Что Путину хорошо, то для России – крах?
Россия все-таки простит Украине штрафы за недобор газа. Щедрый подарок в $7 млрд. Киеву сделал премьер-министр Владимир Путин на переговорах по газовому вопросу со своим украинским коллегой. Именно эти договоренности станут козырем в предвыборной кампании Юлии Тимошенко.
По мнению экспертов, подобное решение - чудовищный прокол главы Белого дома. Тем более, что президент Дмитрий Медведев выступал против каких-либо уступок Украине. Впрочем, экономическое мастерство Владимира Путина можно увидеть на примере российских госкорпораций, не оправдавших свое существование.
Как уже писал «Век», условия подписанного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» Украины предусматривают схему «бери, или плати» (take or pay), по которой в случае невыборки законтрактованного объема газа потребитель должен платить штраф. В 2009 году Украина из 42 млрд. кубометров оговоренного объема не выберет примерно 14 млрд. кубометров. Это составляет около $ 7 млрд. штрафов — огромные и для Украины, и для России средства. Однако Владимир Путин решил подарить их Киеву. «Имея в виду особый характер отношений между Россией и Украиной, между «Газпромом» и НАК («Нафтогаз») Украины, принято решение не предъявлять этих санкций. Я еще раз хочу публично это подтвердить: санкции предъявляться не будут», - заявил Путин по итогам переговоров с Юлией Тимошенко в Ялте.
Российская сторона также пошла на изменение условий газового контракта на 2010 год, опять-таки уступив Украине. «Мы приняли сегодня решение - несмотря на ранее достигнутые договоренности об объемах закупки газа Украины, «Газпром» и НАК Украины договорятся о новых объемах и согласуют эти поставки. Не будет излишнего объема, который Украина хочет законтрактовать, не будет и санкций», - заявил Владимир Путин.
Российский премьер-министр, очевидно, не слышал заявления президента РФ. Напомним, Дмитрий Медведев выступал как раз против списания долгов с Украины. Недавно на встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером глава России сказал, что изменять газовый контракт с Украиной (то есть уменьшать закупки российского газа и отменять штрафы «Нафтогазу» за недобор газа) не стоит. «Не нужно ничего придумывать, - посоветовал президент. - У нас тоже не самые простые времена».
Юлия Тимошенко не скрывала своего удовлетворения от итогов переговоров с Владимиром Путиным. «Газовая принцесса» в процессе предвыборной кампании может теперь рассчитывать на политические дивиденды. Правда, за счет России.
«Я не понимаю, какими мотивами руководствовался Владимир Путин, принимая такое решение. С одной стороны, мне понятно, что Кремль на этих президентских выборах делает ставку на Януковича, но понимая, что у него не так много шансов, понимая, что Янукович совсем не является таким другом Москвы, каким представляют его политические оппоненты на Украине, наши руководители допускают в качестве резервного варианта поддержку Тимошенко. Я не очень понимаю, зачем такое щедрое решение, и как его можно принимать без каких бы то ни было публичных обоснований. Возможно, у Путина были серьезные причины так поступить, но не выдать публичных объяснений своего решения, это очень плохой PR и уж не знаю, на ком тут лежит вина: на премьер-министре лично или его пресс-службе», - заявил «Веку» вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев.
По мнению политолога, непонятно, согласована ли поддержка Юлии Тимошенко с Дмитрием Медведевым. Но, то, что от этих договоренностей с Владимиром Путиным она выигрывает большие очки, безусловно. «Ей уже перестал быть нужен весь «Марлезонский балет» со «свиным гриппом», ей одной договоренности с Путиным хватит, чтобы воевать с Януковичем, - говорит Виктор Милитарев. - Может быть, она что-то за эти уступки обещала. Но можно ли верить Тимошенко? Она, конечно, политик большой величины, но регулярно «кидала» своих партнеров, насколько я помню. Путин вовсе не обязан озвучивать свои мотивы, но то, что отсутствует официальная версия прикрытия – это чудовищный прокол! Возможно, даже в этом присутствуют какие-то трения внутри тандема, но мне мотивы поведения Путина в данном случае совершенно непонятны».
