Дело тонкое, Петруха – 2
20 февраля была опубликована статья «Дело тонкое, Петруха. Почему в выборах депутатов брянской облдумы в списке «Справедливой России числится бизнесмен с сомнительной репутацией?».
В публикации шла речь о причастности брянского предпринимателя Юрия Петрухина и возглавляемой им фирмы «Адмирал» к различным скандалам, связанным с попытками провоза контрабандных грузов из зарубежья на территорию РФ через аэропорт Брянска и таможенный пост «Троебортное». Как выясняется, истинный масштаб деятельности «Адмирала» и сферу интересов Петрухина еще предстоит исследовать компетентным экспертам. Но уже сейчас становится понятным, что речь может идти о настоящем «брянском спруте», который опутал своей сетью таможенные окна на границе благодаря неформальным контактам с чиновниками и незаконным лоббистским приемам.
О неблагополучной ситуации на Брянской таможне, связанной с попытками местного криминала установить свой контроль над таможенными постами с целью наладить каналы бесперебойной доставки контрабанды, не раз говорилось с самых высоких трибун. Как уже отмечалось в предыдущей статье, руководитель ФТС РФ Андрей Бельянинов назвал происходящее своими именами, фактически признав, что на Брянскую таможню оказывает давление криминальный элемент. О серьезных проблемах Брянской таможни шла речь и на заседании межведомственной рабочей группы при полпреде президента РФ в Центральном федеральном округе 28 октября 2008 года. На этом заседании губернатор Брянской области Николай Денин обратил внимание на «отсутствие эффективной регулировки товарных потоков через пограничные посты» и увеличение количества попыток контрабанды наркотических средств, а также контрабандных товаров и грузов через таможенные посты Брянской таможни. По итогам заседания 11 ноября 2008 года был издан приказ ФТС РФ № 1403 «О совершенствовании структуры Брянской таможни». Этим приказом в числе прочих мер предписывалось создание в структуре Брянской таможни нового таможенного поста МАПП Погар 1-ой категории на пересечении автодорог Погар – Гремяч и Погар – Случевск. Новый пост на самых оживленных приграничных перекрестках было решено открыть взамен закрытия прежних неэффективных постов, которые в числе прочего заслужили и репутацию каналов контрабанды.
С учетом масштабов пропускной способности МАПП Погар в регионе закрутилась интрига с назначением начальника нового таможенного поста. Ведь кто командует МАПП Погар, тот, по сути, контролирует бесконечный поток автомобильных грузов на Украину и в Европу и обратно. Похоже, не случайно аккурат в канун кадрового решения на Брянщине вдруг пошли разговоры о том, что кандидатуры начальников ключевых таможенных постов ведомственному руководству было бы разумно согласовывать с областью, включая и депутатский корпус.
Между тем о том, как иные пробившиеся в областные депутаты авторитетные предприниматели наловчились влиять на таможню, хорошо известно. Как установили правоохранительные органы в результате расследования дела о контрабанде в брянском аэропорту, незаконная перевозка через границу челночных товаров одним только бортом Ан-12 в 1997 году принесла декларанту нелегального контракта около полумиллиона долларов! А ведь воздушный коридор брянского аэропорта, который в течение длительного времени практически безраздельно контролировался фирмой «Адмирал» и ее главой Юрием Петрухиным, использовался для перевозки контрабандного груза сотни раз. Не менее прибыльным для «Адмирала» оказалось и «брокерское сотрудничество» с таможенным переходом «Троебортное». Как позже установили оперативники УФСБ, с приходом «Адмирала» этот пост превратился в канал нелегального ввоза товаров на российскую территорию.
