Буря в стакане Совета Федераций
Совет Федерации вчера отклонил принятый Госдумой договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном. Казалось бы, ничего особенного не произошло.
Ясно, что без одобрения кремлевской администрации в СФ так просто никто не чихнет. Но грядут выборы, а за ними - отсутствие каких-либо перемен. Чтобы народ так не подумал, призрачную независимость сенаторов от вертикали власти решили выдать за проявление исключительного политического мужества ее спикера Миронова.
А мужество проявилось вот в чем. Документ был внесен в Федеральное собрание президентом. Поскольку в обществе уже давно сложилось мнение, что всё, что поступает от президента, подлежит немедленному "одобрям-с", то неожиданное "своеволие" Миронова можно расценить чуть ли не как восстание Спартака в отдельно взятом учреждении, в данном случае - в СФ.
Вой по поводу того, что Миронов едва ли не герой и пора скульпторам разминать глину, тут же подняли журналисты из так называемого кремлевского пула, то есть официально допущенные пред очи "несравненного".
Между тем, по некоторым данным, кремлевская администрация совсем не возражала, чтобы договор не одобрили. Собственно говоря, шум был поднят из ничего, потому что статьи, вызвавшие недовольство сенаторов, вряд ли можно назвать судьбоносными для Татарстана и для России. Но повод для того, чтобы оживить рейтинг лидера "второй", изрядно хромающей ноги кремлевского партийного проекта, да и самого Совета Федерации, подвернулся весьма кстати. В результате состоялось очередное политическое предвыборное шоу.
Сенаторам не понравились несколько статей. Вот они.
Статья 2, пункт 6:
Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом и законом Республики Татарстан.
Для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, вносимых в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан. Владение государственными языками Республики Татарстан устанавливается в заявительном порядке.
Статья 3:
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации), с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан.
Статья 4:
Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г. Москве.
Ничего не скажешь, вопрос, скажем, представительства настолько эпохален, что ради этого стоит идти наперекор воле президента. Тоже самое касается вкладыша. То, что льготники сидят без лекарств, а министр Зурабов продолжает как ни в чем не бывало разваливать всё и вся, это мало интересует сенаторов. А вот вкладыши...
Естественно, чтобы придать остроту обсуждаемому вопросу Миронов не жалел себя. Сенаторский мундир он не рвал, но был хорош, как потомственный орловский рысак, бьющий изящным копытом перед состоятельными покупателями. "Законотворчество в значительной степени сохранило выявленные ранее системные недостатки. Вывод и рекомендации предыдущих докладов остаются в значительной части не реализованными, - рубил правду-матку спикер. - В стране до сих пор отсутствует антикоррупционное законодательство". Миронов вынес суровый приговор "существующей" системе: в России "отсутствуют основополагающие государственные документы по таким актуальным вопросам, как региональная и особенно национальная политика, не принята концепция миграционной политики, а "недоделанное" законодательство бьет и по гражданам, и по политической системе страны".
Кстати, нужен ли этот договор самому Татарстану? Говорят, что добровольный и полный отказ от привилегий республики, полученных в результате договоренностей с Борисом Ельциным, грозит для Минтимера Шаймиева потерей авторитета внутри республики. Этот договор преподносился как краеугольный камень и чуть ли не смысл жизни самого Шаймиева. Хотя это предположение вызывает большие сомнения. Поскольку даже в Казани больше всего озаботились не "привилегиями республики", а положением договора о том, что президент Татарстана обязан владеть двумя государственными языками республики - русским и татарским, говорит о многом. Раньше в Конституции Татарстана существовало положение, по которому президент должен владеть "государственными языками Республики Татарстан". В 2005 году перед переназначением Минтимера Шаймиева этот пункт был исключен, хотя в официальных изданиях документа до сих пор присутствует со сноской "действие приостановлено". В то же время статья 29 конституции республики гласит: "Любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются". То есть вопрос языка, по сути дела, не нуждается ни в каких "договорных" уточнениях.
