Одну из проблем Коламбуса легко сформулировать, но с ней трудно справиться. Стоянки автомобилей вытесняют предприятия, деловой центр должен решить, как пересадить людей из их автомобилей на общественный транспорт. Коламбус, столица штата Огайо с населением более 860 тыс. жителей, – крупный центр образования, искусства, бизнеса и удобных жилых кварталов. Но его транспортные проблемы очевидны. Автострады в часы пик переполнены, деловой центр города сталкивается с нехваткой и дороговизной парковочных мест для сотрудников.
В других городах проблема решилась за счет того, что больше людей стали пользоваться общественным транспортом, в Коламбусе ситуация привела к перемещению организаций в пригородные зоны, где дешевле аренда и много места для парковки автомобилей.
Только 6% из 84 тыс. сотрудников делового района города пользуются общественным транспортом. «Растет уровень незанятости помещений, в значительной мере из-за дороговизны мест для парковки, - сообщил Клив Риксекер, исполнительный директор частной группы, занимающейся благоустройством делового центра (CID). - Нам нужно простое и быстрое решение проблемы».
Члены группы – более 500 владельцев бизнеса и недвижимости – решили оплачивать проезд своих сотрудников на общественном транспорте. По этой схеме, принятой в сентябре, участники группы будут ежегодно вносить плату из расчета три цента за каждый квадратный фут занимаемой ими площади в Центральное транспортное управление штата Огайо для оплаты проезда сотрудников. Бесплатный транспорт будет доступен не только для поездки на работу, но также с любой целью, в любое время, но только для тех, кто работает в деловом центре.
«Мне кажется, эта программа подсказывает, что проблема Коламбуса – не в местах для стоянки, а в нехватке транспорта», - говорит Майк Томко, застройщик. - Невозможно обеспечить в деловом районе 90 парковочных мест на каждые 100 работников».
Большинство городов США (за исключением самых крупных) сталкивается с одной из двух проблем, когда речь идет о том, чтобы люди пользовались автобусами и поездами, а не своими машинами. Первая проблема – в тех городах, которые бурно развивались в начале XX века и спланированы без учета большого количества автотранспорта (Кливленд, Питтсбург и др.), - узкие улицы и компактная застройка. Но численность населения падает, вопрос теперь в том, как перестроить транспортную систему под меньший пассажиропоток и меньшие деньги.
Другая проблема существует в крупных, быстро растущих городах (Даллас), которые формировались позже, во времена широкого использования машин. Здесь имеются 8-полосные автострады, мало автобусных маршрутов и высокий прирост населения. Этим городам предстоит решить вопрос, как повысить выбор людей в пользу общественного транспорта, в то время, когда всякое предложение о повышении государственного налога отвергается консервативными политиками и не пользуется популярностью среди избирателей.
Программа по общественному транспорту в Коламбусе отличается от других подобных, осуществляемых в стране, по способу ее финансирования. Во многих городах вводится общая скидка на стоимость проезда по согласованию между транспортными агентствами и частными компаниями или она вводится только для малообеспеченных категорий пассажиров.
В городах мира используется разный подход к проблеме. В Таллинне введен бесплатный проезд по городу на общественном транспорте за счет отчислений с подоходного налога жителей. В Уэльсе поездка на автобусе по графику TrawsCymru бесплатна в выходные. Во многих странах введены льготы для определенных групп, например, в Новой Зеландии – бесплатный проезд для пенсионеров в любое время кроме часа пик, в Нидерландах за проезд не платят студенты.
Американское общество автоцентрично по сути, оно никогда не было склонно к расширению общественного транспорта. Первоначальная реакция бизнесменов на предложение группы CID была определенно отрицательной. «Но мы, занимающиеся арендой офисов, - говорит Дэниэл Дансмор, вице-президент компании Colliers International, - знаем, что мы одновременно занимаемся парковочным бизнесом. Эта проблема неотделима от занятости офисов».
Двухлетнее испытание программы начнется следующим летом, предполагается, что в ближайшие годы использование общественного транспорта в Коламбусе вырастет втрое и достигнет 20%. Кайл Эзель, профессор университета Огайо, считает, что причиной популярности программы станет возможность экономить деньги. «Транспортные расходы обходятся дороже, чем товары, развлечения, еда, лекарства, - говорит он. - Если можно будет сэкономить тысячи долларов, потратить их потом на кино или ресторан, люди поймут, что провести полчаса по дороге на работу в автобусе, заглядывая в телефон, – это то, что нужно».