Дирижер Геннадий Рождественский отмечает 75-летие
Знаменитому российскому дирижеру Геннадию Рождественскому сегодня исполняется 75 лет. Вечером в Большом зале Московской консерватории пройдет его юбилейный концерт, на котором прославленный маэстро выступит вместе со своими учениками - будущими дирижерами и уже состоявшимися мастерами.
В программе вечера прозвучат сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Сибелиуса. Выбор авторов понятен, ведь Геннадий Рождественский прежде всего известен в мире как неутомимый пропагандист современной музыки.
Не менее значительны заслуги юбиляра и перед классическим искусством, символом которого был и остается Большой театр. В главном театре страны Рождественский дирижировал операми и балетами, за один из которых - "Спартак" на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича - был удостоен высочайшей в ту пору награды - Ленинской премии.
Рождественский Геннадий Николаевич родился в 1931 году в Москве, в семье дирижера Н.П.Аносова и певицы, солистки Всесоюзного радио Н.П.Рождественской. Геннадий начал учиться музыке с шести лет. Закончив Центральную музыкальную школу как пианист, он поступил в 1949 году в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера.
Начало творческого пути Геннадия Рождественского было связано с Большим театром. Еще будучи студентом консерватории он дебютировал балетом Чайковского "Спящая красавица" (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры!). В том же 1951 году, пройдя отборочный конкурс, он был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Вскоре Рождественский дирижировал балетами "Бахчисарайский фонтан", "Лебединое озеро", "Золушка", "Сказ о каменном цветке" и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Р. Щедрина "Конек-Горбунок" (1960).
В 1965-70 годах Геннадий Рождественский являлся главным дирижером Большого театра. Его репертуар в театре охватывал около сорока опер и балетов. Дирижер принимал участие в постановках балетов "Спартак" Хачатуряна (балетмейстер Ю.Григорович, 1968), "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина (балетмейстер А.Алонсо, 1967), "Щелкунчик" Чайковского (балетмейстер Ю.Григорович, 1966) и других; впервые на русской сцене он поставил оперы "Человеческий голос" Пуленка (1965), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1965). В 1978 году он возвращается в Большой театр оперным дирижером (до 1983); Рождественский участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них "Катерина Измайлова" Шостаковича (1980) и "Обручение в монастыре" Прокофьева (1982). Много лет спустя, в юбилейном, 225-м сезоне Большого театра Геннадий Рождественский - генеральный художественный директор ГАБТа (с сентября по июнь 2000 года), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы "Игрок" Прокофьева во второй авторской редакции.
С 1950-х годов имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных русских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 годы он был главным дирижером и художественным руководителем БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Расставшись с БСО, с 1974 по 1985 годы Рождественский был музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра. Верный принципу репертуарных открытий, дирижер (в сотрудничестве с режиссером Борисом Покровским) возродил к новой жизни оперы "Нос" Шостаковича и "Похождение повесы" Стравинского, провел ряд интересных премьер. Наконец, в 1982 году дирижер становится во главе тогда же образованного Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР (в 1991 году при слиянии ГСО с Государственным камерным хором была образована Государственная академическая симфоническая капелла России, которую ныне возглавляет В.Полянский). Десять лет руководства этим коллективом (1982-1992) стали временем создания уникальных концертных программ (монографические концертные циклы "Антон Брукнер и его время", "Богуслав Мартину и чешская музыка ХХ века" и др.) и создания комплектов записей, включающих все симфонии Брукнера, Малера, Глазунова, Шостаковича.
К середине 70-х годов Геннадий Рождественский становится одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 годы он был главным дирижером Стокгольмского симфонического оркестра, позднее руководил оркестром ВВС в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982), Ныне маэстро - почетный и действующий дирижер Токийского оркестра "Иомиури".
Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Брукнера, Шенберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия Прокофьева и Шостаковича, в частности, запись на пластинки полных циклов их симфоний. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке.
С 1976 года Геннадий Рождественский - профессор Московской государственной консерватории, воспитавший ряд талантливых дирижеров. Им выпущены книги "Дирижерская аппликатура", "Мысли о музыке" и "Треугольники"; в книге "Преамбулы" ("СК", 1989) собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. Рождественский - автор монументальной оратории "Заповедное слово русскому народу" для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова А.Ремизова, прозвучавшей 8 февраля 2001 года в БЗК. В 1970 году дирижеру присуждена Ленинская премия за работу над балетом А.Хачатуряна "Спартак", в 1976 - присвоено звание Народный артист СССР. Он - почетный член Шведской королевской академии (1975) и почётный академик Английской королевской академии музыки (1984). Геннадий Рождественский награжден Болгарским орденом Кирилла и Мефодия; за вклад в развитие музыкальной культуры в Японии стал Кавалером Ордена Восходящего Солнца (2001); за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001).