Тем не менее, спикеру Миронову удалось придать нужный пафос мероприятию. Дело дошло до того, что он выступил против расшатывания Федерации. А жаркая дискуссия сенаторов, из которой журналисты должны были понять, что сенаторы не зря "просиживают" в зале заседаний народные деньги, достигла необходимого накала.
После "горячего" выступления Миронова, объявившего о намерении голосовать против договора, оба докладчика по договору - Юрий Шарандин и председатель комитета по делам Федерации и региональной политики Рафгат Алтынбаев - поддержали спикера. Юрий Шарандин сообщил, что договор либо дублирует Конституцию, либо противоречит решениям Конституционного суда:. "О чем договариваться, если есть Конституция?" - "Почему мы противоречим президенту?" - вступился за главу государства сенатор от Ингушетии Исса Костоев. "К каким последствиям приведет принятие закона, ставящего один регион в исключительное положение ко всем остальным? - вопрошала представитель Великого Хурала Республики Тува (интересно, когда она там была последний раз?) и член партии эсэров Людмила Нарусова. - К чему приведет новый виток борьбы центробежных и центростремительных сил? Как говорят в народе, лиха беда начало!".
Надо отметить, что подобные договоры федеральный центр не заключает с регионами уже 7 лет - с тех пор как в России покончили с "парадом суверенитетов". Видимо, в них нет никакой необходимости. Ведь и договор с Татарстаном лежал в сейфах СФ без надобности бог знает сколько времени.
О том, что этот договор уже "морально" устарел и, по большому счету, никому не нужен, говорят многие эксперты. Например, президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов уверен, что "страсти вокруг договора - это элемент предвыборной игры, в которую уже включились Госдума и Совет Федерации".
"До острой конфронтации дело не дойдет, ломать через колено никто никого не будет, - сказал Никонов. - Не факт, что при повторном голосовании этот документ наберет 300 голосов. Скорее всего, будет создана согласительная комиссия из сенаторов и депутатов, они найдут вариант, который устроит всех, включая Татарию. Возможно, от договора в итоге вообще откажутся. Это и впрямь "вчерашний день".
А мужество проявилось вот в чем. Документ был внесен в Федеральное собрание президентом. Поскольку в обществе уже давно сложилось мнение, что всё, что поступает от президента, подлежит немедленному "одобрям-с", то неожиданное "своеволие" Миронова можно расценить чуть ли не как восстание Спартака в отдельно взятом учреждении, в данном случае - в СФ.
Вой по поводу того, что Миронов едва ли не герой и пора скульпторам разминать глину, тут же подняли журналисты из так называемого кремлевского пула, то есть официально допущенные пред очи "несравненного".
Между тем, по некоторым данным, кремлевская администрация совсем не возражала, чтобы договор не одобрили. Собственно говоря, шум был поднят из ничего, потому что статьи, вызвавшие недовольство сенаторов, вряд ли можно назвать судьбоносными для Татарстана и для России. Но повод для того, чтобы оживить рейтинг лидера "второй", изрядно хромающей ноги кремлевского партийного проекта, да и самого Совета Федерации, подвернулся весьма кстати. В результате состоялось очередное политическое предвыборное шоу.
Сенаторам не понравились несколько статей. Вот они.
Статья 2, пункт 6:
Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом и законом Республики Татарстан.
Для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, вносимых в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан. Владение государственными языками Республики Татарстан устанавливается в заявительном порядке.
Статья 3:
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации), с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан.
Статья 4:
Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г. Москве.
Ничего не скажешь, вопрос, скажем, представительства настолько эпохален, что ради этого стоит идти наперекор воле президента. Тоже самое касается вкладыша. То, что льготники сидят без лекарств, а министр Зурабов продолжает как ни в чем не бывало разваливать всё и вся, это мало интересует сенаторов. А вот вкладыши...
