Бесплатные автобусы - способ снижения транспортной перегруженности городов в США
Коламбус – первый из крупных городов США, предоставивший бесплатные транспортные маршруты всем сотрудникам делового центра города, сообщает theguardian.com. Изменит ли эта программа образ жизни автоцентричного города?
Одну из проблем Коламбуса легко сформулировать, но с ней трудно справиться. Стоянки автомобилей вытесняют предприятия, деловой центр должен решить, как пересадить людей из их автомобилей на общественный транспорт. Коламбус, столица штата Огайо с населением более 860 тыс. жителей, – крупный центр образования, искусства, бизнеса и удобных жилых кварталов. Но его транспортные проблемы очевидны. Автострады в часы пик переполнены, деловой центр города сталкивается с нехваткой и дороговизной парковочных мест для сотрудников.
В других городах проблема решилась за счет того, что больше людей стали пользоваться общественным транспортом, в Коламбусе ситуация привела к перемещению организаций в пригородные зоны, где дешевле аренда и много места для парковки автомобилей.
Только 6% из 84 тыс. сотрудников делового района города пользуются общественным транспортом. «Растет уровень незанятости помещений, в значительной мере из-за дороговизны мест для парковки, - сообщил Клив Риксекер, исполнительный директор частной группы, занимающейся благоустройством делового центра (CID). - Нам нужно простое и быстрое решение проблемы».
Члены группы – более 500 владельцев бизнеса и недвижимости – решили оплачивать проезд своих сотрудников на общественном транспорте. По этой схеме, принятой в сентябре, участники группы будут ежегодно вносить плату из расчета три цента за каждый квадратный фут занимаемой ими площади в Центральное транспортное управление штата Огайо для оплаты проезда сотрудников. Бесплатный транспорт будет доступен не только для поездки на работу, но также с любой целью, в любое время, но только для тех, кто работает в деловом центре.
«Мне кажется, эта программа подсказывает, что проблема Коламбуса – не в местах для стоянки, а в нехватке транспорта», - говорит Майк Томко, застройщик. - Невозможно обеспечить в деловом районе 90 парковочных мест на каждые 100 работников».
Большинство городов США (за исключением самых крупных) сталкивается с одной из двух проблем, когда речь идет о том, чтобы люди пользовались автобусами и поездами, а не своими машинами. Первая проблема – в тех городах, которые бурно развивались в начале XX века и спланированы без учета большого количества автотранспорта (Кливленд, Питтсбург и др.), - узкие улицы и компактная застройка. Но численность населения падает, вопрос теперь в том, как перестроить транспортную систему под меньший пассажиропоток и меньшие деньги.
Другая проблема существует в крупных, быстро растущих городах (Даллас), которые формировались позже, во времена широкого использования машин. Здесь имеются 8-полосные автострады, мало автобусных маршрутов и высокий прирост населения. Этим городам предстоит решить вопрос, как повысить выбор людей в пользу общественного транспорта, в то время, когда всякое предложение о повышении государственного налога отвергается консервативными политиками и не пользуется популярностью среди избирателей.
Программа по общественному транспорту в Коламбусе отличается от других подобных, осуществляемых в стране, по способу ее финансирования. Во многих городах вводится общая скидка на стоимость проезда по согласованию между транспортными агентствами и частными компаниями или она вводится только для малообеспеченных категорий пассажиров.
В городах мира используется разный подход к проблеме. В Таллинне введен бесплатный проезд по городу на общественном транспорте за счет отчислений с подоходного налога жителей. В Уэльсе поездка на автобусе по графику TrawsCymru бесплатна в выходные. Во многих странах введены льготы для определенных групп, например, в Новой Зеландии – бесплатный проезд для пенсионеров в любое время кроме часа пик, в Нидерландах за проезд не платят студенты.
Американское общество автоцентрично по сути, оно никогда не было склонно к расширению общественного транспорта. Первоначальная реакция бизнесменов на предложение группы CID была определенно отрицательной. «Но мы, занимающиеся арендой офисов, - говорит Дэниэл Дансмор, вице-президент компании Colliers International, - знаем, что мы одновременно занимаемся парковочным бизнесом. Эта проблема неотделима от занятости офисов».