Не менее значительны заслуги юбиляра и перед классическим искусством, символом которого был и остается Большой театр. В главном театре страны Рождественский дирижировал операми и балетами, за один из которых - "Спартак" на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича - был удостоен высочайшей в ту пору награды - Ленинской премии.
Рождественский Геннадий Николаевич родился в 1931 году в Москве, в семье дирижера Н.П.Аносова и певицы, солистки Всесоюзного радио Н.П.Рождественской. Геннадий начал учиться музыке с шести лет. Закончив Центральную музыкальную школу как пианист, он поступил в 1949 году в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера.
Начало творческого пути Геннадия Рождественского было связано с Большим театром. Еще будучи студентом консерватории он дебютировал балетом Чайковского "Спящая красавица" (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры!). В том же 1951 году, пройдя отборочный конкурс, он был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Вскоре Рождественский дирижировал балетами "Бахчисарайский фонтан", "Лебединое озеро", "Золушка", "Сказ о каменном цветке" и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Р. Щедрина "Конек-Горбунок" (1960).
В 1965-70 годах Геннадий Рождественский являлся главным дирижером Большого театра. Его репертуар в театре охватывал около сорока опер и балетов. Дирижер принимал участие в постановках балетов "Спартак" Хачатуряна (балетмейстер Ю.Григорович, 1968), "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина (балетмейстер А.Алонсо, 1967), "Щелкунчик" Чайковского (балетмейстер Ю.Григорович, 1966) и других; впервые на русской сцене он поставил оперы "Человеческий голос" Пуленка (1965), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1965). В 1978 году он возвращается в Большой театр оперным дирижером (до 1983); Рождественский участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них "Катерина Измайлова" Шостаковича (1980) и "Обручение в монастыре" Прокофьева (1982). Много лет спустя, в юбилейном, 225-м сезоне Большого театра Геннадий Рождественский - генеральный художественный директор ГАБТа (с сентября по июнь 2000 года), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы "Игрок" Прокофьева во второй авторской редакции.
С 1950-х годов имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных русских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 годы он был главным дирижером и художественным руководителем БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Расставшись с БСО, с 1974 по 1985 годы Рождественский был музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра. Верный принципу репертуарных открытий, дирижер (в сотрудничестве с режиссером Борисом Покровским) возродил к новой жизни оперы "Нос" Шостаковича и "Похождение повесы" Стравинского, провел ряд интересных премьер. Наконец, в 1982 году дирижер становится во главе тогда же образованного Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР (в 1991 году при слиянии ГСО с Государственным камерным хором была образована Государственная академическая симфоническая капелла России, которую ныне возглавляет В.Полянский). Десять лет руководства этим коллективом (1982-1992) стали временем создания уникальных концертных программ (монографические концертные циклы "Антон Брукнер и его время", "Богуслав Мартину и чешская музыка ХХ века" и др.) и создания комплектов записей, включающих все симфонии Брукнера, Малера, Глазунова, Шостаковича.
К середине 70-х годов Геннадий Рождественский становится одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 годы он был главным дирижером Стокгольмского симфонического оркестра, позднее руководил оркестром ВВС в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982), Ныне маэстро - почетный и действующий дирижер Токийского оркестра "Иомиури".
Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Брукнера, Шенберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия Прокофьева и Шостаковича, в частности, запись на пластинки полных циклов их симфоний. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке.
С 1976 года Геннадий Рождественский - профессор Московской государственной консерватории, воспитавший ряд талантливых дирижеров. Им выпущены книги "Дирижерская аппликатура", "Мысли о музыке" и "Треугольники"; в книге "Преамбулы" ("СК", 1989) собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. Рождественский - автор монументальной оратории "Заповедное слово русскому народу" для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова А.Ремизова, прозвучавшей 8 февраля 2001 года в БЗК. В 1970 году дирижеру присуждена Ленинская премия за работу над балетом А.Хачатуряна "Спартак", в 1976 - присвоено звание Народный артист СССР. Он - почетный член Шведской королевской академии (1975) и почётный академик Английской королевской академии музыки (1984). Геннадий Рождественский награжден Болгарским орденом Кирилла и Мефодия; за вклад в развитие музыкальной культуры в Японии стал Кавалером Ордена Восходящего Солнца (2001); за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001).