Анастасия Бакурина — 22.11.2016 12:32

«Дело Улюкаева», или кто рискнет перечить Сечину?!

Президент РФ Владимир Путин назвал арест экс-главы Минэкономразвития «печальным фактом», который «ни на что не повлияет», и стало понятно – судьба Алексея Улюкаева вряд ли радужна.

Кроме того, стало также понятно, что идти против главы «Роснефти» Игоря Сечина – все равно, что плевать против ветра, а список отставников вскоре может пополниться новыми именами.
Пока российская экономика продолжает движение к коллапсу, рубль и не думает уходить в пике, а федеральный бюджет верстают при помощи ножниц и гаечных ключей – политологи и экономисты гадают, кто возглавит Минэкономразвития. Как рассказали RNS источник в МЭР и один из федеральных чиновников, шорт-лист кандидатов на пост экономического министра, вакантный после ареста и увольнения Алексея Улюкаева, в целом сформирован. Однако не исключены «изменения в последний момент».
По словам источников, в списке – первый замруководителя аппарата правительства Максим Акимов; помощник президента Андрей Белоусов – бывший глава МЭР (но его камбэк в кабмин якобы обсуждается только при условии совмещения должности министра и вице-премьера), а также заместитель главы Центробанка Ксения Юдаева. К слову, Андрей Белоусов – еще и председатель Совета директоров «Роснефти», то есть в случае его назначения фактически руководить МЭР будет Игорь Сечин, говорят некоторые аналитики.
Называются даже имена экс-министра финансов Алексея Кудрина и министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Первого давно уже «сватают» в кабмин, а второго называют «человеком Чубайса и верным арийцем системы». Правда, Кудрин, по слухам, уже отказался от этого предложения.
Пока врио министра экономического развития назначен замглавы ведомства Евгений Елин. Впрочем, наблюдатели уверены: новый министр появится до 5 декабря, то есть до даты планируемой сделки по приватизации «Роснефти». Судя по всему, для главной нефтяной компании страны власти поторопятся.
Комментируя арест Улюкаева, президент РФ Владимир Путин заявил следующее: «Этим должны заниматься правоохранительные и судебные органы. Тогда можно будет сказать что-то по сути. Но это печальный очень факт. Однако это событие никак не отразилось на моем отношении к правительству... Кабмин работает профессионально несмотря на всю критику (она естественна, ведь правительство всегда находится под особым вниманием со стороны общественности)... Но все мы работаем не без ошибок». Президент также отметил: арест Улюкаева никоим образом не повлияет на сделку по приобретению «Роснефтью» госпакета акций «Башнефти». Что касается дальнейшей работы по развенчанию коррупции – она, по словам Путина, будет продолжена как в центре, так и на местах, закон, мол, будет применяться одинаково ко всем.
Напомним, экс-глава МЭР Алексей Улюкаев был задержан в ночь на 15 ноября. В тот же день Путин уволил его в связи с утратой доверия. Бывшему министру предъявлено обвинение в получении взятки в особо крупном размере. По данным СКР, Улюкаев вымогал у представителей «Роснефти» $2 млн. «за законную выдачу положительного заключения и оценки» сделки по покупке «Роснефтью» госпакета акций «Башнефти» в размере 50,08%. Сейчас экс-министр находится под домашним арестом до 15 января 2017 года.
В настоящий момент следователи собирают данные об активах Алексея Улюкаева и членов его семьи: элитных квартирах, загородных особняках и земельных участках – по предварительным оценкам, все это богатство тянет на полмиллиарда рублей. По данным Life, если экс-министр не докажет, что они были приобретены на законные доходы, их могут конфисковать в пользу государства. И это может закончиться для Улюкаева новыми коррупционными эпизодами по уголовному делу.
