарной безопасности, им теперь придется получать лицензию и в Ростехнадзоре. В результате мелкие сети могут быть поглощены крупными.
Однако эксперты считают, что это приведет к усилению давления, прежде всего на мелкие сети, поскольку кроме МЧС, которое проверяет автозаправки на предмет соблюдения правил противопожарной безопасности и изготовление резервуаров, установленных на заправках, им теперь придется получать лицензию и в Ростехнадзоре. В результате мелкие сети могут быть поглощены крупными.
Как сообщает Ростехнадзор, ведомство проверит автозаправочные станции во всех субъектах РФ на соблюдение лицензионных требований, предусмотренных вновь принятым Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденным постановлением правительства 17 января 2007 года. Согласно этому положению, взрывоопасными производственными объектами являются объекты, на которых хранятся, транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. К подобным объектам относятся и АЗС.
По предварительным оценкам, предстоит лицензировать 40-50 тыс. автозаправочных станций. Исключение составляют около 2 тыс. АЗС, принадлежащие или арендуемые нефтеперерабатывающими компаниями, которые уже имеют лицензии Ростехнадзора на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов изготовление резервуаров. Группы резервуаров и сливо-наливных устройств таких АЗС внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов и регулярно проверяются инспекторами Ростехнадзора. Для получения лицензии владельцам АЗС необходимо подготовить семь документов: сертификат качества оборудования, документ о праве собственности, акт приемки в эксплуатацию, договор о страховании ответственности в случае аварии, заключение экспертизы, декларацию о промышленной безопасности и подтверждение квалификации работников.
При проведении обследований автозаправочных станций специалисты Ростехнадзора будут применять комплексную оценку территорий, зданий, сооружений и оборудования АЗС, инженерных коммуникаций, порядка приема и хранения нефтепродуктов, метрологического обеспечения, экологической и пожарной безопасности, обслуживающего персонала и его профессиональной подготовки.
По словам исполнительного директора Российского топливного союза (РТС) Григория Сергиенко, которые цитирует Время новостей, теперь АЗС должны иметь два разрешительных документа: как пожароопасному объекту автозаправочной станции требуется лицензия МЧС, а как взрывоопасному Ростехнадзора.
Григорий Сергиенко отметил также, что многие требования Ростехнадзора не подходят для АЗС. К примеру, для получения лицензии автозаправочную станцию необходимо обнести забором. Он также добавил, что решение Ростехнадзора о лицензировании АЗС стало неожиданностью для участников рынка, так как еще полгода назад, когда многие владельцы АЗС судились с МЧС по поводу лицензий, Ростехнадзор заявлял, что данные объекты не находятся в его ведении. По его мнению, совершенно очевидно, что с владельцев АЗС хотят получить дополнительную мзду.
Как замечает Газета.RU, проблему дублирования полномочий МЧС и Ростехнадзора отмечают многие участники рынка. Нет четкого разделения полномочий, какое ведомство контролирует те или иные аспекты аварийной безопасности, - заявили изданию в пресс-службе НК ЛУКойл. По нашему мнению, нужно законодательно установить рамки полномочий обеих организаций.
Заметим, что в результате новой инициативы Ростехнадзора лидеры рынка косвенно могут получить для себя выгоду, поскольку им легче справиться с многоступенчатыми проверками, в результате крупные вертикально интегрированные холдинги в перспективе могут приобрести пока независимые сети автозаправок.