Двухлетнее испытание программы начнется следующим летом, предполагается, что в ближайшие годы использование общественного транспорта в Коламбусе вырастет втрое и достигнет 20%. Кайл Эзель, профессор университета Огайо, считает, что причиной популярности программы станет возможность экономить деньги. «Транспортные расходы обходятся дороже, чем товары, развлечения, еда, лекарства, - говорит он. - Если можно будет сэкономить тысячи долларов, потратить их потом на кино или ресторан, люди поймут, что провести полчаса по дороге на работу в автобусе, заглядывая в телефон, – это то, что нужно».
В других городах проблема решилась за счет того, что больше людей стали пользоваться общественным транспортом, в Коламбусе ситуация привела к перемещению организаций в пригородные зоны, где дешевле аренда и много места для парковки автомобилей.
Только 6% из 84 тыс. сотрудников делового района города пользуются общественным транспортом. «Растет уровень незанятости помещений, в значительной мере из-за дороговизны мест для парковки, - сообщил Клив Риксекер, исполнительный директор частной группы, занимающейся благоустройством делового центра (CID). - Нам нужно простое и быстрое решение проблемы».
Члены группы – более 500 владельцев бизнеса и недвижимости – решили оплачивать проезд своих сотрудников на общественном транспорте. По этой схеме, принятой в сентябре, участники группы будут ежегодно вносить плату из расчета три цента за каждый квадратный фут занимаемой ими площади в Центральное транспортное управление штата Огайо для оплаты проезда сотрудников. Бесплатный транспорт будет доступен не только для поездки на работу, но также с любой целью, в любое время, но только для тех, кто работает в деловом центре.
«Мне кажется, эта программа подсказывает, что проблема Коламбуса – не в местах для стоянки, а в нехватке транспорта», - говорит Майк Томко, застройщик. - Невозможно обеспечить в деловом районе 90 парковочных мест на каждые 100 работников».
Большинство городов США (за исключением самых крупных) сталкивается с одной из двух проблем, когда речь идет о том, чтобы люди пользовались автобусами и поездами, а не своими машинами. Первая проблема – в тех городах, которые бурно развивались в начале XX века и спланированы без учета большого количества автотранспорта (Кливленд, Питтсбург и др.), - узкие улицы и компактная застройка. Но численность населения падает, вопрос теперь в том, как перестроить транспортную систему под меньший пассажиропоток и меньшие деньги.
Другая проблема существует в крупных, быстро растущих городах (Даллас), которые формировались позже, во времена широкого использования машин. Здесь имеются 8-полосные автострады, мало автобусных маршрутов и высокий прирост населения. Этим городам предстоит решить вопрос, как повысить выбор людей в пользу общественного транспорта, в то время, когда всякое предложение о повышении государственного налога отвергается консервативными политиками и не пользуется популярностью среди избирателей.
Программа по общественному транспорту в Коламбусе отличается от других подобных, осуществляемых в стране, по способу ее финансирования. Во многих городах вводится общая скидка на стоимость проезда по согласованию между транспортными агентствами и частными компаниями или она вводится только для малообеспеченных категорий пассажиров.
В городах мира используется разный подход к проблеме. В Таллинне введен бесплатный проезд по городу на общественном транспорте за счет отчислений с подоходного налога жителей. В Уэльсе поездка на автобусе по графику TrawsCymru бесплатна в выходные. Во многих странах введены льготы для определенных групп, например, в Новой Зеландии – бесплатный проезд для пенсионеров в любое время кроме часа пик, в Нидерландах за проезд не платят студенты.
Американское общество автоцентрично по сути, оно никогда не было склонно к расширению общественного транспорта. Первоначальная реакция бизнесменов на предложение группы CID была определенно отрицательной. «Но мы, занимающиеся арендой офисов, - говорит Дэниэл Дансмор, вице-президент компании Colliers International, - знаем, что мы одновременно занимаемся парковочным бизнесом. Эта проблема неотделима от занятости офисов».
Двухлетнее испытание программы начнется следующим летом, предполагается, что в ближайшие годы использование общественного транспорта в Коламбусе вырастет втрое и достигнет 20%. Кайл Эзель, профессор университета Огайо, считает, что причиной популярности программы станет возможность экономить деньги. «Транспортные расходы обходятся дороже, чем товары, развлечения, еда, лекарства, - говорит он. - Если можно будет сэкономить тысячи долларов, потратить их потом на кино или ресторан, люди поймут, что провести полчаса по дороге на работу в автобусе, заглядывая в телефон, – это то, что нужно».