С одной стороны, можно подумать, что чиновник такого уровня всего лишь повторит судьбу бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, которого не только не арестовали, но даже нашли теплое местечко в «Вертолетах России». Про его бывшую подчиненную говорить и вовсе не приходится – отделавшись легким испугом, Евгения Васильева вышла на волю, пробыв большую часть срока под домашним арестом в своей элитной квартире.
С другой стороны, Алексей Валентинович, похоже, перешел дорогу не кому-нибудь, а самому Игорю Сечину, который, как известно, шутить не любит. По данным некоторых СМИ, бывший глава МЭР за положительное решение по «Башнефти» запросил у «Роснефти» $40 млн., а когда не получил деньги - перешел к угрозам. По версии источника «Росбалта» в правоохранительных органах, он заявил, что прямо с этого момента и в дальнейшем по линии его ведомства «Роснефти» не стоит ждать ускоренных темпов работы. Наоборот, будет происходить препятствование и затягивание всего, что касается нефтяной компании. Данные слова следствие в дальнейшем и расценило как угрозы.
Как сообщает Life, Алексей Улюкаев попал в разработку сотрудников 6-го управления ФСБ еще в начале нынешнего года – дескать, они фиксировали сигналы о переговорах министра по темам с коррупционными интересами. Силовики начали вести прослушку телефонов, квартиры, кабинета и машины министра. Спустя время оперативники узнали, что экс-глава МЭР лоббирует интересы некоторых иностранных банков и компаний в приватизации госсобственности, среди которых были и предприятия военно-промышленного комплекса, сообщает издание.
Наконец, в ситуации с «Башнефтью», говорят, министр ясно дал понять, что намерен сконцентрироваться на других претендентах, а не на «Роснефти». Но, пишет портал, в тот же момент Улюкаев торговался с представителями НК, которым удалось сбить размер его «вознаграждения» в 20 раз. После чего при активном лоббировании главы МЭР решение о приватизации «Башнефти» «Роснефтью» было якобы принято. А через несколько дней Алексея Валентиновича взяли возле офиса «Роснефти» прямо с чемоданом денег - вес саквояжа составил 10 кг…
Как считает доктор политических наук, эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов, история с Алексеем Улюкаевым, с одной стороны, имеет сугубо индивидуальную природу, с другой, разумеется, вписывается в общий тренд изменений, происходящих в системе управления страной. «Можно предположить, что причиной задержания экс-министра стало его участие в воспрепятствовании покупки «Башнефти» «Роснефтью» - первоначальная позиция бывшего чиновника по этому поводу была известна, как и то, что она менялась по мере более четкого обозначения «генеральной линии» верховной власти, - пояснил политолог «Веку». - Теперь один из видных (пусть и не самый влиятельный) представителей либерального крыла кабинета министров сидит под следствием и домашним арестом, а само правительство и многие его ключевые фигуры получили четкий сигнал о том, что Игорю Ивановичу Сечину и его будущим сделкам лучше не перечить – опасно для здоровья и карьеры.
В более широком контексте произошедшее, конечно, является сильнейшим репутационным ударом по правительству и премьеру, хотя Дмитрий Песков уже оговорился, что непосредственной угрозы отставки кабинету министров нет, - продолжает Слатинов. - Но символические издержки огромны – в аппаратном смысле это усилит позиции конкурирующих с премьером групп и фигур, в том числе Алексея Кудрина и Андрея Белоусова, и ослабит Дмитрия Медведева – на фоне обостряющегося противостояния ключевых игроков вокруг повестки дня и распределения статусных позиций накануне и после президентских выборов».