Естественно, чтобы придать остроту обсуждаемому вопросу Миронов не жалел себя. Сенаторский мундир он не рвал, но был хорош, как потомственный орловский рысак, бьющий изящным копытом перед состоятельными покупателями. "Законотворчество в значительной степени сохранило выявленные ранее системные недостатки. Вывод и рекомендации предыдущих докладов остаются в значительной части не реализованными, - рубил правду-матку спикер. - В стране до сих пор отсутствует антикоррупционное законодательство". Миронов вынес суровый приговор "существующей" системе: в России "отсутствуют основополагающие государственные документы по таким актуальным вопросам, как региональная и особенно национальная политика, не принята концепция миграционной политики, а "недоделанное" законодательство бьет и по гражданам, и по политической системе страны".
Кстати, нужен ли этот договор самому Татарстану? Говорят, что добровольный и полный отказ от привилегий республики, полученных в результате договоренностей с Борисом Ельциным, грозит для Минтимера Шаймиева потерей авторитета внутри республики. Этот договор преподносился как краеугольный камень и чуть ли не смысл жизни самого Шаймиева. Хотя это предположение вызывает большие сомнения. Поскольку даже в Казани больше всего озаботились не "привилегиями республики", а положением договора о том, что президент Татарстана обязан владеть двумя государственными языками республики - русским и татарским, говорит о многом. Раньше в Конституции Татарстана существовало положение, по которому президент должен владеть "государственными языками Республики Татарстан". В 2005 году перед переназначением Минтимера Шаймиева этот пункт был исключен, хотя в официальных изданиях документа до сих пор присутствует со сноской "действие приостановлено". В то же время статья 29 конституции республики гласит: "Любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются". То есть вопрос языка, по сути дела, не нуждается ни в каких "договорных" уточнениях.
Тем не менее, спикеру Миронову удалось придать нужный пафос мероприятию. Дело дошло до того, что он выступил против расшатывания Федерации. А жаркая дискуссия сенаторов, из которой журналисты должны были понять, что сенаторы не зря "просиживают" в зале заседаний народные деньги, достигла необходимого накала.
После "горячего" выступления Миронова, объявившего о намерении голосовать против договора, оба докладчика по договору - Юрий Шарандин и председатель комитета по делам Федерации и региональной политики Рафгат Алтынбаев - поддержали спикера. Юрий Шарандин сообщил, что договор либо дублирует Конституцию, либо противоречит решениям Конституционного суда:. "О чем договариваться, если есть Конституция?" - "Почему мы противоречим президенту?" - вступился за главу государства сенатор от Ингушетии Исса Костоев. "К каким последствиям приведет принятие закона, ставящего один регион в исключительное положение ко всем остальным? - вопрошала представитель Великого Хурала Республики Тува (интересно, когда она там была последний раз?) и член партии эсэров Людмила Нарусова. - К чему приведет новый виток борьбы центробежных и центростремительных сил? Как говорят в народе, лиха беда начало!".
Надо отметить, что подобные договоры федеральный центр не заключает с регионами уже 7 лет - с тех пор как в России покончили с "парадом суверенитетов". Видимо, в них нет никакой необходимости. Ведь и договор с Татарстаном лежал в сейфах СФ без надобности бог знает сколько времени.
О том, что этот договор уже "морально" устарел и, по большому счету, никому не нужен, говорят многие эксперты. Например, президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов уверен, что "страсти вокруг договора - это элемент предвыборной игры, в которую уже включились Госдума и Совет Федерации".
"До острой конфронтации дело не дойдет, ломать через колено никто никого не будет, - сказал Никонов. - Не факт, что при повторном голосовании этот документ наберет 300 голосов. Скорее всего, будет создана согласительная комиссия из сенаторов и депутатов, они найдут вариант, который устроит всех, включая Татарию. Возможно, от договора в итоге вообще откажутся. Это и впрямь "вчерашний день".