Дергунову из госактивов не «дернут»?
Главу Росимущества Ольгу Дергунову вновь «увольняют» - на сей раз «источники» сразу нескольких СМИ сообщили о ее конфликте с главой Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым, а также о том, что это кресло позарез нужно авторам грядущей «большой приватизации». Не исключено, что информация об отставке Дергуновой – не более, чем фейк.
Глава Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) Ольга Дергунова с 1 февраля может и не уйти в отставку. Напомним, накануне несколько СМИ со ссылкой на «источники, знакомые с ситуацией» сообщили о грядущем увольнении чиновницы из-за ее якобы конфликта с главой МЭР Алексеем Улюкаевым, который курирует деятельность ведомства. Как известно, правительство РФ на этой неделе объявило о планах выручить 1 трлн. рублей ($13 млрд.) от приватизации госкомпаний. В течение двух лет в частные руки должны перейти Сбербанк, ВТБ, а также пакет в «Роснефти».
По слухам, кресло главы Росимущества срочно понадобилось для неизвестного сейчас организатора этой самой «большой приватизации», а команда Дергуновой выступала в поддержку регионов и министерств, которые не желали передавать казенные активы в руки частного бизнеса. Якобы в администрации президента и кабмине действия Росимущества были восприняты как «торможение» приватизационных процессов в субъектах Федерации, сообщает «Коммерсант».
Как заявляло в марте 2015 года руководство Российского аукционного дома (РАД), госпакеты акций приватизируемых предприятий зачастую не доходят до торгов из-за противодействия региональных властей и отраслевых министерств. При этом еще в прошлом году планировалось продать 42 пакета госактивов общей стоимостью 12 млрд. рублей, и МЭР целиком поддерживал этот план. Однако в итоге половина торгов была перенесена на 2016 год.
Среди скандальных можно назвать отмену конкурса по продаже госпакета акций АО УОМЗ им. Верещагина (торговая марка «Вологодское масло») стартовой стоимостью 1 млрд. рублей. Минэкономразвития РФ заявило, что решение о приостановлении торгов приняло Росимущество. Тем не менее, региону не удалось удержать контроль над активом: даже несмотря на разработанную стратегию развития завода на 17 февраля (видимо, с легкой руки первого вице-премьера Игоря Шувалова) назначена его продажа.
Другой конфликт начал разгораться вокруг приватизации ОАО «Алмазный мир» («дочка» АЛРОСА, через которую оформляется около 90% экспортно-импортных сделок с драгметаллами и камнями) еще в декабре. По данным СМИ, тогда ирландская Ovoca Gold, добывающая золото в России, попросила главу МВД Владимира Колокольцева приостановить продажу госпакета в 52,37%. Претендент на актив считает его оценку в 740 млн. рублей заниженной и опасается, что впоследствии это может стать основанием для оспаривания итогов аукциона. И хотя Росимущество вроде бы не имело прямого отношения к приостановке этих торгов – тем не менее, говорят, этот случай также мог послужить основанием для отставки госпожи Дергуновой.
Тем более, за 2015 год Росимущество приостановило приватизацию более 40 из 204 пакетов акций, которые правительство поручило передать РАД, а несколько позиций в итоге были вовсе вычеркнуты из плана приватизации. В нынешнем году РАД рассчитывает продать около 150 госактивов на сумму около 20 млрд. рублей. «Возможно, что в преддверии «большой приватизации» 2016 года… на место главы Росимущества ищут новую фигуру», - пишет «Коммерсант». По данным издания, от подготовки приватизации «Роснефти», «Совкомфлота» и ВТБ Росимущество было фактически отстранено, и, возможно, этим займется уже преемник Ольги Дергуновой.
«Приватизация – это всегда конфликт интересов, - подтвердил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - В этом отношении слухи об отставке главы Росимущества Ольги Дергуновой многие склонны рассматривать как очередной раунд борьбы за доступ к административному ресурсу в ходе продолжающейся приватизации. Такая версия вполне вероятна. Вместе с тем, фигура главы Росимущества сегодня не имеет того политического веса, каким обладал, например, Чубайс и его преемники в 1990-годы. Если кому-то «твердо обещан» наверху тот или иной актив, то он его все равно получит несмотря на желания чиновников рангом ниже. Так что я бы не сбрасывал со счетов и аппаратную версию. Первые слухи об отставке главы Росимущества появились примерно год назад: ей даже объявляли выговор за задержку передачи олимпийских объектов в Сочи.