«Об экономике смешно говорить в случае с Владимиром Путиным, как и в случае с Юлией Тимошенко. Разумеется, решение Путина не экономическое, а политическое. В прошлые разы Януковичу было подарено от имени РФ $800 млн., но не получилось с Януковичем. Мы постоянно пытаемся играть на этом фронте нашими бюджетными деньгами. Семь млрд. долларов - не лишняя вещь. Штука в том, что поскольку нет обратной связи, некому за это спросить, нет ни СМИ, которые могут сделать такого рода подарки вопросом номер один, как это произошло бы в любой нормальной стране. Нет политической оппозиции, которая бы могла обратить на это внимание. Ни суда, который на худой конец прилагается к демократии», - сообщил «Веку» писатель Виктор Шендерович.
Действительно, в 2004 году Москва сделала ставку на Януковича. Тогда Россия подарила украинскому кандидату в президенты $800 млн., решив с 2005 года отказаться от взимания налога на добавленную стоимость с нефти и газа, поставляемых на Украину. Взамен мы не получили ничего.
Как считает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский, нынешнее решение Владимира Путина – всего лишь прикрытие, связанное с положением дел на газовом рынке. «Дело в том, что прогноз развития газового рынка неблагоприятен для «Газпрома» и Владимира Путина. В среднесрочной перспективе прогнозируется снижение потребления газа в Европе и, соответственно, снижение цен на него. Кроме того, сейчас, впервые за долгое время, сложилась ситуация, при которой цены стали ниже, чем в рамках долгосрочных контрактов, на которые делает ставку «Газпром». Это значит, что уровень интереса Европы к российскому газу и зависимость Старого Света от российского газа медленно, но неуклонно снижается. В такой ситуации вести себя агрессивно на газовом рынке « Газпром» не может, он вынужден идти на уступки. В частности те, которые достигнуты с Юлией Тимошенко. Кроме того, надо понимать, что даже если бы Россия выставила штрафы, Украина была бы не в состоянии их заплатить».
По мнению политолога, рухнул сам принцип «take or pay», и сегодня уже ни один потребитель газпромовского газа не готов следовать этой схеме. А коль скоро «Газпром» не может заставить европейских потребителей следовать ему, то тем более странной была бы попытка принудить к этому Украину, чье финансовое положение оставляет желать лучшего. «Россия должна руководствоваться реальными возможностями потребителя, то есть Украины. Она ими руководствуется, но для того, чтобы отвлечь внимание от совпадения интересов Владимира Путина и Юлии Тимошенко в части публичного позиционирования этих уступок. Для Тимошенко важно, чтобы эти уступки были расценены как факт политической поддержки.
Владимира Путина это тоже устраивает, потому что ему важно отвлечь внимание от неурядиц на газовом рынке, поскольку на протяжении времени «Газпром» источал полную уверенность в себе и в своем светлом будущем и сейчас, конечно, никто не хочет признаваться, что его будущее не так уж благополучно».
Эксперты сходятся в одной мысли – Владимир Путин в очередной раз продемонстрировал свою экономическую несостоятельность. Удивляться подобным внешнеполитическим решениям не приходится, когда премьер-министр не способен навести порядок в «доме». Неслучайно президенту Дмитрию Медведеву приходится исправлять ошибки предшественника, выступая за акционирование или ликвидацию госкорпораций, у которых, по его мнению, нет перспектив в случае сохранения нынешней организационно-правовой формы. В свое время именно Владимир Путин создал ГК, которые не оправдали возложенных на них надежд.
