Бюджетники обойдутся без двух минималок
Депутаты Северной Осетии предложили Госдуме гарантировать бюджетникам минимальный размер оплаты труда, равный двум прожиточным минимумам. Но глава комитета нижней палаты парламента по труду и соцполитике Ярослав Нилов уже сообщил, что деньги на эти цели вряд ли найдутся.
На прошлой неделе парламент Республики Северная Осетия — Алания внес в Госдуму законопроект о выплате гарантированной месячной заработной платы работникам бюджетной сферы в регионах. По замыслу авторов законопроекта, она должна быть не ниже двух прожиточных минимумов для соответствующего субъекта РФ. Изменения вносятся в статью 144 Трудового кодекса РФ.
Инициатива благая, но вряд ли она получит одобрение нижней палаты парламента. Так, глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов уже сделал соответствующее заявление. «Я — за. Считаю, что труд учителя и врача в России недооценен при такой нагрузке — физической и моральной. Поэтому если предлагается увеличить и зафиксировать минимальный размер оплаты труда, я всегда буду выступать за. И вообще, я считаю, что учителей надо приравнять по всем мерам соцподдержки к государственным гражданским служащим», – передает слова политика РИА «Новости».
«Но что касается этой инициативы, я полагаю, что правительство даст отрицательное заключение, исходя из этого будет понятна позиция партии большинства», — заявил Нилов. «Должен быть указан источник финансирования. Если они хотят переложить это на региональные бюджеты, то региональные бюджеты это не потянут. Это должны быть дотации из федерального бюджета. Есть учреждения и федеральные, и муниципальные. Здесь будет нагрузка на всю бюджетную систему. И без дополнительных средств здесь не обойтись», — сказал глава думского комитета.
«Надо учитывать, что у нас профицитный бюджет. Вот исходя из этого необходимо искать источник дохода, и, соответственно, эту проблему решать так, чтобы заработные платы педагогов росли», — добавил он. Сами же авторы инициативы в финансово-экономическом обосновании к документу отмечают, что источником возможных расходов бюджетов в 2020-м и последующих годах «будут являться доходы, увеличившиеся вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы».
«Президент России Владимир Путин в «майских указах» 2012 года поручил за шесть лет увеличить средние зарплаты учителей и социальных работников до 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников до 200%, – напомнил в интервью «Веку» депутат Госдумы Дмитрий Юрков. – Он также потребовал сохранить достигнутые показатели в февральском послании Федеральному собранию. Данный законопроект отвечает этой задаче. Более того, в условиях достигнутого профицита бюджета и роста потребительского рынка предложенная инициатива кажется актуальной».
Основной задачей депутатов является поддержка любых инициатив по увеличению минимальной оплаты труда учителей, врачей, а также научных сотрудников и улучшению качества их жизни. Однако в данной версии законопроекта есть существенные пробелы, признает депутат Госдумы. Документ, по словам Юркова, предусматривает финансовые расходы, но при этом внесен без заключения правительства РФ, что нарушает ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. «В этой связи его вернут субъекту законодательной инициативы», – уверен политик.
Инициатива о минимальном уровне зарплат бюджетников, безусловно, нужная, признает и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Но тот факт, что сейчас она не будет поддержана правительством, объясним, заявил он «Веку». Все бюджеты на следующий год, в том числе региональные, уже сформированы и изменениям не подлежат. Также в регионах сформированы Фонды оплаты труда – как их можно сейчас, без предварительных расчетов по этой инициативе, пересматривать? Если бы такая инициатива была предложена ранее и было бы время на то, чтобы рассчитать необходимые средства, тогда можно было бы обсуждать вопрос.
Сейчас такую инициативу если и будут рассматривать, то ориентируясь на бюджеты следующего года - 2021-го, уверен Сигал. О том, что такая инициатива требует детальной проработки, говорит хотя бы следующий факт: на ежегодное повышение заработных плат бюджетникам на 4% требуется до 5 млрд. рублей. В 2020 году будут проиндексированы заработные платы работникам социальной сферы, науки, МЧС и др. на 3,8%. В 2021 году также запланирована индексация на 4%. В настоящий момент одобрен законопроект о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2020 года до 12 130 рублей (суммарный объем расходов бюджета составит более 20 млрд. рублей, изменение коснется более 3 млн. граждан).
«Я думаю, закон не будет поддержан, как, собственно, и аргументировал Ярослав Нилов. Во-первых: действительно не прописан источник получения дополнительных средств. Без такого обоснования он выглядит популистским», – соглашается Денис Грипас, основатель и руководитель компании «Алегрия». Во-вторых, добавил в интервью «Веку» эксперт, не четкого понимания, какие именно госслужащие получат такую ставку. Учителя? Прекрасно.