Как бы там ни было, не думаю, что возможная отставка главы Росимущества серьезно повлияет на планы приватизации и смену нынешней государственной политики в этом направлении, - продолжает экономист. - К большому сожалению, наш экономический блок правительства знает только два инструмента экономической политики: приватизация и девальвация. Поэтому, несмотря на в целом неудовлетворительные результаты, он так и чередует то одно, то другое последние 25 лет».
Следует также вспомнить, что Ольга Дергунова – бывший топ-менеджер ВТБ, а у Группы, вероятно, есть свои интересы в программе предстоящей приватизации. Возможно ли, что таким образом господина Костина и его команду решили попросту «отодвинуть» от всеобщей скупки госактивов?
«В условиях дефицита бюджета новый виток приватизации неизбежен, - признает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. - Другой вопрос - что приватизировать и как. Приватизация в кризис - это возможность приобрести госактивы по минимально возможной цене. Иногда в ущерб интересам государства, которое, чуть подождав, могло бы, возможно, выиграть. Потому у поспешной приватизации для сиюминутного затыкания бюджетных дыр есть противники. Глава Росимущества Ольга Дергунова явно не является сторонником поспешной «большой приватизации». Более того, ее связывают с командой ВТБ, который в случае политического решения о «большой приватизации» является серьезным претендентом на госактивы. Понятно, что есть и другие желающие, для кого-то Дергунова неудобна. Поэтому борьба за ее нынешнюю должность неизбежна».
Что может получить государство в ходе поспешной «большой приватизации» на одном из примеров показал депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Он напомнил о том, что в декабре прошлого года экс-министр обороны Анатолий Сердюков вошел в совет директоров компании «Вертолеты России» - одного из мировых лидеров в этой отрасли.
«А теперь стало понятно, зачем его туда назначили. Следите за руками, - пишет парламентарий на своей страничке в Facebook. - На Гайдаровском форуме министр Мантуров рассказал, что компанию давно пора приватизировать. Конечно, можно было бы ее просто вывести на IPO, но это не интересно, там настоящей цены никто не даст. Так что применят «отчасти забытую, вообще неиспользуемую» процедуру, когда компанию продают ее же менеджменту.
Ой. Какое удивительное совпадение. Не успел Сердюков прийти в компанию - и ее уже готовы ему продать. «Это позволит создать новую плеяду команд-управленцев, антикризисных и тех, кто будет мотивирован реализовывать те задачи, которые перед ними сейчас ставятся». То есть сейчас, надо понимать, за свои скромные зарплаты работают с отвращением. Конечно, имени уважаемого экс-министра не звучало. Не пояснялось, и откуда у топ-менеджмента госкомпании столько денег. Но приватизация компании будет очень в духе политики правительства - зарабатывать деньги в кризис путем распродажи имущества «своим». Типа правильные экономические меры, какие вообще могут быть претензии?» - иронизирует Гудков.
Все дело, может быть, в том, что Ольга Дергунова старалась подобные сделки хотя бы приостанавливать. По словам профессора кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ Ивана Родионова, в 2014 году в некоторых регионах страны близкие к региональному руководству бизнесмены зачастую получали привлекательные активы достаточно дешево. «Получалось, что, вставая на такую принципиальную позицию, Ольга Дергунова, по сути дела, срывала выполнение плана приватизации, - считает эксперт. - При этом здесь речь идет, скорее, не о том, чтобы исправить ситуацию с региональными сделками, это просто будет своего рода завеса для основных сделок, которые будут происходить с большими компаниями».
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает: решение о новой волне большой приватизации, по всей видимости, уже принято. «И я не исключаю, что Дергунова просто решила не бороться за лавры Анатолия Чубайса, понимая, что как бы безупречно не был проведен новый этап приватизации – он все равно будет подвергнут жесткой критике. Ну, видимо, она решила в этом не участвовать», - заявил политолог.
А вот гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, напротив, полагает: никакой отставки, вероятнее всего, не будет. «На моей памяти Ольгу Дергунову именно таким образом «увольняли» уже раза два-три, - напомнил политолог «Веку». - Но, складывается впечатление, что компетенция ее увольнения принадлежит все-таки лично президенту России. Сразу после какого-нибудь инцидента по задержке либо аннулированию подготовки того или иного тендера возникает эта «проблема Ольги Дергуновой». И разрабатывается она, и реализуется через СМИ по одной и той же схеме: якобы уже ищут замену, якобы начальство действиями Дергуновой недовольно и так далее. Но, как говорится, воз и ныне там.
