Для Громова гром не грянет?
Подмосковье находится на грани дефолта, но федеральные власти готовы вновь «латать дыры». Губернатору Московской области Борису Громову удалось выпросить у правительства России почти треть от общего объема заложенных в госбюджете дотаций для регионов.
В то же время СКП на днях объявил об очередном случае хищения из областного бюджета. Но, как считают эксперты, по разным причинам бывшему боевому генералу «простят все».
Казалось бы, откуда у Подмосковья проблемы? Стоимость земель, недвижимости плюс близость аэропортов, да и, в конце концов, столицы нашей Родины – это вам не какая-нибудь Тува, где до сих пор нет даже железной дороги.
Однако финансовые проблемы в Московской области тянутся уже несколько лет, а нынешний дефицит областного бюджета достиг уже 18%, выплаты по долгам во втором полугодии почти в три раза превышают финансовые возможности региона. Команда губернатора Громова работает настолько «эффективно», что во избежание дефолта области в дело были вынуждены вмешаться федеральные власти.
Долг Московской области по состоянию на 1 июня 2009 года составил 155,2 млрд. рублей, превысив предельно допустимый объем на 1%. По оценкам Минфина, дефицит областного бюджета в 2009 году составит более 18% объема доходов, за исключением безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Сама область прогнозирует дефицит на уровне более 21%. Действующий бюджет Московской области предусматривает по итогам года более скромный дефицит - 28,7 млрд. руб., или 7,4% бюджетных доходов.
В июне Мособлдума уже вносила корректировки в бюджет Московской области на 2009 год - дефицит бюджета возрос с 8,9 млрд. до 23,3 млрд. рублей за счет уменьшения доходов бюджета на 13,5 млрд. - до 261,5 млрд., и увеличения расходов на 1 млрд. - до 284,9 млрд. рублей.
В минувший четверг президиум правительства РФ, после просьбы губернатора Громова оказать помощь области, перераспределил между регионами дотации из федерального бюджета. Теперь из 11,8 млрд. рублей «самой бедной» Московской области достанется почти треть - 4,6 миллиарда.
Еще в начале июля Борис Громов заявил, что в Подмосковном бюджете осталось «не очень много денег» на текущие расходы региона. «Улучшения не будет. Будет только ухудшение. Ту жизнь, которой мы жили раньше, нужно забыть», - сказал губернатор.
Да, если вспомнить, какой жизнью до сих пор жили подмосковные чиновники – на это никаких денег не хватит. Не зря ведь за неделю до решения президиума правительства Следственный комитет при Прокуратуре РФ объявил о новом случае хищения из областного бюджета. По предварительным данным, около 2,6 млрд. рублей были незаконно выведены за границу. По версии следствия, в 2006-2008 годах в Подмосковье регулярно похищались деньги, предназначенные на решение проблем ЖКХ. Была создана сеть подставных фирм, зарегистрированных по утерянным паспортам, которым областное правительство регулярно перечисляло бюджетные деньги, расплачиваясь по несуществующим коммунальным долгам.
Безусловно, все понимают, что финансовые проблемы региональных бюджетов – это, кроме прочего, и недоработка высшего менеджмента в лице губернаторов. Однако, странно получается – многие головы полетели даже за меньшие провинности, а Борису Всеволодовичу до сих пор прощается многое.
«Вспомнить хотя бы скандал с министром финансов Московской области Алексеем Кузнецовым, который, кроме того, был правой рукой Бориса Громова. Если и после такого обвинения у губернатора все в порядке – ему простят все. Думаю, не простят ему только штурм соседнего региона (Москвы, например). Бюджет Подмосковья находится в плачевном состоянии, его в несколько этапов сократили чуть не в два раза. В социальном плане здесь тоже все слишком сложно – люди живут, глядя на заборы элитных коттеджей, а так недалеко и до социального взрыва. Подмосковью будут давать деньги просто потому, что боятся», - заявил «Веку» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Известный экономист напомнил о скандале, в котором действительно поражает размах: размер украденных бюджетных денег, исключительная организованность, высокий уровень административно-правового обеспечения деятельности мошенников, но главное - безнаказанность.
Напомним, «станок для печатания денег» на нужды области в лице Московской инвестиционной трастовой компании (МОИТК) была создана в октябре 2000 года именно по предложению тогдашнего министра финансов и первого заместителя председателя правительства Московской области Алексея Кузнецова. План деятельности был набросан лишь в общих чертах: участие в инвестпрограммах, развитие экономики, управление активами, привлечение инвестиций. Плюс, работа на репутацию действующего губернатора. Ну вот, скажем, посещает Борис Громов избирателей города Химки и обещает им построить новый стадион. Тут за дело принимается МОИТК, которая берет на свое имя кредит в банке и за несколько лет своими силами строит стадион. Причем, кредиторы пребывают в полной уверенности – уж Московская область все долги заплатит. Так оно поначалу и было – к моменту сдачи объекта правительство успевало черкнуть нужную строчку в бюджете и получало стадион, а МОИТК расплачивалась по счетам.