«Что касается госкорпораций, то они были созданы, как мне кажется, не по недоумию, а по вполне сознательному решению создать близким людям из своего окружения уютные места, - говорит Виктор Милитарев. - Практически сделать их людьми, минимально ответственными перед государством, но при этом прикрытыми всею мощью государства. Фактически Путин хотел иметь над этими госкорпорациями тотальный личный контроль. То есть, поскольку он рассчитывал на этих людей, как абсолютно верных себе, то, возможно, что ГК, помимо непосредственных задач, имели скрытые цели, например создание внебюджетных фондов для тех или иных госнужд, включая административный ресурс на выборы. В этом смысле между Путиным и Медведевым по вопросу госкорпораций спор, я полагаю и личный, и принципиальный о том, как надо себя вести и как надо делать большую политику. Они, конечно, проявляют большой такт, потому что этот спор происходит под ковром, и мы видим достаточно мало знаков того, что достаточная дискуссия ведется».
«Я думаю, я буду не первым, кто заметит, что между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым идет аппаратная борьба. Это не борьба политиков в экономическом смысле слова, это борьба двух чиновников за распределение денежных потоков по свои людям», - говорит Виктор Шендерович.
«Владимир Владимирович играет, как умеет. Вся экономическая политика российской власти на протяжении последних 15 лет была построена на удовлетворении интересов приоритетных лиц, определенного круга бизнесменов, - считает Станислав Белковский. - Состав этих бизнесменов менялся, уточнялся по ходу дела, но кардинально не изменился с середины 90-х. Поэтому здесь нет ничего удивительного, Путин делает то, что всегда делал и подо что всегда был заточен, он делает то, что отвечает его философии как руководителя. Олигархи, за исключением Гусинского, Березовского, Ходорковского, все на плаву: Абрамович, Дерипаска, Фридман, Потанин и так далее. И все остаются влиятельнейшими фигурами в российской политико-экономической системе. За восемь лет они стали только богаче и влиятельней. Они все непотопляемы, потому что они играют по правилам системы. Тот, кто укреплял свое положение внутри системы, те «в шоколаде»».
Удивительная щедрость Владимира Путина по отношению к «своим» в очередной раз ударит по российскому бюджету. К счастью для Юлии Тимошенко, именно ее сейчас поддерживает наш премьер-министр. Теперь и Украине станет лучше за счет «москалей». Видимо Дмитрию Медведеву следует вмешаться и в «газовый» вопрос.
Как уже писал «Век», условия подписанного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» Украины предусматривают схему «бери, или плати» (take or pay), по которой в случае невыборки законтрактованного объема газа потребитель должен платить штраф. В 2009 году Украина из 42 млрд. кубометров оговоренного объема не выберет примерно 14 млрд. кубометров. Это составляет около $ 7 млрд. штрафов — огромные и для Украины, и для России средства. Однако Владимир Путин решил подарить их Киеву. «Имея в виду особый характер отношений между Россией и Украиной, между «Газпромом» и НАК («Нафтогаз») Украины, принято решение не предъявлять этих санкций. Я еще раз хочу публично это подтвердить: санкции предъявляться не будут», - заявил Путин по итогам переговоров с Юлией Тимошенко в Ялте.
Российская сторона также пошла на изменение условий газового контракта на 2010 год, опять-таки уступив Украине. «Мы приняли сегодня решение - несмотря на ранее достигнутые договоренности об объемах закупки газа Украины, «Газпром» и НАК Украины договорятся о новых объемах и согласуют эти поставки. Не будет излишнего объема, который Украина хочет законтрактовать, не будет и санкций», - заявил Владимир Путин.
Российский премьер-министр, очевидно, не слышал заявления президента РФ. Напомним, Дмитрий Медведев выступал как раз против списания долгов с Украины. Недавно на встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером глава России сказал, что изменять газовый контракт с Украиной (то есть уменьшать закупки российского газа и отменять штрафы «Нафтогазу» за недобор газа) не стоит. «Не нужно ничего придумывать, - посоветовал президент. - У нас тоже не самые простые времена».