Пока не подписаны приказы и соответствующие документы на увольнение, верить этим слухам не представляется возможным. И стоит их рассматривать лишь как элемент давления на Ольгу Дергунову с целью сделать ее команду и ее саму более сговорчивыми для проведения тех или иных приватизационных процессов. У нее очень сильные политические позиции, судя по тому доверию, которым она пользуется со стороны руководства страны. И, я думаю, что она даже может себе позволить не обращать внимания на подобного рода слухи», - заключает политолог.
По слухам, кресло главы Росимущества срочно понадобилось для неизвестного сейчас организатора этой самой «большой приватизации», а команда Дергуновой выступала в поддержку регионов и министерств, которые не желали передавать казенные активы в руки частного бизнеса. Якобы в администрации президента и кабмине действия Росимущества были восприняты как «торможение» приватизационных процессов в субъектах Федерации, сообщает «Коммерсант».
Как заявляло в марте 2015 года руководство Российского аукционного дома (РАД), госпакеты акций приватизируемых предприятий зачастую не доходят до торгов из-за противодействия региональных властей и отраслевых министерств. При этом еще в прошлом году планировалось продать 42 пакета госактивов общей стоимостью 12 млрд. рублей, и МЭР целиком поддерживал этот план. Однако в итоге половина торгов была перенесена на 2016 год.
Среди скандальных можно назвать отмену конкурса по продаже госпакета акций АО УОМЗ им. Верещагина (торговая марка «Вологодское масло») стартовой стоимостью 1 млрд. рублей. Минэкономразвития РФ заявило, что решение о приостановлении торгов приняло Росимущество. Тем не менее, региону не удалось удержать контроль над активом: даже несмотря на разработанную стратегию развития завода на 17 февраля (видимо, с легкой руки первого вице-премьера Игоря Шувалова) назначена его продажа.
Другой конфликт начал разгораться вокруг приватизации ОАО «Алмазный мир» («дочка» АЛРОСА, через которую оформляется около 90% экспортно-импортных сделок с драгметаллами и камнями) еще в декабре. По данным СМИ, тогда ирландская Ovoca Gold, добывающая золото в России, попросила главу МВД Владимира Колокольцева приостановить продажу госпакета в 52,37%. Претендент на актив считает его оценку в 740 млн. рублей заниженной и опасается, что впоследствии это может стать основанием для оспаривания итогов аукциона. И хотя Росимущество вроде бы не имело прямого отношения к приостановке этих торгов – тем не менее, говорят, этот случай также мог послужить основанием для отставки госпожи Дергуновой.
Тем более, за 2015 год Росимущество приостановило приватизацию более 40 из 204 пакетов акций, которые правительство поручило передать РАД, а несколько позиций в итоге были вовсе вычеркнуты из плана приватизации. В нынешнем году РАД рассчитывает продать около 150 госактивов на сумму около 20 млрд. рублей. «Возможно, что в преддверии «большой приватизации» 2016 года… на место главы Росимущества ищут новую фигуру», - пишет «Коммерсант». По данным издания, от подготовки приватизации «Роснефти», «Совкомфлота» и ВТБ Росимущество было фактически отстранено, и, возможно, этим займется уже преемник Ольги Дергуновой.
«Приватизация – это всегда конфликт интересов, - подтвердил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - В этом отношении слухи об отставке главы Росимущества Ольги Дергуновой многие склонны рассматривать как очередной раунд борьбы за доступ к административному ресурсу в ходе продолжающейся приватизации. Такая версия вполне вероятна. Вместе с тем, фигура главы Росимущества сегодня не имеет того политического веса, каким обладал, например, Чубайс и его преемники в 1990-годы. Если кому-то «твердо обещан» наверху тот или иной актив, то он его все равно получит несмотря на желания чиновников рангом ниже. Так что я бы не сбрасывал со счетов и аппаратную версию. Первые слухи об отставке главы Росимущества появились примерно год назад: ей даже объявляли выговор за задержку передачи олимпийских объектов в Сочи.
Как бы там ни было, не думаю, что возможная отставка главы Росимущества серьезно повлияет на планы приватизации и смену нынешней государственной политики в этом направлении, - продолжает экономист. - К большому сожалению, наш экономический блок правительства знает только два инструмента экономической политики: приватизация и девальвация. Поэтому, несмотря на в целом неудовлетворительные результаты, он так и чередует то одно, то другое последние 25 лет».
