Что бы люди хотели пожелать фармацевтам в их профессиональный праздник
К Дню фармацевтического работника, который отмечался в этом году впервые, отрасль подошла нетривиально, заявив о грядущем повышении на 15% цен на лекарственные средства.
Данное заявление стало своеобразным ультиматумом на возможное принятие Госдумой закона о регулировании работы аптечных сетей и совершенствовании лекарственного обеспечения граждан. Такой вот подарок гражданам в ответ на стремление депутатов сделать лекарства более доступными для населения.
Аптечную отрасль у нас вряд ли можно отнести к неразвитой. В Москве, скажем, можно найти места, где в шаговой доступности от станции метро могут располагаться пять-шесть аптек различных сетей. Во многих аптеках можно также встретить и готовое решение по приему платежей - онлайн касса для аптеки легко подключается с помощью интернет-эквайринга в том же «Тинькофф». Казалось бы, по законам рынка, это должно способствовать развитию конкуренции и снижению цен. Однако практика показывает, что поиск дешевых лекарств превращается для потребителя в многоуровневый квест.
При этом очевидно, что крупные аптечные сети способны не только влиять на поведение потребителей, продвигать конкретные лекарства и препараты, в которых наиболее заинтересованы, но и привести к деградации отечественную фарминдустрию, вымывая из продажи недорогие отечественные препараты и навязывая потребителю импортные аналоги.
Довелось, например, однажды искать отечественную мазь для суставов, которая составляет неплохую конкуренцию широко рекламируемым импортным аналогам. И вдруг оказывается, что она исчезла из всех столичных аптек. Причем, ситуация дошла почти до анекдота: в аптеке одной из аптечных сетей, позиционирующей себя как бюджетная, признались, что у них мази нет, но сами же порекомендовали обратиться в соседнюю аптеку другой сети, где эта мазь есть, но значительно дороже. Уже из разговора с провизором выяснилось, что у обеих аптечных сетей один хозяин, и наиболее востребованные препараты, соответственно, уходят в сеть, работающую в более высоком потребительском сегменте.
Подобных ситуаций в жизни, пожалуй, каждого потребителя случалось немало. Но если потребитель оценивает их лишь по влиянию на свой собственный кошелек, то для российского производителя подобная политика может вести к серьезным финансовым проблемам, зато владельцам сетей приносить огромную прибыль.
Не случайно принимаемый закон о регулировании работы аптечных сетей и совершенствовании лекарственного обеспечения граждан вызвал у них такое беспокойство. Ведь документ, например, предусматривает обязанность аптек указывать минимальную цену и наличие лекарств: человеку будут обязаны показать всю линейку препаратов, идущих под разными торговыми наименованиями, начиная с более дешевых аналогов.
Обеспокоенное тем, что консолидированное мнение, высказанное руководителем Российской ассоциации аптечных сетей, действительно способно повлиять на систему ценообразования на лекарства и саботировать позитивные начинания закона, общественное движение «Фармпотреб» провело исследование удовлетворенности граждан работой отечественных аптечных сетей. Ключевой целью исследования было выяснение ответа на этический вопрос: почему в системе здравоохранения розничный фармбизнес зачастую занимается сохранением и приумножением собственного капитала, а не здоровья граждан? Что, в частности, выражается в стремлении аптек навязывать дорогостоящие препараты вместо более дешевых аналогов.
Объектом исследования стали более 1000 негативных отзывов на аптечные сети «Ригла», «36.6», «Неофарм», «Столички», «Доктор Столетов», «Первая помощь», «Озерки» и «Вита».
Первое место в рейтинге жалоб удерживает вопрос качества обслуживания. Больше 28% покупателей отмечают раздражительность фармацевтов, их невнимательность к покупателям, в некоторых случаях - хамство. Причем, отвечая на жалобы, сами фармацевты сетуют на условия своего труда, которые часто далеки от нормальных. Другими словами, владельцы аптечных сетей не только стремятся побольше «содрать» с покупателя, но и существенно экономят на собственных сотрудниках, не обеспечивая их даже элементарными условиями труда.
Скажем, в период пандемии довольно часто в аптеках приходилось общаться с провизорами, которые в одиночку вынуждены были отрабатывать в своем заведении 12-часовую смену, не имея возможности снять маску даже в отсутствие покупателей (под угрозой постоянного видеонаблюдения), кроме как для ее замены. Конечно, навесить на провизора запреты и поставить видеонаблюдение куда дешевле, чем организовать сменную работу. Стоит ли потом удивляться качеству труда человека, не имеющего права на глоток свежего воздуха в течение рабочего дня.