Дебют же Юрия Петрухина в сомнительном околотаможенном бизнесе состоялся еще в середине лихих 90-х годов, когда набравшему силу и влияние брянскому бизнесмену удалось провести в начальники Климовского таможенного поста (МАПП Новые Юрковичи) своего партнера по бизнесу В. Бондарева. Климовский ТП – самый большой и значимый в зоне ответственности Брянской таможни. Он расположен на стыке границ с Украиной и Белоруссией. О том, как использовали открывшиеся возможности компаньоны Ю. Петрухин и В. Бондарев за почти десятилетие совместного контроля над крупнейшим пограничным переходом, можно судить даже по скупым строчкам ведомственных документов. В ноябре 2004 года не привыкшее выносить сор из избы ЦТУ ФТС было вынуждено придать огласке приказ № 520 «Об усилении контроля за таможенным оформлением». Среди мер, предусмотренных этим приказом, значились и такие экстраординарные, как «провести контрольные мероприятия на Климовском таможенном посту Брянской таможни (МАПП Новые Юрковичи) с целью повышения эффективности мер по усилению таможенного контроля», «получить письменные объяснения у должностных лиц Климовского таможенного поста по вопросам исполнения должностных обязанностей». О скандалах, которые докатились до Москвы и привели к изданию жесткого приказа, подписанного 26.11. 2004 г. начальником ЦТУ генерал- майором таможенной службы Ю.В. Рыбкиным, в тексте ведомственного документа не говорится. Если верить публикациям СМИ о деятельности Климовского поста в тот период, этот ТП превратился в практически неуправляемую вольницу, где балом вовсю правили контрабандисты и связанные с ними «таможенные брокеры».
Удивительно, но возглавлявший этот ТП начальник Бондарев в конце концов отделался лишь легким испугом. Видно, не зря его давний партнер Юрий Петрухин, как говорят, любит при случае ввернуть расхожую фразу о том, что «своих в беде не бросает». Как известно, и неформальных связей в чиновничьих кабинетах, и административного ресурса у главы таможенно-брокерской фирмы «Адмирал» предостаточно для решения любых, самых сложных, вопросов. Неудивительно, что фамилия отличившегося на Климовском ТП начальника В. Бондарева недавно вновь всплыла в связи с негласным конкурсом на замещение должности руководителя нового таможенного поста Погар. По утверждению местных экспертов, намерения давних компаньонов разгадать нетрудно: если глава таможенно-брокерской фирмы «Адмирал» Юрий Петрухин вновь прорвется в областные депутаты на предстоящих 1 марта выборах в Брянскую областную думу, а Бондарев получит должность начальника ТП Погар, то на Брянщине случится очередное криминально-контрабандистское дежавю, в результате которого бюджеты региона и страны не досчитаются миллионов долларов, а репутации государственной власти будет в очередной раз нанесен крупный ущерб.
О неблагополучной ситуации на Брянской таможне, связанной с попытками местного криминала установить свой контроль над таможенными постами с целью наладить каналы бесперебойной доставки контрабанды, не раз говорилось с самых высоких трибун. Как уже отмечалось в предыдущей статье, руководитель ФТС РФ Андрей Бельянинов назвал происходящее своими именами, фактически признав, что на Брянскую таможню оказывает давление криминальный элемент. О серьезных проблемах Брянской таможни шла речь и на заседании межведомственной рабочей группы при полпреде президента РФ в Центральном федеральном округе 28 октября 2008 года. На этом заседании губернатор Брянской области Николай Денин обратил внимание на «отсутствие эффективной регулировки товарных потоков через пограничные посты» и увеличение количества попыток контрабанды наркотических средств, а также контрабандных товаров и грузов через таможенные посты Брянской таможни. По итогам заседания 11 ноября 2008 года был издан приказ ФТС РФ № 1403 «О совершенствовании структуры Брянской таможни». Этим приказом в числе прочих мер предписывалось создание в структуре Брянской таможни нового таможенного поста МАПП Погар 1-ой категории на пересечении автодорог Погар – Гремяч и Погар – Случевск. Новый пост на самых оживленных приграничных перекрестках было решено открыть взамен закрытия прежних неэффективных постов, которые в числе прочего заслужили и репутацию каналов контрабанды.