Следует также вспомнить, что Ольга Дергунова – бывший топ-менеджер ВТБ, а у Группы, вероятно, есть свои интересы в программе предстоящей приватизации. Возможно ли, что таким образом господина Костина и его команду решили попросту «отодвинуть» от всеобщей скупки госактивов?
«В условиях дефицита бюджета новый виток приватизации неизбежен, - признает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. - Другой вопрос - что приватизировать и как. Приватизация в кризис - это возможность приобрести госактивы по минимально возможной цене. Иногда в ущерб интересам государства, которое, чуть подождав, могло бы, возможно, выиграть. Потому у поспешной приватизации для сиюминутного затыкания бюджетных дыр есть противники. Глава Росимущества Ольга Дергунова явно не является сторонником поспешной «большой приватизации». Более того, ее связывают с командой ВТБ, который в случае политического решения о «большой приватизации» является серьезным претендентом на госактивы. Понятно, что есть и другие желающие, для кого-то Дергунова неудобна. Поэтому борьба за ее нынешнюю должность неизбежна».
Что может получить государство в ходе поспешной «большой приватизации» на одном из примеров показал депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Он напомнил о том, что в декабре прошлого года экс-министр обороны Анатолий Сердюков вошел в совет директоров компании «Вертолеты России» - одного из мировых лидеров в этой отрасли.
«А теперь стало понятно, зачем его туда назначили. Следите за руками, - пишет парламентарий на своей страничке в Facebook. - На Гайдаровском форуме министр Мантуров рассказал, что компанию давно пора приватизировать. Конечно, можно было бы ее просто вывести на IPO, но это не интересно, там настоящей цены никто не даст. Так что применят «отчасти забытую, вообще неиспользуемую» процедуру, когда компанию продают ее же менеджменту.
Ой. Какое удивительное совпадение. Не успел Сердюков прийти в компанию - и ее уже готовы ему продать. «Это позволит создать новую плеяду команд-управленцев, антикризисных и тех, кто будет мотивирован реализовывать те задачи, которые перед ними сейчас ставятся». То есть сейчас, надо понимать, за свои скромные зарплаты работают с отвращением. Конечно, имени уважаемого экс-министра не звучало. Не пояснялось, и откуда у топ-менеджмента госкомпании столько денег. Но приватизация компании будет очень в духе политики правительства - зарабатывать деньги в кризис путем распродажи имущества «своим». Типа правильные экономические меры, какие вообще могут быть претензии?» - иронизирует Гудков.
Все дело, может быть, в том, что Ольга Дергунова старалась подобные сделки хотя бы приостанавливать. По словам профессора кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ Ивана Родионова, в 2014 году в некоторых регионах страны близкие к региональному руководству бизнесмены зачастую получали привлекательные активы достаточно дешево. «Получалось, что, вставая на такую принципиальную позицию, Ольга Дергунова, по сути дела, срывала выполнение плана приватизации, - считает эксперт. - При этом здесь речь идет, скорее, не о том, чтобы исправить ситуацию с региональными сделками, это просто будет своего рода завеса для основных сделок, которые будут происходить с большими компаниями».
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает: решение о новой волне большой приватизации, по всей видимости, уже принято. «И я не исключаю, что Дергунова просто решила не бороться за лавры Анатолия Чубайса, понимая, что как бы безупречно не был проведен новый этап приватизации – он все равно будет подвергнут жесткой критике. Ну, видимо, она решила в этом не участвовать», - заявил политолог.
А вот гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, напротив, полагает: никакой отставки, вероятнее всего, не будет. «На моей памяти Ольгу Дергунову именно таким образом «увольняли» уже раза два-три, - напомнил политолог «Веку». - Но, складывается впечатление, что компетенция ее увольнения принадлежит все-таки лично президенту России. Сразу после какого-нибудь инцидента по задержке либо аннулированию подготовки того или иного тендера возникает эта «проблема Ольги Дергуновой». И разрабатывается она, и реализуется через СМИ по одной и той же схеме: якобы уже ищут замену, якобы начальство действиями Дергуновой недовольно и так далее. Но, как говорится, воз и ныне там.
Пока не подписаны приказы и соответствующие документы на увольнение, верить этим слухам не представляется возможным. И стоит их рассматривать лишь как элемент давления на Ольгу Дергунову с целью сделать ее команду и ее саму более сговорчивыми для проведения тех или иных приватизационных процессов. У нее очень сильные политические позиции, судя по тому доверию, которым она пользуется со стороны руководства страны. И, я думаю, что она даже может себе позволить не обращать внимания на подобного рода слухи», - заключает политолог.