За годы правления МОИТК возвела на подмосковных землях несколько сотен разнообразных объектов, а затем, с целью расширения «бизнеса», Московская область обзавелась несколькими «дочками» и «внучками». Так, например, «Мособлгаз» занимал деньги на реконструкцию старых подмосковных котельных, «Мострансавто» - на закупку новых автобусов, «Энергоцентр» - на строительство электроподстанций. Были созданы также ОАО «Ипотечная корпорация Московской области» (ИКМО) и ОАО «Московское областное ипотечное агентство» (МОИА). По приблизительным подсчетам, до 2008 года МОИТК, ИКМО и МОИА набрали кредитов на 70 млрд. рублей, причем по целому ряду кредитов гарантом выступала Московская область.
«Стратегическим партнером» областных программ стала «Русская инвестиционная группа» («РИГрупп») – именно ее областные «дочки» привлекали к реализации самых лакомых и крупных инвестиционных проектов. Тем меньше мы удивимся, вспомнив, что президентом «РИГрупп» в то время была супруга господина Кузнецова, гражданка США Жанна Буллок.
В процессе хищения работала самая простая «строительная» схема: неимоверно (на 50-75%) раздутые сметы, приписки «лишних» миллионов, а то и миллиардов. Затем была раскрыта хитроумная афера с облигациями, за счет которой немалые средства были выведены в оффшоры.
В апреле нынешнего года к делу подключилась и ФАС России, заявившая, что ИКМО, «в нарушение антимонопольного законодательства получила эксклюзивное право на госгарантии на 750 млн. рублей в рамках реализации областной программы по расселению ветхого жилья». Так, в период с октября 2007 по июль 2008 года ИКМО стала победителем более тридцати аукционов в различных подмосковных муниципальных образованиях и за копейки получила права на десятки гектаров городских территорий. И все это курировал господин Кузнецов&Co.
А в августе 2008 года экс-министр неожиданно и тайно покинул Россию вместе с супругой. Как выяснится позже, у подмосковного чиновника был американский паспорт. Теперь Алексей Кузнецов, вероятно ни в чем себе не отказывает, черпая твердой рукой украденные бюджетные миллиарды, да посмеивается.
Есть, кстати, чему. Недавно появились сообщения о банкротстве МОИТК. Стабильность компании с 14-миллиардным уставным капиталом была подорвана непосильной долговой нагрузкой, которую на нее повесила «РИГрупп». А держатели долгов начали борьбу за статус инициатора банкротства, который дает право назначить конкурсного управляющего МОИТК. Говорят, вслед за МОИТК с молотка в свой последний путь отправятся и другие областные «дочки».
В связи с решением правительства Московской области о ликвидации компании, агентство Standard&Poor's присвоило МОИТК «негативный» рейтинг, который, в конечном итоге, может быть понижен до «дефолта» (если компания прекратит обслуживание и погашение своих долговых обязательств).
Но, несмотря ни на что, похоже, Борис Громов прочно сидит в своем кресле, хотя слухи о его отставке активно обсуждаются с конца прошлого года. В последнем «рейтинге выживаемости губернаторов» глава Подмосковья получил два балла из пяти возможных. «Московская область имеет особое значение, - говорит Михаил Делягин. - Вся политическая элита, в том числе и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин, живет в Подмосковье, которое находится в компетенции Бориса Громова. Здесь огромное количество разноуровневых интересов и целей, все это очень сложно урегулировать. Если менять губернатора – придется выстраивать систему заново. А помните, как в фильме «День выборов»: «Пока договорились – столько людей полегло».
Некоторые аналитики считают, что Борис Громов действительно может спать спокойно. Но только какое-то время. «Думаю, федеральные власти не стали бы вот так просто выделять такие средства Московской области, - заявил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Борис Громов нужен Кремлю, чтобы уравновесить фигуру мэра Москвы Юрия Лужкова, который, думаю, договорился отсрочить свою отставку. И до тех пор, пока Москва и Московская область не будут объединены – Борис Всеволодович будет занимать свой пост. А в качестве главы нового субъекта федерации, насколько я знаю, обсуждается фигура Сергея Собянина (нынешний руководитель аппарата правительства РФ)».
По мнению многих экспертов, большого разоблачительного скандала нам все равно не видать – скорее всего, бывший генерал, оставив губернаторское кресло, займет мягкое местечко какого-нибудь советника. Потому что де-юре, Борис Громов хоть и подписывал каждую бумажку, де-факто, финансовые потоки шли через других людей, его подчиненных. И те, кто непосредственно распределял средства, запутал все до такой степени, что разобраться теперь, кто прав, кто виноват, довольно сложно. Ясно одно, делалось это отнюдь не с добрым умыслом.