С учетом масштабов пропускной способности МАПП Погар в регионе закрутилась интрига с назначением начальника нового таможенного поста. Ведь кто командует МАПП Погар, тот, по сути, контролирует бесконечный поток автомобильных грузов на Украину и в Европу и обратно. Похоже, не случайно аккурат в канун кадрового решения на Брянщине вдруг пошли разговоры о том, что кандидатуры начальников ключевых таможенных постов ведомственному руководству было бы разумно согласовывать с областью, включая и депутатский корпус.
Между тем о том, как иные пробившиеся в областные депутаты авторитетные предприниматели наловчились влиять на таможню, хорошо известно. Как установили правоохранительные органы в результате расследования дела о контрабанде в брянском аэропорту, незаконная перевозка через границу челночных товаров одним только бортом Ан-12 в 1997 году принесла декларанту нелегального контракта около полумиллиона долларов! А ведь воздушный коридор брянского аэропорта, который в течение длительного времени практически безраздельно контролировался фирмой «Адмирал» и ее главой Юрием Петрухиным, использовался для перевозки контрабандного груза сотни раз. Не менее прибыльным для «Адмирала» оказалось и «брокерское сотрудничество» с таможенным переходом «Троебортное». Как позже установили оперативники УФСБ, с приходом «Адмирала» этот пост превратился в канал нелегального ввоза товаров на российскую территорию.
Дебют же Юрия Петрухина в сомнительном околотаможенном бизнесе состоялся еще в середине лихих 90-х годов, когда набравшему силу и влияние брянскому бизнесмену удалось провести в начальники Климовского таможенного поста (МАПП Новые Юрковичи) своего партнера по бизнесу В. Бондарева. Климовский ТП – самый большой и значимый в зоне ответственности Брянской таможни. Он расположен на стыке границ с Украиной и Белоруссией. О том, как использовали открывшиеся возможности компаньоны Ю. Петрухин и В. Бондарев за почти десятилетие совместного контроля над крупнейшим пограничным переходом, можно судить даже по скупым строчкам ведомственных документов. В ноябре 2004 года не привыкшее выносить сор из избы ЦТУ ФТС было вынуждено придать огласке приказ № 520 «Об усилении контроля за таможенным оформлением». Среди мер, предусмотренных этим приказом, значились и такие экстраординарные, как «провести контрольные мероприятия на Климовском таможенном посту Брянской таможни (МАПП Новые Юрковичи) с целью повышения эффективности мер по усилению таможенного контроля», «получить письменные объяснения у должностных лиц Климовского таможенного поста по вопросам исполнения должностных обязанностей». О скандалах, которые докатились до Москвы и привели к изданию жесткого приказа, подписанного 26.11. 2004 г. начальником ЦТУ генерал- майором таможенной службы Ю.В. Рыбкиным, в тексте ведомственного документа не говорится. Если верить публикациям СМИ о деятельности Климовского поста в тот период, этот ТП превратился в практически неуправляемую вольницу, где балом вовсю правили контрабандисты и связанные с ними «таможенные брокеры».
Удивительно, но возглавлявший этот ТП начальник Бондарев в конце концов отделался лишь легким испугом. Видно, не зря его давний партнер Юрий Петрухин, как говорят, любит при случае ввернуть расхожую фразу о том, что «своих в беде не бросает». Как известно, и неформальных связей в чиновничьих кабинетах, и административного ресурса у главы таможенно-брокерской фирмы «Адмирал» предостаточно для решения любых, самых сложных, вопросов. Неудивительно, что фамилия отличившегося на Климовском ТП начальника В. Бондарева недавно вновь всплыла в связи с негласным конкурсом на замещение должности руководителя нового таможенного поста Погар. По утверждению местных экспертов, намерения давних компаньонов разгадать нетрудно: если глава таможенно-брокерской фирмы «Адмирал» Юрий Петрухин вновь прорвется в областные депутаты на предстоящих 1 марта выборах в Брянскую областную думу, а Бондарев получит должность начальника ТП Погар, то на Брянщине случится очередное криминально-контрабандистское дежавю, в результате которого бюджеты региона и страны не досчитаются миллионов долларов, а репутации государственной власти будет в очередной раз нанесен крупный ущерб.