Большой портовый передел?
Вчера РЖД объявила о своих новых грандиозных планах. Как сообщила пресс-служба компании, РЖД инвестирует 5.4 млрд руб. в проект по обеспечению перевозки грузов в направлении порта Усть-Луга.
Это неудивительно, ведь главный железнодорожник страны Владимир Якунин давно проявляет интерес к Усть-Луге, еще с тех времен, когда он был заместителем министра транспорта. Именно тогда в Усть-Лужском порту проходил скандальный передел собственности.
Напомним, что порт начали строить еще в 1996 г., по инициативе Минтранса и областной администрации, чтобы увести поток российских экспортных грузов - угля, леса, удобрений - из прибалтийских портов. Проект предусматривает создание самого глубоководного на сегодняшний день российского порта на Балтике, способного принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. т.
Застройщиком главного терминала стала компания ОАО Ростерминалуголь, основными акционерами которой являлись холдинг Соколовский (45%), подконтрольный бизнесмену Александру Драчинникову, и государство (51%). Большую часть инвестиционных затрат взял на себя Соколовский. В первую очередь терминала им вложено 560 млн рублей. Во вторую очередь, к строительству которой Ростерминалуголь должен был приступить в феврале, Соколовский планировал вложить 1,4 млрд рублей. С вводом этой очереди в конце осени 2002 года терминал должен обрабатывать до 4 млн тонн угля в год.
Ранее между акционерами была достигнута устная договоренность о том, что на завершающем этапе контрольный пакет будет принадлежать, Соколовскому. Отметим, что Драчинников настаивал на 68% допэмисси акций, которые он хотел бы видеть в собственности Соколовского. Минтранс под различными предлогами на протяжении нескольких лет отказывался проголосовать за увеличение уставного капитала. Главным аргументом против было то, что до сих пор не проведена оценка инвестиций всех акционеров. Когда строительство было уже близко к завершению, государство, доля вложений которого была минимальной, захотело забрать себе активы Ростерминалугля. Такие заявления сделал тогдашний замглавы Минтранса Владимир Якунин. После этого, под видом возвращения активов в лоно государства, на Соколовский началась атака, очень напоминающая типичное рейдерство, в которую включился губернатор области Валерий Сердюков. Он написал письмо в Минимущества с просьбой передать принадлежащий государству пакет терминала в собственность Ленобласти. В связи с этим 10 января господин Драчинников срочно встретился с господином Сердюковым, который лично подтвердил свое желание получить акции и высказался против проведения эмиссии.
На следующий день компания заявила о прекращении финансирования стратегически важной для области стройки. Соколовский отказался платить 85 млн рублей по долгам перед подрядчиками. Кроме того, по данным "Коммерсанта", инвестор не намерен расплачиваться перед немецкими поставщиками оборудования, которым он должен $4 млн. И, наконец, Соколовский обратился в Арбитражный суд с иском к ОАО Росдолжилпорт. Эта компания построила двухкилометровую железнодорожную ветку до угольного терминала и задолжала 18 млн рублей.
Тогда и вступила в ход тяжелая артиллерия г-на Якунина. Он начал блокировать собрание акционеров Ростерминалугля. Якунин разослал письма в Минэнерго, Минимущество и правительство Ленинградской области с просьбой уволить генерального директора ОАО Ростерминалуголь Андрея Симонова. Руководству Соколовского предъявили директиву, подписанную первым заместителем министра имущественных отношений РФ Юрием Медведевым, которая объясняет отсутствие на собрании директоров РТУ представителей государства. В документе представителям государства предписано не принимать участия в заседании совета директоров ОАО, а готовить новое заседание 15 февраля 2002 года.
Конечно, в борьбе с таким монстром, как г-н Якунин, который является личным другом президента, Драчинникову выиграть битву не удалось, и Соколовский покинул состав акционеров. Зато ровно через год лицам, которые так ратовали за сохранение активов у государства, ничего не помешало провести допэмиссию в пользу Кузбасразрезуглья, принадлежащего Искандеру Махмудову. А государство приняло решение о постепенном выходе из числа акционеров Ростерминалугль. Такие действия очень напоминали выдавливание одной компании в пользу другой. Тем более что Якунина, который к тому времени уже работал в РЖД, были достаточно теплые отношения с Кузбассразрезугль. Эта компания являлась одним из собственников Трансмашхолдинг, производителя тепловозов, а другим ее собственником были структуры, близкие к родственникам бывшего главы МПС Виктора Аксененко. Кстати, и сейчас у РЖД совместно с Махмудовым есть общий бизнес. Они создали железнодорожную компанию по перевозке автомобилей.
Об Усть-Луге Якунин не вспоминал до прошлого года, когда неожиданно глава РЖД вышел на президента с предложением создать там особую экономическую зону. Зачем руководителю железных дорог потребовалось пробивать налоговые льготы для порта, стало понятно потом, когда Якунин заявил, что РЖД намерена стать акционером крупнейших российских портов Новороссийского и Усть-Лужского. А вскоре председатель совета директоров ОАО Компания Усть-Луга Валерий Израйлит заявил, что компания ведет переговоры с ОАО РЖД об участии железнодорожников в дополнительной эмиссии акций будущего порта.
Интересы РЖД в портах понятны. Ведь именно по ним идет основная транспортировка угля, одним из первых производителей которого является Куззбасразрезуголь. Кстати, другие компании, занимающиеся углем, такие как СУЭК, не раз жаловались в ФАС на РЖД в связи с тем, что компания монополизировало рынок перевозок. Зато у структур Махмудова к Якунину никогда никаких претензий не было. Кстати, РЖД через СП, созданное совместно с Куззбасразрезуглем, намерено через Усть-Лугу перевозить еще и автомобили, которые идут из зарубежья.
Безусловно, строительство крупных портовых терминалов, а также больших транспортных корпораций было всегда приоритетным направлением в экономике России. Непонятно одно: кто и как должен определять, кто будет в этом участвовать, а кто нет. По идее, должно государство через Росимущество, конкурсы, аукционы и т.д. На деле же все обстоит иначе: подобные решения принимает один человек, причем даже не из Кремля, а из здания, что находится у Красных ворот.
Напомним, что порт начали строить еще в 1996 г., по инициативе Минтранса и областной администрации, чтобы увести поток российских экспортных грузов - угля, леса, удобрений - из прибалтийских портов. Проект предусматривает создание самого глубоководного на сегодняшний день российского порта на Балтике, способного принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. т.
Застройщиком главного терминала стала компания ОАО Ростерминалуголь, основными акционерами которой являлись холдинг Соколовский (45%), подконтрольный бизнесмену Александру Драчинникову, и государство (51%). Большую часть инвестиционных затрат взял на себя Соколовский. В первую очередь терминала им вложено 560 млн рублей. Во вторую очередь, к строительству которой Ростерминалуголь должен был приступить в феврале, Соколовский планировал вложить 1,4 млрд рублей. С вводом этой очереди в конце осени 2002 года терминал должен обрабатывать до 4 млн тонн угля в год.
Ранее между акционерами была достигнута устная договоренность о том, что на завершающем этапе контрольный пакет будет принадлежать, Соколовскому. Отметим, что Драчинников настаивал на 68% допэмисси акций, которые он хотел бы видеть в собственности Соколовского. Минтранс под различными предлогами на протяжении нескольких лет отказывался проголосовать за увеличение уставного капитала. Главным аргументом против было то, что до сих пор не проведена оценка инвестиций всех акционеров. Когда строительство было уже близко к завершению, государство, доля вложений которого была минимальной, захотело забрать себе активы Ростерминалугля. Такие заявления сделал тогдашний замглавы Минтранса Владимир Якунин. После этого, под видом возвращения активов в лоно государства, на Соколовский началась атака, очень напоминающая типичное рейдерство, в которую включился губернатор области Валерий Сердюков. Он написал письмо в Минимущества с просьбой передать принадлежащий государству пакет терминала в собственность Ленобласти. В связи с этим 10 января господин Драчинников срочно встретился с господином Сердюковым, который лично подтвердил свое желание получить акции и высказался против проведения эмиссии.
На следующий день компания заявила о прекращении финансирования стратегически важной для области стройки. Соколовский отказался платить 85 млн рублей по долгам перед подрядчиками. Кроме того, по данным "Коммерсанта", инвестор не намерен расплачиваться перед немецкими поставщиками оборудования, которым он должен $4 млн. И, наконец, Соколовский обратился в Арбитражный суд с иском к ОАО Росдолжилпорт. Эта компания построила двухкилометровую железнодорожную ветку до угольного терминала и задолжала 18 млн рублей.
Тогда и вступила в ход тяжелая артиллерия г-на Якунина. Он начал блокировать собрание акционеров Ростерминалугля. Якунин разослал письма в Минэнерго, Минимущество и правительство Ленинградской области с просьбой уволить генерального директора ОАО Ростерминалуголь Андрея Симонова. Руководству Соколовского предъявили директиву, подписанную первым заместителем министра имущественных отношений РФ Юрием Медведевым, которая объясняет отсутствие на собрании директоров РТУ представителей государства. В документе представителям государства предписано не принимать участия в заседании совета директоров ОАО, а готовить новое заседание 15 февраля 2002 года.
Конечно, в борьбе с таким монстром, как г-н Якунин, который является личным другом президента, Драчинникову выиграть битву не удалось, и Соколовский покинул состав акционеров. Зато ровно через год лицам, которые так ратовали за сохранение активов у государства, ничего не помешало провести допэмиссию в пользу Кузбасразрезуглья, принадлежащего Искандеру Махмудову. А государство приняло решение о постепенном выходе из числа акционеров Ростерминалугль. Такие действия очень напоминали выдавливание одной компании в пользу другой. Тем более что Якунина, который к тому времени уже работал в РЖД, были достаточно теплые отношения с Кузбассразрезугль. Эта компания являлась одним из собственников Трансмашхолдинг, производителя тепловозов, а другим ее собственником были структуры, близкие к родственникам бывшего главы МПС Виктора Аксененко. Кстати, и сейчас у РЖД совместно с Махмудовым есть общий бизнес. Они создали железнодорожную компанию по перевозке автомобилей.
Об Усть-Луге Якунин не вспоминал до прошлого года, когда неожиданно глава РЖД вышел на президента с предложением создать там особую экономическую зону. Зачем руководителю железных дорог потребовалось пробивать налоговые льготы для порта, стало понятно потом, когда Якунин заявил, что РЖД намерена стать акционером крупнейших российских портов Новороссийского и Усть-Лужского. А вскоре председатель совета директоров ОАО Компания Усть-Луга Валерий Израйлит заявил, что компания ведет переговоры с ОАО РЖД об участии железнодорожников в дополнительной эмиссии акций будущего порта.
Интересы РЖД в портах понятны. Ведь именно по ним идет основная транспортировка угля, одним из первых производителей которого является Куззбасразрезуголь. Кстати, другие компании, занимающиеся углем, такие как СУЭК, не раз жаловались в ФАС на РЖД в связи с тем, что компания монополизировало рынок перевозок. Зато у структур Махмудова к Якунину никогда никаких претензий не было. Кстати, РЖД через СП, созданное совместно с Куззбасразрезуглем, намерено через Усть-Лугу перевозить еще и автомобили, которые идут из зарубежья.
Безусловно, строительство крупных портовых терминалов, а также больших транспортных корпораций было всегда приоритетным направлением в экономике России. Непонятно одно: кто и как должен определять, кто будет в этом участвовать, а кто нет. По идее, должно государство через Росимущество, конкурсы, аукционы и т.д. На деле же все обстоит иначе: подобные решения принимает один человек, причем даже не из Кремля, а из здания, что находится у Красных ворот.