Второе место в рейтинге жалоб на аптеки, входящие в Российскую ассоциацию аптечных сетей, заняло завышение цен - 23% отзывов. Потребители их сравнивают с другими аптеками в своем регионе. Таким образом становится очевидной актуальность вопроса о необходимости отработки механизмов регулирования цен и методов продаж в аптечных сетях. Примечательно, что потребители отдельно отмечают претензии по навязыванию фармацевтами дорогих лекарственных средств вместо существующих более дешевых аналогов.
При этом стоит отметить высокую вероятность ценового сговора производителей лекарств с аптечными сетями, чем особенно отличаются поставщики импортных препаратов, которые по объективным причинам дороже, и неудивительно, что фармацевты чаще всего именно их рекомендуют потребителям, даже если эти лекарства можно заменить более дешевыми аналогами. Покупателям убедительно доносят информацию, что импортный препарат намного качественнее российского аналога. Причем, единственным аргументом такой пользы оказывается лишь более высокая цена.
Далее по убыванию следуют жалобы на работу интернет-сайтов сетевых аптек, на несоответствие ценников на сайте аптеки и в рознице и манипуляцию аптек с рекламной информацией и информацией о маркетинговых акциях. Аптечные сети, например, приглашают потребителей, указывая низкую стоимость лекарств и бонусные программы, на деле же подобные призывы, как отмечают потребители, часто не соответствуют реальности.
Помимо изучения негативных отзывов представитель общественного движения «Фармпотреб» сам вышел на улицу с вопросом: что бы люди хотели пожелать фармацевтам в праздник. В большинстве случаев «поздравления» оказались больше похожими все на те же негативные отзывы:
«Фармацевт работает на себя, дешевые лекарства старается прятать, а дорогие продвигать».
«Хотелось бы, чтобы они меньше обращались к лекарствам, которые стоят недешево, особенно в аптеке «Ригла».
«Хотелось бы пожелать фармацевтам компетентности, чтобы они предлагали те лекарства, которые нужны людям, а не продавцам, торгашам».
«Обходимся народными средствами. Когда малинкой, когда хреном».
Итоги своего исследования «Фармпотреб» направил в Федеральную антимонопольную службу, Генеральную прокуратуру России, Росздравнадзор и Роспотребнадзор, а также профильный комитет Государственной Думы с тем, чтобы они не только изучили оценку гражданами страны ситуации в работе аптечных сетей, но и с учетом уже прозвучавших со стороны руководства Российской ассоциации аптечных сетей заявлений о росте цен предприняли меры против картельного сговора ряда крупнейших игроков фармацевтического рынка, которые таким образом могут попытаться саботировать принимаемый Госдумой закон, направленный на улучшение лекарственного обеспечения граждан.
Аптечную отрасль у нас вряд ли можно отнести к неразвитой. В Москве, скажем, можно найти места, где в шаговой доступности от станции метро могут располагаться пять-шесть аптек различных сетей. Во многих аптеках можно также встретить и готовое решение по приему платежей - онлайн касса для аптеки легко подключается с помощью интернет-эквайринга в том же «Тинькофф». Казалось бы, по законам рынка, это должно способствовать развитию конкуренции и снижению цен. Однако практика показывает, что поиск дешевых лекарств превращается для потребителя в многоуровневый квест.
При этом очевидно, что крупные аптечные сети способны не только влиять на поведение потребителей, продвигать конкретные лекарства и препараты, в которых наиболее заинтересованы, но и привести к деградации отечественную фарминдустрию, вымывая из продажи недорогие отечественные препараты и навязывая потребителю импортные аналоги.
Довелось, например, однажды искать отечественную мазь для суставов, которая составляет неплохую конкуренцию широко рекламируемым импортным аналогам. И вдруг оказывается, что она исчезла из всех столичных аптек. Причем, ситуация дошла почти до анекдота: в аптеке одной из аптечных сетей, позиционирующей себя как бюджетная, признались, что у них мази нет, но сами же порекомендовали обратиться в соседнюю аптеку другой сети, где эта мазь есть, но значительно дороже. Уже из разговора с провизором выяснилось, что у обеих аптечных сетей один хозяин, и наиболее востребованные препараты, соответственно, уходят в сеть, работающую в более высоком потребительском сегменте.
Подобных ситуаций в жизни, пожалуй, каждого потребителя случалось немало. Но если потребитель оценивает их лишь по влиянию на свой собственный кошелек, то для российского производителя подобная политика может вести к серьезным финансовым проблемам, зато владельцам сетей приносить огромную прибыль.
Не случайно принимаемый закон о регулировании работы аптечных сетей и совершенствовании лекарственного обеспечения граждан вызвал у них такое беспокойство. Ведь документ, например, предусматривает обязанность аптек указывать минимальную цену и наличие лекарств: человеку будут обязаны показать всю линейку препаратов, идущих под разными торговыми наименованиями, начиная с более дешевых аналогов.