Но действительность в России такова, что в дальних регионах появится множество «мертвых душ» из мелких служащих, места которых были вакантными, и весь фонд ЗП будет утекать сами понимаете кому. В целом аналитик поддерживает законодательную инициативу, но с условием, что в законе будет четко прописано, кому будет повышена минимальная планка и откуда пойдут средства.
Инициатива благая, но вряд ли она получит одобрение нижней палаты парламента. Так, глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов уже сделал соответствующее заявление. «Я — за. Считаю, что труд учителя и врача в России недооценен при такой нагрузке — физической и моральной. Поэтому если предлагается увеличить и зафиксировать минимальный размер оплаты труда, я всегда буду выступать за. И вообще, я считаю, что учителей надо приравнять по всем мерам соцподдержки к государственным гражданским служащим», – передает слова политика РИА «Новости».
«Но что касается этой инициативы, я полагаю, что правительство даст отрицательное заключение, исходя из этого будет понятна позиция партии большинства», — заявил Нилов. «Должен быть указан источник финансирования. Если они хотят переложить это на региональные бюджеты, то региональные бюджеты это не потянут. Это должны быть дотации из федерального бюджета. Есть учреждения и федеральные, и муниципальные. Здесь будет нагрузка на всю бюджетную систему. И без дополнительных средств здесь не обойтись», — сказал глава думского комитета.
«Надо учитывать, что у нас профицитный бюджет. Вот исходя из этого необходимо искать источник дохода, и, соответственно, эту проблему решать так, чтобы заработные платы педагогов росли», — добавил он. Сами же авторы инициативы в финансово-экономическом обосновании к документу отмечают, что источником возможных расходов бюджетов в 2020-м и последующих годах «будут являться доходы, увеличившиеся вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы».
«Президент России Владимир Путин в «майских указах» 2012 года поручил за шесть лет увеличить средние зарплаты учителей и социальных работников до 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников до 200%, – напомнил в интервью «Веку» депутат Госдумы Дмитрий Юрков. – Он также потребовал сохранить достигнутые показатели в февральском послании Федеральному собранию. Данный законопроект отвечает этой задаче. Более того, в условиях достигнутого профицита бюджета и роста потребительского рынка предложенная инициатива кажется актуальной».
Основной задачей депутатов является поддержка любых инициатив по увеличению минимальной оплаты труда учителей, врачей, а также научных сотрудников и улучшению качества их жизни. Однако в данной версии законопроекта есть существенные пробелы, признает депутат Госдумы. Документ, по словам Юркова, предусматривает финансовые расходы, но при этом внесен без заключения правительства РФ, что нарушает ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. «В этой связи его вернут субъекту законодательной инициативы», – уверен политик.
Инициатива о минимальном уровне зарплат бюджетников, безусловно, нужная, признает и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Но тот факт, что сейчас она не будет поддержана правительством, объясним, заявил он «Веку». Все бюджеты на следующий год, в том числе региональные, уже сформированы и изменениям не подлежат. Также в регионах сформированы Фонды оплаты труда – как их можно сейчас, без предварительных расчетов по этой инициативе, пересматривать? Если бы такая инициатива была предложена ранее и было бы время на то, чтобы рассчитать необходимые средства, тогда можно было бы обсуждать вопрос.
Сейчас такую инициативу если и будут рассматривать, то ориентируясь на бюджеты следующего года - 2021-го, уверен Сигал. О том, что такая инициатива требует детальной проработки, говорит хотя бы следующий факт: на ежегодное повышение заработных плат бюджетникам на 4% требуется до 5 млрд. рублей. В 2020 году будут проиндексированы заработные платы работникам социальной сферы, науки, МЧС и др. на 3,8%. В 2021 году также запланирована индексация на 4%. В настоящий момент одобрен законопроект о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2020 года до 12 130 рублей (суммарный объем расходов бюджета составит более 20 млрд. рублей, изменение коснется более 3 млн. граждан).
«Я думаю, закон не будет поддержан, как, собственно, и аргументировал Ярослав Нилов. Во-первых: действительно не прописан источник получения дополнительных средств. Без такого обоснования он выглядит популистским», – соглашается Денис Грипас, основатель и руководитель компании «Алегрия». Во-вторых, добавил в интервью «Веку» эксперт, не четкого понимания, какие именно госслужащие получат такую ставку. Учителя? Прекрасно.
Но действительность в России такова, что в дальних регионах появится множество «мертвых душ» из мелких служащих, места которых были вакантными, и весь фонд ЗП будет утекать сами понимаете кому. В целом аналитик поддерживает законодательную инициативу, но с условием, что в законе будет четко прописано, кому будет повышена минимальная планка и откуда пойдут средства.