18+
  1. По ком плачут Магаданские авиалинии?

По ком плачут Магаданские авиалинии?

На рынке авиаперевозок разразился очередной скандал. Компания МАВИАЛ, которая занималась перевозками пассажиров в Москву, Владивосток, Хабаровск, Новосибирск, Санкт-Петербург и другие города страны, оказалась на грани банкротства с долгом в 300 миллионов рублей.

Из-за отсутствия денег перевозчик отказывается вернуть пассажирам деньги за купленные на эти рейсы билеты. Тысячи людей не могут вернуться с большой земли на Колыму, и улететь обратно. Как стало известно Веку, авиаперевозчика намерено банкротят, с целью дальнейшей приватизации и перепродажи. Причем руководство области имеет к этому самое непосредственное отношение.

Проблемы у Магаданских авиалиний, возникли уже давно. Будучи, ФГУПом, это предприятие жило в основном за счет бюджетных денег. Как считает бывший генеральный директор МАВИЛа, Александр Шуваев, Сегодня часть самолетов авиакомпании работает за пределами области, так как в самом Магадане для них нет работы. При этом рентабельность собственных перевозок не превышает 2-3 процентов. То есть практически компании только удается покрывать свои расходы.

Такое положение вещей кажется странным, если учесть, что еще в 2003 году МАВИАЛ занял по пассажирообороту 31 место в стране, перевезя при этом 80 тысяч человек, увеличив на 10 тысяч пассажиров показатель прошлых девяти месяцев. Парк воздушных судов включает несколько самолетов Ту-154Б/М и один Ил-62М. В 2001 году авиакомпания стала дипломантом премии конкурса Крылья России.

Примечательно, что другое государственное предприятие Магаданаэронавигация ежедневно зарабатывает десятки тысяч долларов только на проводке зарубежных воздушных судов во вверенном ему сегменте воздушного пространства России. Куда больше мог бы зарабатывать аэропорт Магадан, обслуживая эти лайнеры. Почему же тогда авиаперевозчик оказался на грани краха? Может быть вся причина в личных интересах Губернатора Магаданской области Николая Дудова?

Именно с его подачи, правительство в 2005 году, внесло МАВИАЛ, в план приватизации.

Это вызвало шквал недовольства среди депутатов областной Думы, которые понимали, что перейди авиаперевозчик в частные руки, Магадан, отрезанный от большой земли, окажется под контролем монополиста, регулирующего цены на билеты. Было подготовлено обращение в правительство об исключении компании, из планов приватизации. Однако такое решение было немедленно блокировано, подконтрольными Дудову депутатами. Дальнейшие действия губернатора, прямолинейны и жестки. По информации СМИ, на место нового руководителя Магаданских авиалиний, губернатор ставит своего человека, не имеющего к авиации ровным счетом никакого отношения, зато набившем руку в торговом бизнесе. Им становится Константин Бударин, ранее выполнявший функции директора торгово-закупочной базы ООО Алекон и директора супермаркета Магадан.

Все грузовые авиаперевозки были отданы на откуп в ООО Алекон, предприятию, фактически контролируемому Будариным по очень заниженным тарифам. ООО Алекон в 5-7 раз дороже перепродавало грузовые тарифы другим коммерческим организациям г. Магадана, которые занимаются поставкой товаров народного потребления в город. Вместе с тем зарплата сотрудниками компании перестала выплачиваться. На сегодняшний день, ее долг составляет 31 млн. рублей. Кроме того, с ООО Алекон был заключен агентский договор на продажу авиабилетов на все рейсы авиакомпании с высоким процентом комиссионного вознаграждения. Само агентство по продаже билетов авиакомпании переведено в здание магазина Центральный, которое принадлежит ООО Алекон, тогда как на балансе авиакомпании есть здание пригодное для продажи авиабилетов. В результате перевозчик был вынужден платить арендную плату, по сути, тому же Бударину. Расходы и долги МАВИАЛа увеличивались, между тем как доходы директора росли пропорционально. Для того, что бы приватизировать компанию, Дудову и Бударину необходимо было ее довести до банкротства.