Казалось бы, откуда у Подмосковья проблемы? Стоимость земель, недвижимости плюс близость аэропортов, да и, в конце концов, столицы нашей Родины – это вам не какая-нибудь Тува, где до сих пор нет даже железной дороги.
Однако финансовые проблемы в Московской области тянутся уже несколько лет, а нынешний дефицит областного бюджета достиг уже 18%, выплаты по долгам во втором полугодии почти в три раза превышают финансовые возможности региона. Команда губернатора Громова работает настолько «эффективно», что во избежание дефолта области в дело были вынуждены вмешаться федеральные власти.
Долг Московской области по состоянию на 1 июня 2009 года составил 155,2 млрд. рублей, превысив предельно допустимый объем на 1%. По оценкам Минфина, дефицит областного бюджета в 2009 году составит более 18% объема доходов, за исключением безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Сама область прогнозирует дефицит на уровне более 21%. Действующий бюджет Московской области предусматривает по итогам года более скромный дефицит - 28,7 млрд. руб., или 7,4% бюджетных доходов.
В июне Мособлдума уже вносила корректировки в бюджет Московской области на 2009 год - дефицит бюджета возрос с 8,9 млрд. до 23,3 млрд. рублей за счет уменьшения доходов бюджета на 13,5 млрд. - до 261,5 млрд., и увеличения расходов на 1 млрд. - до 284,9 млрд. рублей.
В минувший четверг президиум правительства РФ, после просьбы губернатора Громова оказать помощь области, перераспределил между регионами дотации из федерального бюджета. Теперь из 11,8 млрд. рублей «самой бедной» Московской области достанется почти треть - 4,6 миллиарда.
Еще в начале июля Борис Громов заявил, что в Подмосковном бюджете осталось «не очень много денег» на текущие расходы региона. «Улучшения не будет. Будет только ухудшение. Ту жизнь, которой мы жили раньше, нужно забыть», - сказал губернатор.
Да, если вспомнить, какой жизнью до сих пор жили подмосковные чиновники – на это никаких денег не хватит. Не зря ведь за неделю до решения президиума правительства Следственный комитет при Прокуратуре РФ объявил о новом случае хищения из областного бюджета. По предварительным данным, около 2,6 млрд. рублей были незаконно выведены за границу. По версии следствия, в 2006-2008 годах в Подмосковье регулярно похищались деньги, предназначенные на решение проблем ЖКХ. Была создана сеть подставных фирм, зарегистрированных по утерянным паспортам, которым областное правительство регулярно перечисляло бюджетные деньги, расплачиваясь по несуществующим коммунальным долгам.
Безусловно, все понимают, что финансовые проблемы региональных бюджетов – это, кроме прочего, и недоработка высшего менеджмента в лице губернаторов. Однако, странно получается – многие головы полетели даже за меньшие провинности, а Борису Всеволодовичу до сих пор прощается многое.
«Вспомнить хотя бы скандал с министром финансов Московской области Алексеем Кузнецовым, который, кроме того, был правой рукой Бориса Громова. Если и после такого обвинения у губернатора все в порядке – ему простят все. Думаю, не простят ему только штурм соседнего региона (Москвы, например). Бюджет Подмосковья находится в плачевном состоянии, его в несколько этапов сократили чуть не в два раза. В социальном плане здесь тоже все слишком сложно – люди живут, глядя на заборы элитных коттеджей, а так недалеко и до социального взрыва. Подмосковью будут давать деньги просто потому, что боятся», - заявил «Веку» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Известный экономист напомнил о скандале, в котором действительно поражает размах: размер украденных бюджетных денег, исключительная организованность, высокий уровень административно-правового обеспечения деятельности мошенников, но главное - безнаказанность.
Напомним, «станок для печатания денег» на нужды области в лице Московской инвестиционной трастовой компании (МОИТК) была создана в октябре 2000 года именно по предложению тогдашнего министра финансов и первого заместителя председателя правительства Московской области Алексея Кузнецова. План деятельности был набросан лишь в общих чертах: участие в инвестпрограммах, развитие экономики, управление активами, привлечение инвестиций. Плюс, работа на репутацию действующего губернатора. Ну вот, скажем, посещает Борис Громов избирателей города Химки и обещает им построить новый стадион. Тут за дело принимается МОИТК, которая берет на свое имя кредит в банке и за несколько лет своими силами строит стадион. Причем, кредиторы пребывают в полной уверенности – уж Московская область все долги заплатит. Так оно поначалу и было – к моменту сдачи объекта правительство успевало черкнуть нужную строчку в бюджете и получало стадион, а МОИТК расплачивалась по счетам.