Юлия Тимошенко не скрывала своего удовлетворения от итогов переговоров с Владимиром Путиным. «Газовая принцесса» в процессе предвыборной кампании может теперь рассчитывать на политические дивиденды. Правда, за счет России.
«Я не понимаю, какими мотивами руководствовался Владимир Путин, принимая такое решение. С одной стороны, мне понятно, что Кремль на этих президентских выборах делает ставку на Януковича, но понимая, что у него не так много шансов, понимая, что Янукович совсем не является таким другом Москвы, каким представляют его политические оппоненты на Украине, наши руководители допускают в качестве резервного варианта поддержку Тимошенко. Я не очень понимаю, зачем такое щедрое решение, и как его можно принимать без каких бы то ни было публичных обоснований. Возможно, у Путина были серьезные причины так поступить, но не выдать публичных объяснений своего решения, это очень плохой PR и уж не знаю, на ком тут лежит вина: на премьер-министре лично или его пресс-службе», - заявил «Веку» вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев.
По мнению политолога, непонятно, согласована ли поддержка Юлии Тимошенко с Дмитрием Медведевым. Но, то, что от этих договоренностей с Владимиром Путиным она выигрывает большие очки, безусловно. «Ей уже перестал быть нужен весь «Марлезонский балет» со «свиным гриппом», ей одной договоренности с Путиным хватит, чтобы воевать с Януковичем, - говорит Виктор Милитарев. - Может быть, она что-то за эти уступки обещала. Но можно ли верить Тимошенко? Она, конечно, политик большой величины, но регулярно «кидала» своих партнеров, насколько я помню. Путин вовсе не обязан озвучивать свои мотивы, но то, что отсутствует официальная версия прикрытия – это чудовищный прокол! Возможно, даже в этом присутствуют какие-то трения внутри тандема, но мне мотивы поведения Путина в данном случае совершенно непонятны».
«Об экономике смешно говорить в случае с Владимиром Путиным, как и в случае с Юлией Тимошенко. Разумеется, решение Путина не экономическое, а политическое. В прошлые разы Януковичу было подарено от имени РФ $800 млн., но не получилось с Януковичем. Мы постоянно пытаемся играть на этом фронте нашими бюджетными деньгами. Семь млрд. долларов - не лишняя вещь. Штука в том, что поскольку нет обратной связи, некому за это спросить, нет ни СМИ, которые могут сделать такого рода подарки вопросом номер один, как это произошло бы в любой нормальной стране. Нет политической оппозиции, которая бы могла обратить на это внимание. Ни суда, который на худой конец прилагается к демократии», - сообщил «Веку» писатель Виктор Шендерович.
Действительно, в 2004 году Москва сделала ставку на Януковича. Тогда Россия подарила украинскому кандидату в президенты $800 млн., решив с 2005 года отказаться от взимания налога на добавленную стоимость с нефти и газа, поставляемых на Украину. Взамен мы не получили ничего.
Как считает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский, нынешнее решение Владимира Путина – всего лишь прикрытие, связанное с положением дел на газовом рынке. «Дело в том, что прогноз развития газового рынка неблагоприятен для «Газпрома» и Владимира Путина. В среднесрочной перспективе прогнозируется снижение потребления газа в Европе и, соответственно, снижение цен на него. Кроме того, сейчас, впервые за долгое время, сложилась ситуация, при которой цены стали ниже, чем в рамках долгосрочных контрактов, на которые делает ставку «Газпром». Это значит, что уровень интереса Европы к российскому газу и зависимость Старого Света от российского газа медленно, но неуклонно снижается. В такой ситуации вести себя агрессивно на газовом рынке « Газпром» не может, он вынужден идти на уступки. В частности те, которые достигнуты с Юлией Тимошенко. Кроме того, надо понимать, что даже если бы Россия выставила штрафы, Украина была бы не в состоянии их заплатить».
