По материалам The Economist — 18.11.2013 16:36

Что вы умеете?

Новое исследование констатирует огромное неравенство в образовании среди представителей разных стран. О реалиях и перспективах образования в разных странах размышляют журналисты издания The Economist.

В гигантском производственном комплексе Siemens в Берлине подростки в синих комбинезонах учатся собирать платы: это первый шаг в их трехлетних профессиональных студиях.

Вне занятий по технологии, робототехники и других инженерных дисциплин юные слушатели курсов (в подготовительном центре компании их всегда насчитывается 1350 человек) овладевают премудростями из области гуманитарных и точных наук. К моменту выпуска они должны уметь сформулировать задачи и способ ее решения не только по-немецки, но и на английском языке.

Разные страны наперегонки пытаются улучшить подготовку и повысить производительность, а потому тщательность Siemens - образец для многих. Компания инвестирует в каждого ученика немало: вплоть до € 100 тысяч ($ 135 тысяч). Старший мастер Норберт Гизен говорит, что поскольку методы производства стали быстрее реагировать на инновации, то компания теперь делает акцент на «мягких» навыках, например умении создавать команду или эффективно распределять задачи. Эти навыки всегда пригодятся, даже если изменится работа.

Такой комплексный подход пригодился бы во многих странах, где уровень подготовки взрослых очень неоднороден. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) недавно провела новое исследование уровней подготовки взрослых в смысле всеобщей грамотности, а также по математике и навыков решения проблем. На первые места вышли Финляндия и Япония. Наихудшие показатели в Италии и Испании, где более четверти взрослых получили рейтинг ниже элементарных базовых навыков чтения. Те же страны показали неудовлетворительные результаты и относительно базовых математических знаний: почти треть взрослых итальянцев, испанцев и американцев продемонстрировали неумение считать (для сравнения, в Финляндии и Чехии таковых была лишь восьмая часть, а в Японии - менее одной десятой.

Но здесь немало необъяснимых аномалий. Например, Австралия занимает четвертое место по грамотности, но среди рабочих уровень математических навыков ниже среднего. Что касается Германии, то эта страна давно уделяет серьезное внимание профессионально-технической подготовке, но и там относительно большая доля работников без базовых умений. Поэтому ФРГ отстает как от скандинавских стран, так и от Чехии.

Господин Гизен, ранее преподававший в «беруфсшуле» (немецкой профессионально-технической школе), считает, что одной из причин может быть разрыв между тем, что ребята изучают на уроках, и тем, чего от них ожидают на работе. Сейчас происходит поощрение таких образовательных учреждений к более тесному сотрудничеству с компаниями и к более широкому преподаванию общих профессиональных навыков.

После многих лет наблюдений за успеваемостью учащихся, участвующих в Международной программе ОЭСР по оценке образовательных достижений (PISA, мониторинг уровня грамотности и умений применять полученные знания на практике, его проводят раз в три года среди 15-летних), государства сейчас начинают обращать внимание на очень неодинаковые умения и навыки взрослых. Британский министр труда Мэттью Хэнкок хочет посоревноваться с Японией, где очень мало низкоквалифицированных рабочих, тогда как в Соединенном Королевстве уровень владения навыками чтения и математическими знаниями - ниже среднего международного показателя.

Бездельники и двоечники (особенно на юге Европы) могут взять за пример другие страны, где в пределах одного поколения произошли разительные перемены. 55-летние южные корейцы занимают едва ли не самые низкие места в рейтинговой таблице умений и навыков ОЭСР, но их дети и внуки демонстрируют несравнимо более высокие показатели. Это означает, что строгая реформа образования может дать относительно быстрые результаты.

И все же остается немало вопросов. В отчете отмечена связь между высокой успеваемостью и более эгалитарными обществами, например скандинавскими. Страны с заметным социальным неравенством, как Великобритания, Германия, Франция и Америка, демонстрируют скромные успехи.

Продиктованные лучшими намерениями планы повысить интеллектуальное качество рабочей силы посредством популяризации университетского образования при первом же более близком рассмотрении оказываются небезупречными. Среди лиц со схожим уровнем образования замечена большая разница в знаниях и умениях, как в пределах одной, так и среди представителей разных стран. Италия, Испания и Америка имеют большое количество дипломированных специалистов, но все равно демонстрируют неудовлетворительные результаты проверок грамотности и математических навыков. Еще больше беспокоит то, что некоторые университетские дипломы дают немного преимуществ по сравнению с хорошей подготовкой в средней школе. Выпускники общеобразовательных учебных заведений из Японии и Нидерландов продемонстрировали более хорошие результаты, чем их сверстники, которые заканчивали вузы Южной Европы.

Похоже, мораль этого урока ясна: профессионально-техническое образование должно быть и последовательным, и амбициозным. Но основа успеха - в качестве среднего образования. Без этого диплом останется просто бумажкой.
Полная версия публикации
Политика 13.11.2013 13:57
Президент Польши извинился перед Москвой
Культура 13.11.2013 15:34
Цискаридзе вызвал демарш
Версии 14.11.2013 09:26
Кем «Росбанк» успокоится