За годы правления МОИТК возвела на подмосковных землях несколько сотен разнообразных объектов, а затем, с целью расширения «бизнеса», Московская область обзавелась несколькими «дочками» и «внучками». Так, например, «Мособлгаз» занимал деньги на реконструкцию старых подмосковных котельных, «Мострансавто» - на закупку новых автобусов, «Энергоцентр» - на строительство электроподстанций. Были созданы также ОАО «Ипотечная корпорация Московской области» (ИКМО) и ОАО «Московское областное ипотечное агентство» (МОИА). По приблизительным подсчетам, до 2008 года МОИТК, ИКМО и МОИА набрали кредитов на 70 млрд. рублей, причем по целому ряду кредитов гарантом выступала Московская область.
«Стратегическим партнером» областных программ стала «Русская инвестиционная группа» («РИГрупп») – именно ее областные «дочки» привлекали к реализации самых лакомых и крупных инвестиционных проектов. Тем меньше мы удивимся, вспомнив, что президентом «РИГрупп» в то время была супруга господина Кузнецова, гражданка США Жанна Буллок.
В процессе хищения работала самая простая «строительная» схема: неимоверно (на 50-75%) раздутые сметы, приписки «лишних» миллионов, а то и миллиардов. Затем была раскрыта хитроумная афера с облигациями, за счет которой немалые средства были выведены в оффшоры.
В апреле нынешнего года к делу подключилась и ФАС России, заявившая, что ИКМО, «в нарушение антимонопольного законодательства получила эксклюзивное право на госгарантии на 750 млн. рублей в рамках реализации областной программы по расселению ветхого жилья». Так, в период с октября 2007 по июль 2008 года ИКМО стала победителем более тридцати аукционов в различных подмосковных муниципальных образованиях и за копейки получила права на десятки гектаров городских территорий. И все это курировал господин Кузнецов&Co.
А в августе 2008 года экс-министр неожиданно и тайно покинул Россию вместе с супругой. Как выяснится позже, у подмосковного чиновника был американский паспорт. Теперь Алексей Кузнецов, вероятно ни в чем себе не отказывает, черпая твердой рукой украденные бюджетные миллиарды, да посмеивается.
Есть, кстати, чему. Недавно появились сообщения о банкротстве МОИТК. Стабильность компании с 14-миллиардным уставным капиталом была подорвана непосильной долговой нагрузкой, которую на нее повесила «РИГрупп». А держатели долгов начали борьбу за статус инициатора банкротства, который дает право назначить конкурсного управляющего МОИТК. Говорят, вслед за МОИТК с молотка в свой последний путь отправятся и другие областные «дочки».
В связи с решением правительства Московской области о ликвидации компании, агентство Standard&Poor's присвоило МОИТК «негативный» рейтинг, который, в конечном итоге, может быть понижен до «дефолта» (если компания прекратит обслуживание и погашение своих долговых обязательств).
Но, несмотря ни на что, похоже, Борис Громов прочно сидит в своем кресле, хотя слухи о его отставке активно обсуждаются с конца прошлого года. В последнем «рейтинге выживаемости губернаторов» глава Подмосковья получил два балла из пяти возможных. «Московская область имеет особое значение, - говорит Михаил Делягин. - Вся политическая элита, в том числе и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин, живет в Подмосковье, которое находится в компетенции Бориса Громова. Здесь огромное количество разноуровневых интересов и целей, все это очень сложно урегулировать. Если менять губернатора – придется выстраивать систему заново. А помните, как в фильме «День выборов»: «Пока договорились – столько людей полегло».
Некоторые аналитики считают, что Борис Громов действительно может спать спокойно. Но только какое-то время. «Думаю, федеральные власти не стали бы вот так просто выделять такие средства Московской области, - заявил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Борис Громов нужен Кремлю, чтобы уравновесить фигуру мэра Москвы Юрия Лужкова, который, думаю, договорился отсрочить свою отставку. И до тех пор, пока Москва и Московская область не будут объединены – Борис Всеволодович будет занимать свой пост. А в качестве главы нового субъекта федерации, насколько я знаю, обсуждается фигура Сергея Собянина (нынешний руководитель аппарата правительства РФ)».
По мнению многих экспертов, большого разоблачительного скандала нам все равно не видать – скорее всего, бывший генерал, оставив губернаторское кресло, займет мягкое местечко какого-нибудь советника. Потому что де-юре, Борис Громов хоть и подписывал каждую бумажку, де-факто, финансовые потоки шли через других людей, его подчиненных. И те, кто непосредственно распределял средства, запутал все до такой степени, что разобраться теперь, кто прав, кто виноват, довольно сложно. Ясно одно, делалось это отнюдь не с добрым умыслом.