В прошлом году прокуратурой Магаданской области была проведена проверка Магаданских авиалиний, в ходе которой выявилось прямое расхищение государственных денег. В 2001- 2002 годах ФГУП "Авиакомпания "Мавиал" были совершены две сделки по продаже воздушных судов. Самолеты Ту-154 Б-2 85557 и 85562 на основании договоров купли-продажи от 01.02.2001 г. 1-К и от 25.12.2002 г. 1521/66-2002 были проданы по цене 480 000 долларов США (13 536 000 рублей) и 150 000 долларов США (4 735 700 рублей) соответственно. В нарушение ст.43 Бюджетного кодекса РФ, остальные средства в сумме 3 781 024 руб., полученные от продажи самолетов, поступили не в федеральный бюджет, а в ФГУП Авиакомпания Мавиал (в чьи руки они попадали дальше, хорошо известно. прим. авт.). Из 11 самолетов по состоянию на 01.02.06 ФГУП Авиакомпания Мавиал переданы в аренду четыре воздушных судна. Как установлено в ходе проверки, договоры аренды заключены с нарушением требований гражданского законодательства на невыгодных для ФГУП Авиакомпания Мавиал и собственника федерального имущества условиях. Выявлены факты неосуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области должного контроля за эффективным использованием переданного в аренду федерального имущества. В нарушение п. З постановления Правительства РФ от 30.06.98 685 О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества заключение договоров аренды воздушных судов, находящихся в федеральной собственности, осуществлялось не на конкурсной основе. Размер арендной платы определялся с учетом не рыночной, а балансовой стоимости.

В результате всех этих нарушений, Бударин был оштрафован на смехотворную для него сумму 10 минимальных окладов, то есть на 6 тысяч рублей.

Не мог Николай Дудов не знать о том, что твориться в подведомственной ему компании. А если знал, и ничего не делал, то сам был кровно заинтересован в происходящем.

Как считает сотрудник авиакомпании пожелавший остаться неизвестным, в планы Дудова и Бударина входило доведение компании, до банкротства, с целью ее дальнейшей приватизации, и выкупе акций за копейки.

Если бы не скандал, то, наверное, им удалось бы втихую провернуть эту аферу. Однако после как тысячи людей вышли на митинг перед городской администрацией, это сделать не удастся.

Вчера г-н Бударин был задержан и препровожден в службу судебных приставов, за неисполнение решения суда, о выплате задолженностей по зарплате. Одно из последних заверений губернатора области о том, что все долги перед пострадавшими пассажирами будут компенсированы администрацией, несколько успокоили магаданцев. Однако пока никто не собирается компенсировать потери отпускников, которые опоздали к месту отдыха.

В настоящее время прокуратура Магаданской области направила иск в областной арбитражный суд о признании недействительным конкурса по закупке услуг авиаперевозок пассажирским транспортом бюджетников для компании Мавиал. Прокуратура выступила за отмену решения конкурсной комиссии о предоставлении права авиакомпании Мавиал перевозить работников бюджетной сферы к месту отдыха и обратно в 2006 году по причине нарушения законодательства. Как сказала начальник отдела по надзору федерального законодательства прокуратуры Магаданской области Вероника Варварина, Авиакомпания Магаданские авиалинии вообще не должна была быть допущена к участию в конкурсе, поскольку имеет задолженности в бюджет и внебюджетные фонды в сумме, превышающей все активы предприятия. Кроме того, это не государственный заказ, и конкурс как таковой не нужен. В соответствии с трудовым законодательством работодатель должен выплатить работнику денежный аванс, и, когда он представит билеты, произвести окончательный расчет. Работник вправе сам выбрать и маршрут, и авиаперевозчика за выданные ему деньги. Ведь даже процедура конкурса была проведена с нарушениями федерального законодательства.

В ближайшее время должен состояться Арбитражный суд, который должен вынести решение о банкротстве предприятия.

Как сообщил Веку, источник пожелавший остаться неизвестным, Скорее всего после принятия решения о банкротстве, МАВИАЛ, перейдет к структурам близким губернатору, а затем будет частями продана авиамагнату Борису Абрамовичу.

За какие-то 3-4 года некогда процветающая государственная компания, стараниями людей из администрации Магаданской области, превратилась в банкрота, набив карманы людей сделавшей ее нищей.

Когда министры и чиновники говорят о беспределе на рынке черных рейдеров им следует обращать внимание на то что, не только фирмы-хищники, занимаются недружественными поглощениями, но и люди которые обязаны стоять на страже государственных интересов.