Обеспокоенное тем, что консолидированное мнение, высказанное руководителем Российской ассоциации аптечных сетей, действительно способно повлиять на систему ценообразования на лекарства и саботировать позитивные начинания закона, общественное движение «Фармпотреб» провело исследование удовлетворенности граждан работой отечественных аптечных сетей. Ключевой целью исследования было выяснение ответа на этический вопрос: почему в системе здравоохранения розничный фармбизнес зачастую занимается сохранением и приумножением собственного капитала, а не здоровья граждан? Что, в частности, выражается в стремлении аптек навязывать дорогостоящие препараты вместо более дешевых аналогов.
Объектом исследования стали более 1000 негативных отзывов на аптечные сети «Ригла», «36.6», «Неофарм», «Столички», «Доктор Столетов», «Первая помощь», «Озерки» и «Вита».
Первое место в рейтинге жалоб удерживает вопрос качества обслуживания. Больше 28% покупателей отмечают раздражительность фармацевтов, их невнимательность к покупателям, в некоторых случаях - хамство. Причем, отвечая на жалобы, сами фармацевты сетуют на условия своего труда, которые часто далеки от нормальных. Другими словами, владельцы аптечных сетей не только стремятся побольше «содрать» с покупателя, но и существенно экономят на собственных сотрудниках, не обеспечивая их даже элементарными условиями труда.
Скажем, в период пандемии довольно часто в аптеках приходилось общаться с провизорами, которые в одиночку вынуждены были отрабатывать в своем заведении 12-часовую смену, не имея возможности снять маску даже в отсутствие покупателей (под угрозой постоянного видеонаблюдения), кроме как для ее замены. Конечно, навесить на провизора запреты и поставить видеонаблюдение куда дешевле, чем организовать сменную работу. Стоит ли потом удивляться качеству труда человека, не имеющего права на глоток свежего воздуха в течение рабочего дня.
Второе место в рейтинге жалоб на аптеки, входящие в Российскую ассоциацию аптечных сетей, заняло завышение цен - 23% отзывов. Потребители их сравнивают с другими аптеками в своем регионе. Таким образом становится очевидной актуальность вопроса о необходимости отработки механизмов регулирования цен и методов продаж в аптечных сетях. Примечательно, что потребители отдельно отмечают претензии по навязыванию фармацевтами дорогих лекарственных средств вместо существующих более дешевых аналогов.
При этом стоит отметить высокую вероятность ценового сговора производителей лекарств с аптечными сетями, чем особенно отличаются поставщики импортных препаратов, которые по объективным причинам дороже, и неудивительно, что фармацевты чаще всего именно их рекомендуют потребителям, даже если эти лекарства можно заменить более дешевыми аналогами. Покупателям убедительно доносят информацию, что импортный препарат намного качественнее российского аналога. Причем, единственным аргументом такой пользы оказывается лишь более высокая цена.
Далее по убыванию следуют жалобы на работу интернет-сайтов сетевых аптек, на несоответствие ценников на сайте аптеки и в рознице и манипуляцию аптек с рекламной информацией и информацией о маркетинговых акциях. Аптечные сети, например, приглашают потребителей, указывая низкую стоимость лекарств и бонусные программы, на деле же подобные призывы, как отмечают потребители, часто не соответствуют реальности.
Помимо изучения негативных отзывов представитель общественного движения «Фармпотреб» сам вышел на улицу с вопросом: что бы люди хотели пожелать фармацевтам в праздник. В большинстве случаев «поздравления» оказались больше похожими все на те же негативные отзывы:
«Фармацевт работает на себя, дешевые лекарства старается прятать, а дорогие продвигать».
«Хотелось бы, чтобы они меньше обращались к лекарствам, которые стоят недешево, особенно в аптеке «Ригла».
«Хотелось бы пожелать фармацевтам компетентности, чтобы они предлагали те лекарства, которые нужны людям, а не продавцам, торгашам».
«Обходимся народными средствами. Когда малинкой, когда хреном».
Итоги своего исследования «Фармпотреб» направил в Федеральную антимонопольную службу, Генеральную прокуратуру России, Росздравнадзор и Роспотребнадзор, а также профильный комитет Государственной Думы с тем, чтобы они не только изучили оценку гражданами страны ситуации в работе аптечных сетей, но и с учетом уже прозвучавших со стороны руководства Российской ассоциации аптечных сетей заявлений о росте цен предприняли меры против картельного сговора ряда крупнейших игроков фармацевтического рынка, которые таким образом могут попытаться саботировать принимаемый Госдумой закон, направленный на улучшение лекарственного обеспечения граждан.