По мнению политолога, рухнул сам принцип «take or pay», и сегодня уже ни один потребитель газпромовского газа не готов следовать этой схеме. А коль скоро «Газпром» не может заставить европейских потребителей следовать ему, то тем более странной была бы попытка принудить к этому Украину, чье финансовое положение оставляет желать лучшего. «Россия должна руководствоваться реальными возможностями потребителя, то есть Украины. Она ими руководствуется, но для того, чтобы отвлечь внимание от совпадения интересов Владимира Путина и Юлии Тимошенко в части публичного позиционирования этих уступок. Для Тимошенко важно, чтобы эти уступки были расценены как факт политической поддержки.
Владимира Путина это тоже устраивает, потому что ему важно отвлечь внимание от неурядиц на газовом рынке, поскольку на протяжении времени «Газпром» источал полную уверенность в себе и в своем светлом будущем и сейчас, конечно, никто не хочет признаваться, что его будущее не так уж благополучно».
Эксперты сходятся в одной мысли – Владимир Путин в очередной раз продемонстрировал свою экономическую несостоятельность. Удивляться подобным внешнеполитическим решениям не приходится, когда премьер-министр не способен навести порядок в «доме». Неслучайно президенту Дмитрию Медведеву приходится исправлять ошибки предшественника, выступая за акционирование или ликвидацию госкорпораций, у которых, по его мнению, нет перспектив в случае сохранения нынешней организационно-правовой формы. В свое время именно Владимир Путин создал ГК, которые не оправдали возложенных на них надежд.
«Что касается госкорпораций, то они были созданы, как мне кажется, не по недоумию, а по вполне сознательному решению создать близким людям из своего окружения уютные места, - говорит Виктор Милитарев. - Практически сделать их людьми, минимально ответственными перед государством, но при этом прикрытыми всею мощью государства. Фактически Путин хотел иметь над этими госкорпорациями тотальный личный контроль. То есть, поскольку он рассчитывал на этих людей, как абсолютно верных себе, то, возможно, что ГК, помимо непосредственных задач, имели скрытые цели, например создание внебюджетных фондов для тех или иных госнужд, включая административный ресурс на выборы. В этом смысле между Путиным и Медведевым по вопросу госкорпораций спор, я полагаю и личный, и принципиальный о том, как надо себя вести и как надо делать большую политику. Они, конечно, проявляют большой такт, потому что этот спор происходит под ковром, и мы видим достаточно мало знаков того, что достаточная дискуссия ведется».
«Я думаю, я буду не первым, кто заметит, что между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым идет аппаратная борьба. Это не борьба политиков в экономическом смысле слова, это борьба двух чиновников за распределение денежных потоков по свои людям», - говорит Виктор Шендерович.
«Владимир Владимирович играет, как умеет. Вся экономическая политика российской власти на протяжении последних 15 лет была построена на удовлетворении интересов приоритетных лиц, определенного круга бизнесменов, - считает Станислав Белковский. - Состав этих бизнесменов менялся, уточнялся по ходу дела, но кардинально не изменился с середины 90-х. Поэтому здесь нет ничего удивительного, Путин делает то, что всегда делал и подо что всегда был заточен, он делает то, что отвечает его философии как руководителя. Олигархи, за исключением Гусинского, Березовского, Ходорковского, все на плаву: Абрамович, Дерипаска, Фридман, Потанин и так далее. И все остаются влиятельнейшими фигурами в российской политико-экономической системе. За восемь лет они стали только богаче и влиятельней. Они все непотопляемы, потому что они играют по правилам системы. Тот, кто укреплял свое положение внутри системы, те «в шоколаде»».
Удивительная щедрость Владимира Путина по отношению к «своим» в очередной раз ударит по российскому бюджету. К счастью для Юлии Тимошенко, именно ее сейчас поддерживает наш премьер-министр. Теперь и Украине станет лучше за счет «москалей». Видимо Дмитрию Медведеву следует вмешаться и в «газовый» вопрос.