Для рейтинга Владимира Путина задержание и помещение под домашний арест министра весьма выгодны: активизация антикоррупционной кампании – то немногое из арсенала внутренней политики в ситуации экономической беспросветности, что благотворно будет воспринято электоратом, считает политолог. «К тому же элиты получили ясный сигнал об отсутствии «неприкасаемых», а также о наличии в распоряжении главы государства особой «гвардии», способной активировать антикоррупционное преследование против любого представителя истеблишмента (в дополнение к уже открытым делам против самых разных представителей федеральных и региональных властей, включая силовиков). Это способно поддерживать лояльность элит в условиях неизбежного роста турбулентности по мере приближения «главных выборов». Данное обстоятельство, конечно, нервирует всю «вертикаль», еще сильнее обесточивает институты, «подвешивает» все ключевые субъекты политико-экономических отношений – но логика избранной стратегии неумолима. Точечные репрессии против элит превратились в один из основных инструментов управления (и одновременно внутриэлитной конкуренции), подменив механизмы политические и административные. Это будет продолжаться то тех пор, пока система не отыщет новое равновесие, а до этого момента нас ожидает немало «антикоррупционных сюрпризов», - заключает Слатинов.
«Логика политических событий в нашей стране не линейна, - заявил «Веку» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. - При этом принципиально не линейна. Не было такого случая, чтобы начавшиеся события продолжались дальше последовательной чередой к какой-то одной общей цели, еще первым событием определенной. Все развивается по формуле маятника: качнуло в одну сторону - будет откат в обратную. Или как в шахматах: ход белых – ход черных.
В этой идеологии можно ожидать и развития событий вокруг задержания, последующего предъявления обвинения и домашнего ареста экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Нет смысла сейчас обсуждать, что же там произошло на самом деле. Будет разбираться следствие, будет предъявлена СМИ доказательная база, можно будет рассмотреть ее логику, взвесить достоверность, оценить тяжесть содеянного. Но важен сам факт – задержание действующего министра. Это резко повышает уровень неприкасаемых, к которым теперь, видимо, относятся только вице-премьеры и самый ближний круг главы государства. Среди тех, кто остался вне этого круга, и стоит искать мишени для продолжения событий. И по предложенной логике маятник должен теперь качнуться в противоположную сторону, от условного «либерального круга» к условным «силовикам» - ход теперь за противником».
Но среди расставленных фигур и там, и там много ближайших доверенных лиц президента, на одних и на других он опирается в различных ситуациях, в зависимости от внешних партнеров и стоящих задач, говорит политолог. Выведя из игры сильную фигуру у одного края, теперь логично обратно уравновесить позицию, сняв с доски фигуру другого цвета. Кто же из силовиков может быть сейчас выключен из партии? И Дмитрий Солонников не исключает, что этими фигурами могут стать действительно весьма высокопоставленные чиновники.
«Пока что журналисты чаще всего рассматривали как «проблемные» перспективы председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина и генерального прокурора Юрия Чайки. Если что-то в деле уже бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева забуксует, то именно кто-то из них может оказаться крайним. Но возможны и иные варианты. Текущая шахматная партия интересна, прежде всего, своей непредсказуемостью…», - говорит Солонников.
Что касается Алексея Улюкаева, ходят и иные слухи о том, почему именно сейчас он выбыл из игры. По одной из версий, экс-глава МЭР в недалеком будущем собирался уйти в отставку и таким образом рассчитывал получить дополнительное «выходное пособие». По другой, все высшие чиновники на самом деле стабильно прикреплены к какой-нибудь госкорпорации, где и получают ежемесячно вторую «серую» зарплату. Мол, тогда они не будут брать взятки на стороне, да и компромат на каждого найдется в случае чего. Все же $2 млн. для министра, отвечающего за приватизацию активов на миллиарды, – ничтожная сумма. Но после истории с господином Улюкаевым, надо думать, его бывшие коллеги остерегутся «ездить за чемоданчиками». Видимо, так и выглядит правительственный кризис с другой стороны?!
Полная версия публикации
Общество 21.11.2016 08:44
В центре Москвы у финдиректора компании угнали BMW X6
Спорт 21.11.2016 15:05
Роналду назвал себя "гомосексуалистом с деньгами"
Общество 22.11.2016 00:41
В борьбе с гипертонией здоровый образ жизни гораздо эффективнее, чем лекарства