Дирижер Геннадий Рождественский отмечает 75-летие

Знаменитому российскому дирижеру Геннадию Рождественскому сегодня исполняется 75 лет. Вечером в Большом зале Московской консерватории пройдет его юбилейный концерт, на котором прославленный маэстро выступит вместе со своими учениками - будущими дирижерами и уже состоявшимися мастерами.

В программе вечера прозвучат сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Сибелиуса. Выбор авторов понятен, ведь Геннадий Рождественский прежде всего известен в мире как неутомимый пропагандист современной музыки.

Не менее значительны заслуги юбиляра и перед классическим искусством, символом которого был и остается Большой театр. В главном театре страны Рождественский дирижировал операми и балетами, за один из которых - "Спартак" на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича - был удостоен высочайшей в ту пору награды - Ленинской премии.

Рождественский Геннадий Николаевич родился в 1931 году в Москве, в семье дирижера Н.П.Аносова и певицы, солистки Всесоюзного радио Н.П.Рождественской. Геннадий начал учиться музыке с шести лет. Закончив Центральную музыкальную школу как пианист, он поступил в 1949 году в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера.

Реклама на веке
Как разместить

Начало творческого пути Геннадия Рождественского было связано с Большим театром. Еще будучи студентом консерватории он дебютировал балетом Чайковского "Спящая красавица" (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры!). В том же 1951 году, пройдя отборочный конкурс, он был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Вскоре Рождественский дирижировал балетами "Бахчисарайский фонтан", "Лебединое озеро", "Золушка", "Сказ о каменном цветке" и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Р. Щедрина "Конек-Горбунок" (1960).

В 1965-70 годах Геннадий Рождественский являлся главным дирижером Большого театра. Его репертуар в театре охватывал около сорока опер и балетов. Дирижер принимал участие в постановках балетов "Спартак" Хачатуряна (балетмейстер Ю.Григорович, 1968), "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина (балетмейстер А.Алонсо, 1967), "Щелкунчик" Чайковского (балетмейстер Ю.Григорович, 1966) и других; впервые на русской сцене он поставил оперы "Человеческий голос" Пуленка (1965), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1965). В 1978 году он возвращается в Большой театр оперным дирижером (до 1983); Рождественский участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них "Катерина Измайлова" Шостаковича (1980) и "Обручение в монастыре" Прокофьева (1982). Много лет спустя, в юбилейном, 225-м сезоне Большого театра Геннадий Рождественский - генеральный художественный директор ГАБТа (с сентября по июнь 2000 года), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы "Игрок" Прокофьева во второй авторской редакции.

С 1950-х годов имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных русских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 годы он был главным дирижером и художественным руководителем БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Расставшись с БСО, с 1974 по 1985 годы Рождественский был музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра. Верный принципу репертуарных открытий, дирижер (в сотрудничестве с режиссером Борисом Покровским) возродил к новой жизни оперы "Нос" Шостаковича и "Похождение повесы" Стравинского, провел ряд интересных премьер. Наконец, в 1982 году дирижер становится во главе тогда же образованного Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР (в 1991 году при слиянии ГСО с Государственным камерным хором была образована Государственная академическая симфоническая капелла России, которую ныне возглавляет В.Полянский). Десять лет руководства этим коллективом (1982-1992) стали временем создания уникальных концертных программ (монографические концертные циклы "Антон Брукнер и его время", "Богуслав Мартину и чешская музыка ХХ века" и др.) и создания комплектов записей, включающих все симфонии Брукнера, Малера, Глазунова, Шостаковича.

К середине 70-х годов Геннадий Рождественский становится одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 годы он был главным дирижером Стокгольмского симфонического оркестра, позднее руководил оркестром ВВС в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982), Ныне маэстро - почетный и действующий дирижер Токийского оркестра "Иомиури".

Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Брукнера, Шенберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия Прокофьева и Шостаковича, в частности, запись на пластинки полных циклов их симфоний. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке.

С 1976 года Геннадий Рождественский - профессор Московской государственной консерватории, воспитавший ряд талантливых дирижеров. Им выпущены книги "Дирижерская аппликатура", "Мысли о музыке" и "Треугольники"; в книге "Преамбулы" ("СК", 1989) собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. Рождественский - автор монументальной оратории "Заповедное слово русскому народу" для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова А.Ремизова, прозвучавшей 8 февраля 2001 года в БЗК. В 1970 году дирижеру присуждена Ленинская премия за работу над балетом А.Хачатуряна "Спартак", в 1976 - присвоено звание Народный артист СССР. Он - почетный член Шведской королевской академии (1975) и почётный академик Английской королевской академии музыки (1984). Геннадий Рождественский награжден Болгарским орденом Кирилла и Мефодия; за вклад в развитие музыкальной культуры в Японии стал Кавалером Ордена Восходящего Солнца (2001); за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001).

Реклама на веке
Как разместить
Сегодня вручат театральную премию им. Ролана Быкова «Русалка» Анны Меликян выдвинута на «Оскар»
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются